Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию: "Воспитание любви к Родине"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова Елена Фёдоровна

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей  малой Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina.docx78.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 р.п.Тамала

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

НА ТЕМУ:

ДЛЯ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://i9.photo.2gis.com/images/geo/42/5910974524437229_af45.jpg

Подготовила  воспитатель первой квалификационной категории:

Михайлова Е.Ф.

        2020год

Цель:

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей  малой Родине.

Программные задачи:

Воспитывать любовь к  малой Родине, чувство гордости за свою страну.

Формировать представления о России, как многонациональном государстве, но единой стране;

Систематизировать знания детей о символике области.

Прививать интерес к истории родного края.

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке;

Закреплять знания детей о традиционной одежде разных национальностей (русских, татар, мордвов, чувашей)
Развивать память, коммуникативные навыки.

Формы работы:  беседа, вопросы, художественное  слово, слушание аудиозаписи, рассматривание, чтение стихотворений, индивидуальные ответы детей.

Материал: Презентация (карта России, карта Пензенской области), игрушка – колобок.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений,  пословиц, поговорок о Родине.

Оформление уголка «Мой посёлок», рассматривание иллюстраций «Достопримечательности Пензы», чтение стихов.

Ход занятия:

(Воспитатель с детьми входит в зал и обращает внимание на колобка , который катится по залу. )
Воспитатель: посмотрите, кто это к нам пожаловал? (Колобок)

Колобок:  прикатился к вам я из соседней области, у меня сегодня день рождение и хочу с вами подружиться.

Воспитатель: А как можно это сделать?

(Можно взять его в руки и передавая друг другу познакомиться) .

Игра:  «Давайте познакомимся».

Воспитатель: Колобок, ты попал в Пензенскую область, мы предлагаем тебе остаться и  расскажем про нашу Родину.

Воспитатель: дети, послушайте стихотворение:

Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от отчего порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!                                    

Воспитатель: о чём говорится в стихотворении?                                                      (о Родине)                                                                                                         Воспитатель: дети, назовите, как называется наша огромная страна  в которой мы живём?                                                                                                  (Россия)                                                                                                           Воспитатель: Как называется столица нашей Родины?                                      (столица нашей Родины- Москва)                                                           Воспитатель: Наша общая  Родина – это Россия. Посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Всё это наша большая Родина. Много народов разных национальностей живут в нашей стране, и у каждого народа есть свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы.                          Родина русского народа- Россия!

Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!                                                                                            
Воспитатель: Дети, мы с вами живём в какой области?                                                 (мы живём в Пензенской области)                                                                                         Воспитатель: Пенза – наш областной центр Пензенской области. Город получил свое название по названию реки Пенза, впадающей в Суру у города.                                                                                                                                      

Воспитатель: Россия, Россия – края дорогие,                                                                              Здесь издавна русские люди живут,                                                                                                 Они прославляют просторы родные,                                                                                    Раздольные русские песни поют.

«Песня про Родину»                                                                                         1.Нет  нигде привольней  Родины  моей                                                                                 Ласково сияет солнышко над ней / 2  а-а-а                                                              2.Нет  нигде красивей Родины  моей                                                                        Белая берёзка шепчет мне о ней / 2  а-а-а                                                           3.Нет нигде чудесней Родины моей                                                              Песенку простую мы поём о ней / 2  а-а-а

Воспитатель: человек может родиться в деревне, посёлке, городе, но у каждого из нас есть родительский дом. Это дом, в котором человек родился и вырос, где живут его родители. Место, где находится родительский дом- называют «Малой Родиной».

Хором дети: «Наша малая Родина - Пензенский край»

Ребёнок: Пройдись по Пензенскому краю,      
Когда он в зелень весь одет,
Когда черёмуха купает
В Суре свой ароматный цвет.                                                                                                Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром Лермонтов так нежно
 Любил родимые поля…

Воспитатель: Сказочно богат наш Пензенский край. Есть у нас и лес и река Сура. Пенза – промышленный город, в котором развиты химическое, текстильное машиностроение, точное приборостроение; лёгкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов. Крупные заводы: «Пензмаш»,  «Пензтекстильмаш» (выпускают прядильные и ленточные машины), «Пензтяжпромарматура», «Пензхиммаш», «Пензкомпрессормаш», дизельный завод, завод медпрепаратов, электроприборов и др. Развивается также перерабатывающая промышленность. Но главное богатство нашего края- трудолюбивые Пензенские люди, которые трудятся на родной земле.

Родной край близок и дорог каждому из нас.  Знать историю родного края – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.  Пенза – это частичка нашей великой родины России.    

Звучит « Гимн Пензенской области»

Мы Великой России навеки верны,
Светлым далям свободных широт,
И сердцами в наш Пензенский край влюблены,
Он — Отчизны надежный оплот!

Лентой дружбы блестит величаво Сура,
Крепнет братских народов союз,
Нас сплотила земля, словно символ добра,
Отчий край — ты и есть наша Русь!

Славься, Отечество родное!
Славься, любимый Сурский край!
Связаны с тобой судьбой одною,
Ты живи в веках и процветай!

Свято чтим мы героев минувших времен
И нелегкие вехи в судьбе,
Ты в победном сиянье российских знамен,
Край наш Пензенский, слава тебе!

Золотые хлеба, сила рук трудовых,
Необъятная Сурская новь,
Славный Пензенский край — свет традиций живых
Наша гордость и наша любовь!

Славься, Отечество родное!
Славься, любимый Сурский край!
Связаны с тобой судьбой одною,
Ты живи в веках и процветай!

Воспитатель: Пензенская область имеет свой особый герб.                                     Герб - это символ области.  В его основе - традиционный щит зелёного цвета, на котором изображено три золотых снопа, перевитых красной лентой.             Щит увенчан золотой Российской Императорской короной и окружён лентой ордена Ленина, которым Пензенская область была награждена в 1967 году.                           Зелёный цвет символизирует радость, природу и жизненный рост.                   Золотой цвет символизирует изобилие, достаток, благополучие и богатство.  Красный цвет- символ мужества, силы, трудолюбия, красоты и праздника.

Три золотых снопа символизируют достаток и напоминают,  что область когда-то была крупным сельскохозяйственным центром.

Ребёнок: Край наш Пензенский родной!

Славен  хлебом и Сурой!

Одной пахотной земли,

Глазом всё не обвести!

 А в прудах стоит водица,

Есть  где рыбке  нерестится.
А ещё земля богата
И не каждому землица,

В нашем крае покориться

Любит смелых мастеров,

Руки добрых  Пензяков!

Воспитатель:  Флаг Пензенской области не похож на большинство других официальных флагов. На прямоугольное полотнище нанесены две полосы разного цвета и размера: вдоль древка идёт узкая вертикальная полоса зеленого цвета, основной фон флага составляет горизонтальная полоса желтого цвета, на которой по центру полотнища изображен иконный лик, символизирующий Спас Нерукотворный.                                                                  Основной цвет полотнища флага Пензенской области – желтый, он олицетворяет огромные сельскохозяйственные угодья региона, а зелёный элемент флага ассоциируется с природой региона, его лесами, плодородными землями и самой жизнью. Образ Спаса Нерукотворного воплощает идею духовности, национального единства и возрождения.

Воспитатель:  Дети, предлагаю вам вспомнить пословицы о Родине:          

  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.
  • Родной куст и зайцу дорог.                                                                                               Всякому мила своя сторона.

Воспитатель: А сейчас поговорим о Пензе.

Ребёнок: Пенза- наш областной центр с правительством, во главе которого  Иван Александрович Белозерцев.

Ребёнок: Пенза - трудовой город. На заводах и фабриках трудятся люди. Развита текстильная промышленность, Пищевая, машиностроение.

Ребёнок: Пенза – красивый  город. Здесь есть памятник Первопоселенцу, Монумент Воинской и трудовой славы, мемориал "Афганские ворота", картинная галерея, «Музей одной картины», Пенза является театральным городом. Здесь насчитывается более десятка театров на любой вкус.

Ребёнок: Пенза – город студентов. Здесь учатся юноши и девушки чтобы стать инженерами, строителями, учителями, учёными, космонавтами, военными.

Ребёнок: Пенза – город писателей, поэтов, учёных, художников и спортсменов.

Воспитатель:  Кто не знает поэта М.Ю. Лермонтова. Земляки счастливы что он родился на Пензенской земле. Мы любим и помним его.

Ребёнок: я прочту стихотворение «Парус», которое М.Ю.Лермонтов сочинил для детей.

Белеет парус одинокий

 В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

 Что кинул он в краю родном?..

 Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

 Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

 Как будто в бурях есть покой!


Воспитатель:  Предлагаю вам посмотреть достопримечательности Пензы.

(картинная галерея, цирк, театр, оборонный вал, и др)

Ребёнок: Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.

Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

Воспитатель:  В Пензенской области много городов, посёлков и деревень где живут русские, татары, чуваши и мордва. Все они живут в дружбе и согласии. Предлагаю вам определить национальность.

Русский костюм

Ребёнок:  я прочитаю стихотворение, которое сочинил русский народ.

Всё дорого и любо

В Пензенской родной стороне

С задумчивой русской берёзкой

И с русскою песней в душе

Татарский костюм

Ребёнок:  я прочитаю стихотворение «Колыбельная», которое сочинил татарский народ для своих детей.

Ветер горы облетает,
Над горами солнце тает,

Листья шепчутся устало,
Тихо яблоко упало,

Подломился стебель мяты,

Желтым яблоком примятый,

Месяц солнце провожает,
По цветам один гуляет.

Мордовский костюм

Ребёнок:  я прочитаю стихотворение «Лесные утки», написанное народом мордовии  для своих детей.

Утки летят над лесами высоко,

Утки летят журавлиной дорогой,

Утки летят на зелёный лужок- травки щипнуть.

Утки летят на лесной родничок-  водички глонуть

Спустятся утки на белый песок- посидеть, отдохнуть!

Чувашский костюм

2 ребёнка:  мы  прочтём чувашское стихотворение «Уточка», созданное чувашским народом для своих детей.

Где ты утка побывала?

(в Харомалах)

А кого там повидала?

(Деток малых)

Отчего ты захромала?

(Я устала)

А куда же ты бежала?

(В Харомалы)

Дидактическая игра «Чей костюм?»
(формировать умение детей правильно подобрать национальный костюм)

Отгадай имя (Ятне пĕл) Чувашская народная игра

один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань-ка ты реветь.

А попробуй нас поймать

И по голосу узнать.

Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.

Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.

Укротитель диких зверей.  Русская народная игра.

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.

Воспитатель:  предлагаю вашему вниманию кроссворд.

  1. Как называется наш областной центр?
  2. Назовите реку, протекающую в городе Пенза?
  3. Назовите здание, где выступают звери и другие животные?
  4. Как называют здание где показывают спектакли?
  5. Назовите посёлок в котором мы живём?

Воспитатель: наши повара испекли колобку на день рождения душистый каравай из Пензенской муки.

Игра «Каравай»

Воспитатель: мы приглашаем колобка попить чайку в группе с этим караваем.

Литература: стихотворения  О.Емельяновой «Любовь к Родине» , «Наша Родина – Россия!»  ; М.П. Смирнова  «Пройдись по пензенскому краю»; гимн Пензенской области (слова К. Сурской);  А. Скоробаев «Край наш Пензенский родной» ; М.Ю.Лермонтов «Парус»; Н.Забила «Лучшая на свете»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в стршей группе № 4 «Одуванчики» на тему: «Моя Родина - Россия»

Ввести понятие родина, Россия. Формировать у детей способы взаимодействия в малой группе. Развивать умение четко и последовательно излагать свои мысли. Развивать исследовательский интерес и любознател...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, ф...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема:»Наша Родина-Россия»

Обучающие: познакомить воспитанников с понятием «страна» «государственный флаг Российской Федерации и гимн Российской Федерации.»  закрепить  название ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина - Россия» для детей подготовительной группы

Занятие в подготовительной группе "Моя Родина – Россия"Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста понятие «Моя Родина».Задачи:Образовательные:прод...