Конспект занятия "Самое необыкновенное вещество в мире"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_samoe_neobychnoe_veshchestvo_v_mire.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной учебной деятельности

 "Самое необыкновенное вещество в мире"

(для детей 6-7 лет)

Разработала: воспитатель Рыманова И.П.

  Цели: обобщить имеющиеся у детей знания о свойствах воды, познакомить на практике с некоторыми свойствами этого вещества, развивать логическое мышление детей, воспитывать бережное отношение к природному ресурсу-воде.

 Оборудование: прозрачные стаканчики(2),прозрачные баночки с крышками(2), крышки с внутренней стороны покрасить акварелью), термокружка (термос) с очень горячей водой, обрезанная пятилитровая канистра из под воды, сахарный и речной песок(по 1 чайной ложке), лёд, блюдце, небольшой тазик(миска), пластилин, фольга, цветы из бумаги разной фактуры(самые простые из 4 лепестков), сосуд или ваза интересной формы Примечание: детей удобно рассадить полукругом, а воспитатель со всем оборудованием нужно разместиться за небольшим столом перед детьми. Занятие проводится в быстром темпе. Во время опытов дети могут подходить к столу, некоторые манипуляции с оборудованием тоже могут выполнять дети.

Ход организованной учебной деятельности

      Скорее! Скорее! Сегодня я собираю "Клуб всезнаек" и вы все можете стать его участниками. Я буду делать разные опыты и, возможно, показывать фокусы, вы сможете посмотреть, узнать что-то новое и даже поучаствовать. Итак, что нельзя в гору закатить, в решете унести и в руках удержать?(дети отгадывают). Правильно, воду.

        Речь сегодня будет о самом необыкновенном веществе в мире -воде. Кто-то из вас скажет:"Подумаешь, вода".А что вы знаете о воде? Для чего она- вода нам нужна?(ответы детей). Да, вода нужна. Без неё на земле  погибнет всё живое. Человек примерно на 60-80% состоит из воды,70% поверхности Земли занято водой -это реки, моря, океаны. А может вода быть опасной? Почему?(Можно утонуть. Бывают наводнения. Можно обжечься). Вода -это, прежде всего, вещество и иногда требует осторожности. Вы уже много знаете, но это не всё. (Берём в руки баночки с водой с крышками).Какого цвета вода?(прозрачная, не имеет цвета) Встряхиваем- вода в баночках окрашивается. А теперь? Что произошло?(воду окрасили).Вода растворяет некоторые виды красок - акварель, гуашь и приобретает цвет. А теперь я положу в стакан с водой сахарный песок, размешаю...Куда исчез сахар? (растворился) и вода стала...(можно дать ребёнку попробовать) сладкой. А если опустить в воду ложку соли?(вода станет солёной, соль растворилась). А вообще, вода имеет вкус?(нет) Но растворяя сахар или соль, вода вкус приобретает. Насыпаем в стакан с водой речной песок, размешиваем ложечкой. Смогла ли вода растворить его?(нет)Значит вода растворяет только некоторые вещества. А какой вода формы?(нет формы).Предлагаем ребёнку налить воду из вёдерка в тазик. Вот сейчас вода в тазу круглой формы. Наливаем воду в вазу или в прямоугольный лоток. А сейчас?(ответы детей) Если воду можно перелить, значит, она -жидкость. У неё нет формы, но она принимает форму сосуда, в который её налили. Вода действительно необыкновенное вещество. Если температура воздуха опуститься ниже 0 градусов(мороз),вода постепенно превратится в ...(лёд) Показывает кусочек льда на блюдце. Вода стала твёрдой. Если лёд нагреть...(растает, станет жидкостью).Вода может быть жидкой, твердой и даже быть газом. Открываем термокружку (термос),чтобы дети видели пар. Если воду нагреть, то она превращается в водяной пар. Больше всего пара образуется, когда вода закипает. Для этого воду нужно нагреть до 100 градусов. А сейчас я превращу пар в воду. Подержу блюдце над кружкой. Смотрите, на блюдце появились капли воды. Почему это произошло?(блюдце холодное, пар остыл и превратился опять в  воду).Вода может из твердого состояния переходить в жидкое и газообразное и обратно. Именно эти свойства помогают воде сохраняться в природе.

Итак, о каких свойствах воды вы узнали? (не имеет цвета, вкуса, растворяет некоторые вещества; жидкость -принимает форму сосуда; может быть и твёрдой, и газом; переходить в разные состояния).

       Посмотрите- это капля воды под микроскопом. Красота...В России большие запасы чистой пресной воды. Это и озёра, и водохранилища, и реки, и ледники. Но чистую воду надо беречь. Как?(ответы детей)Есть даже специальные предприятия, которые очищают воду. Вода из водопровода используется в быту. Как?(ответы детей).Есть "техническая" вода, которую используют на производстве. В некоторых странах чистой воды не хватает. Люди там расходуют воду очень бережно - её мало и стоит она дорого.

  А теперь -физкультминутка"Море"

   Море очень широко (разводимых руки в стороны).

  Море очень глубоко (приседаем,касается руками пола)

  Рыбки там живут,друзья (движение "рыбки')

  А вот воду пить нельзя. (качаем головой)

Фокусы

        Отмечаем маркером уровень воды на обрезанной канистре. Предлагаем ребёнку бросить туда кусок пластилина. Отмечаем уровень воды. Что произошло? Пластилин утонул. (он тяжёлый)А почему воды стало больше?(ответы детей). Пластилин вытеснил воду. Вытаскиваем пластилин уровень воды становится прежним. Предлагаем ребёнку сделать из пластилина тарелочку с бортиками. Опускаем её в нашу ёмкость. Она плавает. Почему?(плавучесть предметов зависит не только от веса, но и от формы). Проверим? Двум детям даем одинаковые кусочки фольги. Из одного надо скатать шарик, а из другого надо сделать подобие плоской мисочки с бортиками. Оба изделия опускаем в ёмкость с водой. Шарик утонул, а мисочка -плавает.

Каждому ребёнку предлагается взять бумажный цветок и сложить из него "бутончик" (согнуть лепестки к центру).Теперь опускаем наши "бутоны" в ёмкости с водой(канистра, тазик) и наблюдаем....На глазах детей "бутончики" будут "распускаться". Одни быстрее, а другие - медленнее, а потом постепенно тонут. Почему?(дети высказывают предположения).Бумагу делают из волокон. Они разные в зависимости от бумаги. Волокна впитали воду, бумага стала тяжёлой - цветы утонули.

         Теперь, дорогие мои всезнайки, вы убедились, что вода- самое -самое необыкновенное вещество в мире?

  Использованная  литература: Е.Субботина "Игры для детей от 3 до  4 лет"

  Электронные источники: Яндекс.Картинки."Капля воды под микроскопом - фото"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и информатике в подготовтельной группе "Необыкновенные соревнования"

обучение детей способам работы на  персональном компьютере при выполнении игровых заданий....

конспект прогулки "Необыкновенное чудо"

Конспект прогулки с детьми подготовительного к школе возраста с использованием цветника на участке. Цель   Способствовать развитию и коррекции психических процессов у детей подготовител...

Конспект занятия "Необыкновенная книга"

НОД для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД Необыкновенное путешествие

Конспект НОД Необыкновенное путешествие...

Конспект НОД "Необыкновенное приключение с цифрами"

Открытое итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы с присутствием учителей МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" г. Сосногорска. Мотивация - решение проблемной задачи (...

конспект нод "Необыкновенный гость"

Занятие формирует представление детей о внешних особенностях строения тела человека, их функциях и чем отличается человек от животного....

Конспект ООД "Строение вещества"

Конспект ООД "Строение вещества"...