Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» занятия – викторины по экологии «Знатоки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Попова Евгения А

НООД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной к школе группы.

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях

Закрепить правила поведения в природе

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой

Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи

Развивать логическое мышление

Продолжать  учить работать сообща.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

«Познавательное развитие»

занятия – викторины по экологии «Знатоки природы»

для детей подготовительной к школе группы  

 

                                                                                       

Воспитатель: Попова Е.А.

с. Боговарово

2018 г.


Конспект открытого занятия – викторины

по экологии в подготовительной группе

«Знатоки природы»

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях

Закрепить правила поведения в природе

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой

Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи

Развивать логическое мышление

Продолжать  учить работать сообща.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», « Физическое развитие»

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Методические приёмы вопросы, указания, отгадывание загадок, физкультминутка

Активизировать словарь детей

Форма организации: фронтальная, групповая
Планируемый результат:
дети отвечают на поставленные вопросы.

Предварительная работа: дидактические игры  « Назови одним словом», « Что лишнее?»,  «Кому - что?»,  « Чем был и чем стал», чтение сказок, разгадывание загадок,  беседа о растениях,  насекомых, животных и птицах,  их повадках и особенностях,  рассматривание иллюстраций и книг о природе

Материалы: проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к викторине, конверты с картинками, эмблемы с изображением солнышка и радуги, аудиозапись « Звуки птиц», фишки для подсчета баллов.



Ход деятельности

НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть-Вводная

Цель: Настроить детей на восприятие деятельности

Создание образовательной ситуации

-Ребята посмотрите, сколько у нас гостей сегодня. Дети встают в круг:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся и гостям мы улыбнемся

-« Здравствуйте гости!»

 -Мы сегодня собрались здесь, чтобы провести викторину. А вот на  какую тему будет наша викторина, догадайтесь сами:

 Дети, подойдите ко мне, как вы думаете, что у меня в руках?

- Отгадайте загадку:

На нём уместилась вся наша Земля:

Моря, океаны, леса и поля.

И северный полюс там тоже найдёшь,

А если захочешь — в руках унесёшь. (Слайд 2)

- Правильно ребята, это глобус. А что такое глобус?

-Скажите,  пожалуйста, как называется наша планета?

- А какую форму она имеет?

- Почему глобус раскрашен разными цветами?

- Как можно назвать одним словом горы, моря, реки, леса, поля, пустыни? (Слайд 3)

-Правильно, природа! И называться наша викторина будет «Знатоки природы».

-Готовы вы сегодня поиграть? Все вместе о природе рассуждать?      Молодцы, ребята, в добрый час! Пусть удача встретит вас!

-Здравствуйте!

-Ответы детей

-Глобус

-Модель нашей планеты

-Земля

-Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни

-Природа

-да

Мотивация детей на предстоящую  деятельность

- Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться.

-У меня  на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды и выбираете капитана. Победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь природы и умеет правильно себя вести в природе и оберегать её.

И так у  нас получились две команды: «Солнышко» и «Радуга»  (садятся за 2 разных стола)  (Слайд 4)

За каждый правильный ответ команды будут получать фишки . Представьте  свою команду

Девиз команды «Солнышко»

Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!

Девиз команды «Радуга»

Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя!

- Ну, вот и поприветствовали друг друга. Отправляемся

2 часть- Основная

-Ребята, а  вы знаете, куда мы отправимся? Раз сегодня речь зашла о природе, я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? А вы были когда-нибудь в лесу?

-Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.        ( Слайд 5,6)

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу") 

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

-Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки  птиц»), откройте – мы с вами уже в лесу. (Слайд 7)

 «Первый день в жизни бабочки» ( Слайд 8, 9)

-Посмотрите, кто это нас встречает? (рисунок бабочки). Она только вчера появилась на свет и ничего ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.

-Что это?- спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: « Земля».

-Ребята, а что такое Земля?

-Вот она какая-Земля! — Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был свеж и чист. Не успела подумать обо всём этом , как услышала голоса «Воздух, воздух»

- Расскажите, ребята, Бабочка , а что такое воздух.

- В воздухе приятно было летать, но Бабочка почувствовала , что снизу потянуло сыростью.

-Что же это такое?- подумала Бабочка.

Тихий журчащий голос прошептал: « Вода» и раздался всплеск рыбы.

-Ответьте, что такое вода?

Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела, что на неё смотрят два огромных глаза.

- Как вы думаете, кто это мог быть?

— А, это человек. От человека зависит то, какими будут земля, воздух, и вода. А чтобы любить и охранять природу, мы должны её хорошо знать. Ну что же ребята! Вперед!

1 конкурс (разминка) ( Слайд 10)

-И так начнем наш первый конкурс с разминки команд  (Команды отвечают по очереди)

- 1 Голубой шатер всю землю покрыл

- 2 Красная девушка по небу ходит  

- 1 Много рук, а нога одна

- 2 Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт

- 1 Кто в лесу без топора строит избу без угла  

- 2 Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает

-1  Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел

-2  Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая?

-Молодцы ребята правильно ответили.

2 конкурс «Смотри не зевай загадку отгадай» ( Слайд 11)

- 1 Охотнику спрятаться тут же пришлось,

Когда к нему вышел из чащи... Кто?

-2 Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это …

- 1 Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной

- 2 Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

1.Словарная работа для каждой команды (Слайд 12, 13)

Словарная работа:
1. Опиши внешний вид волка
2. Назови волчью семью: волк, волчица, волчата
3. Как называется дом волка? – логово
4. Чем питается волк? – волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, делает набеги на овчарни, коровники и т.д.
5. Как готовится волк к зиме – запасов на зиму волк не делает. К зиме шуба становится более пушистой, теплой.

2.Словарная работа:
1. Опиши внешний вид лисы.
2. Назови лисью семью: лис, лисица, лисята
3. Где спит лиса? – в норе
4.Чем питается лиса? – жуками, лягушками, ящерицами, мышами, зайчатиной, ягодами, курочками, ловит уток в водоемах и т.д.
5. Как готовится лиса к зиме? – Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней.

-Продолжим дальше

3 конкурс « Назови одним словом» (Слайд 14,15, 16,17, 18,19, 20, 21)

-1 кабан, ёж, заяц, енотовидная собака

-2 береза, сосна, дуб, липа

-1 щука, карась, окунь, сом

-2 опята, маслята, грузди, рыжики

-1 муха, стрекоза, бабочка, комар

-2 роза, тюльпан, мак, лилия

-1 лошадь, корова, коза, поросёнок

-2 клубника, малина, смородина, крыжовник

- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

4 конкурс (Слайд 22, 23, 24, 25)

1 «Солнце» – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку

2 «Радуга» - Назовите птиц хищников.

1«Солнце» – Назовите птиц, которые не летают?

2 «Радуга» – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?  

«Солнце» –  Кого называют лесным доктором?

2 «Радуга» – Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?

1«Солнце» - Какая птица умеет считать годы нашей жизни?

2 «Радуга» -У какой птицы красная грудка? 

5 конкурс капитанов ( слайд 26)

Выбрать зимующих и перелетных птиц. 

 Воробей, снегирь, голубь, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.

Команда «Солнце» выкладывают на мольберте: зимующие птицы.
Команда «Радуга» выкладывают на мольберте: перелетные птицы.

- Молодцы справились и с этим заданием!

6 конкурс « Назови лишнее» ( Слайд 27, 28, 29, 30, 31, 32)

-1 тополь, береза, клен, рябина

-2 василек, мать и мачеха, ромашка, роза

-1 заяц, кот, корова, поросенок

-2 груша, слива, смородина, яблоко

-1 муравей, пчела, майский жук, муха

-2 аист, утка, сорока, лебедь

-Молодцы!

7 конкурс Дидактическая игра «Кому – что?» (Слайд 33)

1 «Солнце» — Для чего нужна трава?– Как называются животные, которые питаются травой?

2 «Радуга» — Для чего нужны грибы, ягоды и кому?

1 «Солнце» — Для чего нужны деревья?

2 «Радуга» — Чем служат насекомые в лесу?

1 «Солнце» — Нужны ли птицы в лесу?

2 «Радуга» — Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные?

– Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой),  хищники: медведь, волк, травоядные: лось, корова, кролик.

-Молодцы , давайте немножко отдохнём!

Физкультминутка «Звериная зарядка» (Слайд34)

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

-Отдохнули продолжим дальше нашу викторину.

8 конкурс,  вспомните сказки, героями которых являются животные. (Слайд 35)

- 1 Винни-Пух– это кто ?;

- 2 Кто одолел Тараканище?

- 1 На какой птице летала Дюймовочка?

- 2 Кто в русских сказках имеет отчество Патрикеевна?

- 1 Какая царевна сбросила с себя кожу и превратилась в Василису Премудрую?

- 2 В кого превратился Гадкий утенок?

-Молодцы вспомнили сказки!

9конкурс « Узнай время года» ( слайд 36)

1 Завтра утром в лес пойдем и маслят, и опят, все грибочки соберём.

2 Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках.

1 И светла и широка наша тихая река, побежим купаться с рыбками  плескаться.

2 Возвращаются скворцы - наши старые жильцы

10 конкурс Заключительный конкурс ( слайд 37, 38)

Каждой команде я раздам карточки ( в конверте). Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”
1 Икринка – головастик – лягушка.
1 Семечко – росток – растение (подсолнух).
2 Жёлудь – росток – дуб.

2 Яйцо – Цыплёнок – курица.

-Да

-Ответы детей

-Да

-Бабочка

-ответы детей

-ответы детей

-Небо

-Солнце

-Дерево

-Ветер

-Муравьи

-Подснежник

-Одуванчик

-Вода

-Лось

-Рысь

-Медведь

-Белка

-ответы детей

-дикие животные

-деревья

-рыба

-грибы

-насекомые

-цветы

-Домашние животные

-ягоды

-медведь, барсук, еж, енот

-орёл, сокол, сова, ястреб

-страус, пингвин

-голод страшнее, т.к когда они едят у них кровь циркулирует от этого им тепло

-дятел

-грачи

-кукушка

-снегирь

-ответы детей

рябина

-роза

-заяц

-смородина

-муравей

-сорока

-Для пищи животных

-Травоядные

-Для питания животных, птиц и человека.

-Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух.

-Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

-Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни

-Хищники и травоядные

-медведь

-воробей

- на ласточке

-лиса

-царевна- лягушка

-лебедь

-осень

-зима

-лето

-весна

3 часть - заключительная

Цель : Создать радостное настроение от проделанной работы

Подведение итогов, деятельности

- Ну вот, ребята, и подошла к концу наша викторина, какие вы сегодня были молодцы, показали, как много вы знаете о природе.

 - А сейчас, командиры подсчитают, сколько заработала его команда фишек, у кого больше та команда и победила.

- Ребята, вы такие молодцы, заработали по равному количеству фишек, значит, победила – дружба.

- Вы сегодня показали все свои знания о природе и я думаю, они вам пригодятся.

Я, надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных, и будете радовать нас только хорошими поступками.

Рефлексия  

- Что вам понравилось?

- Что вы узнали нового?

-А что было самым сложным для вас?

-Что было самым интересным?

Сюрприз

-ответы детей

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015.

2. Рыжова Н. Наш дом – природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – №7. – С. 26–34.

3. Теория и методика экологического образования детей: Учебно-методическое пособие. – М.: Сфера, 2009. – 288 с.

4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / Авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Аплеева Н.Н. Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/282/22675.php (дата обращения: 20.02.2017). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (экология) "Дождик песенку поет"

Знакомство дошкольников с явлениями неживой природы - водой, со  свойствами воды: цвет, прозрачность, льется и т.д....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «Знайки и смышлёныши» (математическая викторина)

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Календарь природы» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. Занятие интегрированное, где происходит знакомство детей с календарем и его видами, педагог систематизирует и закрепляет знания д...