Конспект НОД с детьми средней группы «Поиск воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру

Конспект НОД с детьми средней группы "Поиск воздуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

с детьми средней группы

 «Поиск воздуха»

Воспитатель I категории  

Гафурова Е. А.

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.

Задачи:

  • обогащать представления детей о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий и т. д.);
  • познакомить со способами обнаружения воздуха;
  • развивать мыслительные процессы детей;
  • побуждать делать выводы;
  • воспитывать стремление участвовать в совместной экспериментальной деятельности.

Предварительная работа: наблюдения, экспериментальная деятельность (опыты с ветром), отгадывание загадок, игры с воздушными шарами, подвижные игры «Воздушные шары», «Надувайся пузырь».

Оборудование: стаканчики с водой и трубочки, таз с водой, бумажные кораблики, воздушные шарики, полиэтиленовые мешки, мешочек с разными предметами по количеству детей, чеснок.

Ход

Дети, у нас гости, поздоровайтесь! (Здравствуйте) 

Сегодня мы с вами будем заниматься исследовательской работой –  проводить опыты, а гости посмотрят, как мы умеем это делать.

Что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он не видимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Загадку вы отгадали правильно, молодцы! Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим.) Раз мы не видим воздух, значит какой он? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.) 

Но ведь воздух все же есть! Его даже можно  поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Да)

Опыт 1

Возьмите полиэтиленовые пакеты. Есть в них что-нибудь? (Они пустые). В пакете ничего нет, его можно даже сложить в несколько раз. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А сейчас развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха.)     

Воздух прозрачный, его не видно, но воздух можно поймать, поместить в пакет  и мы увидим, что воздух занимает место.

Опыт 2

У меня есть два воздушных шарика, они так не похожи друг на друга: один веселый, круглый, румяный, а второй бледный, худой и грустный. Как вы думаете, почему второй шарик такой? (В нем нет воздуха, он сдулся). А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (Надуть, можно насосом или ртом.) Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем? (Воздух) Откуда же возьмется воздух? (Мы его выдыхаем) Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух, подставьте ладонь ко рту (Дети выполняют.) Что вы почувствовали? (Руке стало тепло. По руке пошел теплый ветерок).

А сейчас возьмите ваши шарики и надуйте, чтобы они стали круглыми и упругими. Шарики у нас чистые, я их вымыла и просушила, чтобы  в рот не попали микробы (Дети надувают шарики и зажимают их пальцами).

Опыт 3

Скажите мне, можно ли услышать воздух? (ответы детей). Разожмите пальцы и выпустите воздух из шариков, что произошло? (ответы детей). Правильно, какой вывод мы можем с вами сделать? (воздух можно услышать).

 Теперь я  опущу свой шарик в таз с водой отверстием вниз и разожму пальцы. Что появляется в воде? (Пузырьки.) Как вы думаете, откуда они берутся? (Из шариков выходит воздух).

Воздух невидимый, но его можно увидеть, как мы это сделали с помощью воздушных шариков.

 Опыт 4

Дети, возьмите трубочки, подуйте в них, подставьте ладонь. Что вы почувствовали? (Струю воздуха). А вы ее видели? (Нет. Мы ее почувствовали). А теперь опустите ваши трубочки в стаканчики с водой и выдохните в них. Что вы видите? (Выходят пузырьки - это воздух.) Значит, и из трубочки  как из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы сначала вдыхаем новый воздух носом или ртом, а потом выдыхаем. Покажите, как дышат наши носики. (Показывают.) Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет). Ощущаем? (Да). 

 

Проводится подвижная игра «Надувайся пузырь».

          Опыт 5

Сейчас я возьму таз с водой и положу в него стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Переверну его вверх дном. Теперь опущу трубочку сгибом вниз и просуну ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дую в трубочку, и стакан всплывает на поверхность. Ребята, почему стакан всплыл? (Потому что он наполнился воздухом). Как вы думаете, если внутри какого-либо предмета есть воздух, он будет плавать? Давайте это проверим и поиграем.  

Проводится дидактическая игра «Тонет - не тонет» (дети поочередно достают предметы из мешочка и кладут в таз). Ребята, что случилось с игрушками (ответы детей). Как вы  думаете, почему так произошло? (ответы). Теперь вы знаете,  что предметы, внутри которых есть воздух, не тонут, потому что воздух легче воды.

Воздух находится вокруг нас. А как мы это можем проверить? (Можно ладонью  помахать на себя). Что вы почувствовали? (Ветерок). 

Опыт 6

А теперь подойдите к столу, возьмите кораблики и опустите в  воду. Что с ними происходит? (стоят на месте, не плывут). Что мы можем сделать, чтобы кораблики поплыли? (Подуть на них). Попробуйте. Что с ними стало? (Они поплыли.) Что же двигает наши кораблики? (Воздух.) А откуда берется воздух? (Мы его выдыхаем.) Правильно дети! Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее? (Посильнее подуть.) Попробуйте сделать глубокий вдох и сделать сильный выдох. Получилось? (Да). Молодцы!

Воздух может двигаться, ветер -  это движение воздуха.

Опыт 7

Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить? (понюхать). А сейчас я возьму чеснок и раздавлю его. Как чесноком запахло!

Сам воздух не имеет запах, но может переносить его.

Наша экспериментальная работа подошла к концу, вы все были внимательными, активными, увлеченно проделывали опыты, как настоящие ученые. Что нового мы сегодня узнали о воздухе:

- воздух не видно, но его можно «поймать» и «запереть» (воздушный шарик);

- воздух легче воды, как мы это проверили? (помещали игрушки в таз с водой);

- воздух не имеет запаха, но может передавать его (опыт с чесноком);

- мы слышали воздух, когда он с силой выходил из шариков;

- а воздух может двигаться? (ветер - движение воздуха).

Нам, ребята, пора попрощаться с нашими гостями. Пойдем одеваться на улицу  - дышать свежим воздухом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ».

укрепление здоровья и закаливание детей во время игр с водой....

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Конспект НОД в средней группе «Невидимка – воздух».

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха....

Конспект НОД в средней группе "Секреты воздуха"

Цель данной работы - развитие познавательных способностей детей средней группы в процессе экспериментирования с водухом. ...

Конспект НОД в средней группе «Невидимка - воздух».

quot;Невидимка - воздух" Опыты с воздухом....

Конспект НОД по опытно - экспериментальной деятельности с детьми средней группы Тема: «Воздух – невидимка».

Занятие по опытно - экспериметальной деятельности с детьми средней группы....

Конспект НОД в средней группе " Удивительный воздух"

НОД в средей группе по экспериментированию...