Экология и мы
методическая разработка по окружающему миру

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe-sobranie-na-temu_mg5t2.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3

МО Каневской район

Родительское собрание на тему

«Экология и мы –

экологическое воспитание в семье».

Деловая игра.

воспитатель

МБДОУ детского сада № 3

Савельева

Наталья Александровна

Каневская

2019 г

Цель: Обсуждение с родителями проблем формирования экологической культуры, способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. Развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

Ход собрания.

Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Тема нашего собрания «Экология и мы – экологическое воспитание в семье».

 Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве - о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.

         А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…  Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.

 В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально - волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно-образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.

Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и вы родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы вы хотели видеть своего ребёнка.

         Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

  • Экологическое воспитание что это (ответы родителей).

Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом.

  • Что, прежде всего нам поможет (ответы родителей)

Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

 Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

  • Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях

 (ответы родителей).     (Бережное.  Заботливое.  Гуманное.)

Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой - подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев.). Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы. Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе. Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.

Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

Задания для команд:

1.  «Кто больше назовет пословиц о природе»

  • Рощи да леса - всему миру краса.
  • Лето собирает, а зима подъедает
  • Был бы лес, соловьи прилетят.
  • Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
  • Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
  • Что летом родится, то зимой пригодится.
  • Будет зима - будет и лето.
  • Солнце на лето, зима на мороз.
  • По дважды в год лета не бывает.
  • Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.
  • Летний день - год кормит.

2.  «Отгадай загадку»

  • сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. Что это?
  •  при повышении температуры до 0с и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется……..
  •  большие кучи снега, оставшиеся после метели. Что это?
  •  сильная метель со снегом и ветром называется........
  •  Белым шариком пушистым

           Я красуюсь в поле чистом.

           Дунул легкий ветерок-

           И остался стебелек. (Одуванчик)

  • Девчонки – невелички,

          А сердце золотое,

          Пушистые реснички

          Сияют белизною,

          На ветру качаются,

          Всем улыбаются. (Ромашки).

  • То фиолетовый, то голубой,

          Он на опушке встречается с тобой.

Звонким названием он наделен,

Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик).

  • Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –

Не беленький, не аленький, а бледно – голубой.

У ручейка лесного виднеется чуть – чуть,

Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка).

3.  « Угадай-ка»

Чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края.

  • Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.

Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (волк).

  • У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка. Его считают большим трусишкой (Заяц).

  • Этот зверек умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследования помогает рыжий пушистый хвост (Лиса).

  • Этот зверь очень подвижный и ловкий: может бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь).

4.  «Как вести себя в природе?»

В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы будете оценивать ситуации, что в них сделано не так.

Итак, экологические задачи. Оцените ситуации, что в них сделано не так.

  • Первая ситуация.

- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня.

Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала.                                                                            

(Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара).

  • Вторая ситуация.

- Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.

(Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.)

5. Кто быстрее ответит на вопросы:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? /иволга, воробей, колибри/

2. Когда птица поёт громче – в полёте или сидя на ветке? /в полёте/

3. Какому животному помогает хвост в полёте? /белке/

4. Какому животному помогает хвост держать равновесие при передвижении? /кенгуру/.

6. «Какая будет погода?»

Погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать?

  • Ворон каркает к… (дождю)
  • Обильная роса утром – погода днем будет …(хорошая)
  • Воробьи купаются в пыли или в луже - … (будет дождь).
  • Ласточки летают низко над землей – к …(дождю).
  • Если мошкара вьется кругами – к ..(хорошей) погоде, лезет – в лицо – к (дождю).
  • Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго).

ПАМЯТКА

для родителей по воспитанию любви к природе  родной станицы.

Совершайте всей семьёй прогулки, знакомя детей с достопримечательностями  и природой родной станицы.

Гуляя по улицам станицы и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления  сближают всех членов семьи.

Помните, всё начинается с малого, воспитывайте у ребёнка любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

Предоставляйте  детям возможность отражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.

 Поощряйте любознательность ребёнка.

ПАМЯТКА

для родителей по воспитанию любви к природе  родной станицы.

Совершайте всей семьёй прогулки, знакомя детей с достопримечательностями  и природой родной станицы.

Гуляя по улицам станицы и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления  сближают всех членов семьи.

Помните, всё начинается с малого, воспитывайте у ребёнка любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

Предоставляйте  детям возможность отражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.

 Поощряйте любознательность ребёнка.

ПАМЯТКА

для родителей по воспитанию любви к природе  родной станицы.

Совершайте всей семьёй прогулки, знакомя детей с достопримечательностями  и природой родной станицы.

Гуляя по улицам станицы и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления  сближают всех членов семьи.

Помните, всё начинается с малого, воспитывайте у ребёнка любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

Предоставляйте  детям возможность отражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.

 Поощряйте любознательность ребёнка.

Анкета

«Природа в жизни вашей семьи»

 фамилия, имя, отчество___________________________________

  • Что на ваш взгляд, включает в себя понятие « экологическое воспитание?»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Какими качествами должен обладать экологически грамотный человек?»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Вы любите отдыхать с семьёй на природе? Как часто? ____________ __________________________________________________________________
  • Прививаете ли вы своему ребёнку навыки экологического воспитания?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Есть ли у вас домашние животные? _____________________________

_____________________________________________________________________

  • Есть ли цветы в комнате вашего ребёнка?________________________ __________________________________________________________________
  • Какие ещё вопросы по данной теме вас интересуют? ______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Какие человеческие качества являются для вас наиболее ценными и важными для жизни?________________________________________________ __________________________________________________________________
  • Какие личные качества вы бы хотели видеть у вашего ребёнка, когда он вырастет?______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...