"Экологическое воспитание старших дошкольников"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Ковалева Елена Андреевна

 Экологическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экологические знания — составляющая часть общей культуры ребёнка. Они пробуждают в нём интерес к окружающему миру, стремление исследовать и совершать открытия. В подготовительной группе образовательная деятельность переходит на новый уровень. Ребята уже многое знают и умеют: способны классифицировать объекты по различным признакам, выявлять причинно-следственные связи, имеют широкий кругозор, хорошо воспринимают информацию. В связи с этим содержание экологических занятий становится сложнее: будущие школьники прослеживают разные нюансы взаимодействия природных объектов со средой их обитания, учатся сравнивать и решать проблемные задачи.

 С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

На основе следующих нормативных документов разрабатываются занятия для детей в дошкольном учреждении:

- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от «4» сентября 2014г. № 1726-р);

«Указа Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» № 236 от 04.02.1994 г. (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике  дошкольного воспитания.

Основные цели и задачи экологического воспитания прописаны  в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой:

- развитие познавательно-исследовательской деятельности;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

-расширять представления о многообразии природных явлений, объектах, о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе; обогащать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы  ситуациям;

-воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке;

 

-воспитание экологической культуры взрослого населения (родителей).

Всё выше сказанное побудило меня разработать, подготовить и провести открытое занятие для старших дошкольников «Спасите Океан».

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе как средства развития основ экологической культуры

Задачи в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развивать умение видеть экологическую проблему.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  1. ОО «Познавательное развитие»:
  • Развивать интерес к поисковой деятельности, познавательный интерес к окружающему миру, интерес к экспериментированию, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Уточнить представления об источниках возникновения мусора.
  • Создать условия для получения детьми представлений об очистке воды способом фильтрования.
  1. ОО «Речевое развитие»:
  • Обогащать словарный запас.
  • Закрепить умение подбирать слова, отвечающие на вопрос какой, какая, какое?
  1. ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

             закреплять умение создавать барельеф, используя природные и декоративные материалы.

  1. ОО «Физическое развитие»:
  • Совершенствовать умения использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (динамическая пауза).
  • Развивать двигательную активность, интонационную и мимическую выразительность.
  • Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

 Форма организации: групповая, фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, проблемные ситуации, слушание.

Материалы и оборудование: музыка с шумом моря, видео «Спасите океан» и «Коралловые рифы», слайд-шоу, (монтировали самостоятельно), письмо от обитателей океана, прозрачная бутылка и грязной водой, таз или пластиковый контейнер, стаканы прозрачные, плошки- черпаки, ситечки, ложки, лопатки, салфетки, ватные диски, тряпочки, шерстяные нитки, воронки,

Предварительная работа: беседа о значении воды, рассматривание картинок с изображением морских обитателей.

Обогащение словаря: нефть, нефтесборщик, боны, сорбент.

Ход НОД:

Вводная часть (4-5 минут)

Звучит музыка со звуками бушующего моря, воспитатель обращает на это внимание детей.

- Ребята, вы слышите? Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

Скажите, а море, оно сейчас какое?  Опишите настроение моря.

- Море тревожное, беспокойное, сердитое, бушующее, грустное. Что же случилось? Давайте, посмотрим видео - послание от обитателей океана и прочитаем письмо.

(Дети смотрят видео о загрязнении океанов).

- Послушайте письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Нам очень плохо, мы погибаем. Вы уже видели красивые фильмы и картинки с изображением дна океана, моря, реки, где плавают рыбки, растут кораллы, водоросли. А сейчас на эти картинки можно добавить битые бутылки, ржавые банки, пакеты, дырявые сапоги и много другого мусора.  И дышать нам совсем нечем, вода грязная. Что же нам делать, ребята? Как сделать, чтобы моря, океаны, реки снова были чистыми? Чтобы рыбы и другие морские обитатели не погибали?  Мы прислали вам бутылку с морской водой, посмотрите какая она грязная!»

Основная часть. (15-20 минут)

Педагог:

- Давайте посмотрим, что за воду прислала нам морские обитатели. (Воспитатель достает и показывает детям большую прозрачную бутылку с водой с добавлением растительного (машинного) масла, мелкого мусора, для замутнения воды использовать землю).

- Как вы думаете, могут ли в такой воде жить живые организмы? (Ответы детей).

Какой должна быть вода, чтобы и людям можно было пользоваться ею? Давайте посмотрим на воду в стакане (воспитатель показывает стакан с чистой водой) и в бутылке. Сравните и опишите воду в стакане и в бутылке.

(Ответы детей).

- Мы с вами убедились, что морская вода, присланная нам морскими обитателями не пригодна для проживания. Посмотрите, какие ужасные катастрофы случаются в океане. (Слайд № 1-4).

- Это разлилась нефть. А вы знаете, что делают из нефти - из неё делают бензин, резину, краску, лаки, моющие средства и многое другое. Когда происходят такие катастрофы, нужно срочно спасать океан. Как вы думаете, можно ли эту воду очистить? (Ответы детей).

-  Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Фото лаборатории. Слайд №5).

- Сегодня мы с вами попробуем стать такими учёными, и проведём опыт по очистке воды.

- Эту воду мы сейчас выльем в таз, это большой океан.

В большой таз или пластиковый  контейнер - «ОКЕАН», наливается грязная вода из бутылки.

Воспитатель просит подойти по очереди 2-3 детей и попробовать   убрать масляные пятна подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой, лопаткой). Делают вывод, что это невозможно.

- С помощью специальных приспособлений – бонов (Слайд № 6,7 в эксперименте - скрученные жгутик из шерстяной нити), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое удобное место. Затем на масляное пятно капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира из пипетки), которая помогает расщепить нефть на множество мелких капелек. Затем корабли – нефтесборщики (слайд№8) собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрамиКапельки масла притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть задерживается. Так очищается вода от нефти.

Проводится эксперимент по сбору «нефти»:

Задание выполняют 4 ребёнка. 2 ребёнка капают с края в воду из пипетки разбавленное моющее средство для удаления жира, а ещё 2 ребёнка шерстяной ниткой (скручена вдвойне) с двух краёв начинают тащить «боны» по поверхности воды собирая жирные масляные пятна. Они удерживают пятно.

Затем воспитатель приглашает ещё 2 детей, и они проводят «Опыт по очистке воды».

- Сначала мы изготовим фильтр. Ребята, а кто знает, что такое фильтр? Правда, фильтр нужен для очистки чего-либо, например, фильтры есть в пылесосе, в кухонной вытяжке, в автомобилях, в небольших домашних очистителях воды на кухне и т.д.

Сейчас мы сами смастерим фильтр с помощью салфетки (одноразовые тонкие тряпочки для уборки стола) и ватных дисков (или ваты). Вложим диски в тряпочку и сложим тряпочку пополам. Затем положите воронку на пустой стакан, возьмите фильтр и положите его в воронку и медленно переливайте с помощью плошек (небольшие ковшики) грязную воду через наш фильтр.

Что произошло с грязной водой? (стала почти чистой).

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Фильтр хорошо очищает воду, вата задерживает грязь.

Вода стала почти прозрачной.

- Вода стала совсем чистой? (Ответы детей).

- Но предать воде ее прежнее состояние уже нельзя. Но мы с вами очистили ее от очень опасного продукта нефти.

Работа ученых очень трудная, давайте мы с вами немного подвигаемся и отдохнем.

(Педагог проводит физкультминутку. Приложение № 1)

- Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Скажите, кто виноват в загрязнении водоемов? Ребята, а что же надо или не надо делать людям, чтобы сохранить водоемы чистыми?  

(Ответы детей).

- Морские жители прислали нам свои фотографии, что бы вы увидели какие они красивые. Но чтобы их увидеть, надо отгадать загадки о морских обитателях. (Дети отгадывают загадки Приложение №2).

(По мере отгадывания загадок идёт показ слайдов №9-15)

Заключительная часть. (3-4 минуты) Рефлексия (подведение итогов)

- Теперь вы знаете, что надо делать, чтобы океаны стали чище, и мы смогли бы спасти наше будущее. Ведь будущее это ВЫ! Морские обитатели прислали нам видео своего дома, что бы вы тоже им полюбовалась. (Показ видео «Коралловые рифы», дети расслабляются под спокойную музыку и виды дна океана)

 По окончанию или во время видео дети могут выполнять плоскостную лепку из пластилина на голубом картоне «Морское дно» с использованием природного материала, морской соли, ракушек, мелкой гальки, декоративного песка.

 

 

 

 

Приложение №1 Физкультминутка.

 

Содержание

Методические указания

 

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке.

 

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три –

На море скорее ты посмотри.

 

Кто это? Что это?

Как угадать?

Кто это? Что это?

Как разгадать?

Это рыбацкая лодка.

 

 

 

Это морская звезда.

Это, конечно улитка.

Всех разгадаю вас я.

 

Движения руками выполнять соответственно тексту. Шаг вперёд и назад.

 

 

Ноги на ширине плеч, покачиваем коленками и руками из стороны в сторону, изображая волны.

 

 

Рука ко лбу, вглядываемся в даль.

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Приподнимая плечи к ушам, выражая «удивление»

В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону, сложив руки в лодочку.

 

Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.

Присесть на корточки.

Подпрыгнуть вверх на месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Нарисуй большой мешок,
Сверху два огромных глаза,
Восемь рук, а может ног?

Получился …(осьминог)

 

Глубоко на дне она,

словно на небе видна,

Но не светит и не греет,

потому, что не умеет. (Морская звезда)

 

 Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно... (акула)

 

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

 

На лошадку так похожа,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской... (конек)

 

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он... (скат)

 

Может рыба-великан

Над водой пускать фонтан.

Он огромный, толстокожий,

А по виду — с рыбой схожий. (Кит)

 

Воспитание экологической культуры — одно из ключевых направлений педагогической деятельности в ДОУ. Это актуально, когда перед человечеством встают проблемы, возникшие из-за потребительского отношения к природе. Чтобы искоренить их, детям с дошкольного возраста нужно прививать бережное отношение к окружающей среде. Именно такую цель должны преследовать занятия по экологии в подготовительной группе. Образовательная деятельность по экологии становится сложнее по содержанию и разнообразнее по форме: традиционные познавательные занятия сочетаются с опытно-исследовательской работой, проводятся экскурсии.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....