Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПИД в природе на тему "Что мы знаем про снежок?" для детей средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                          «Детский сад № 189»

                              Октябрьского района г.Саратова

410017, г.Саратов, Весенний проезд,4. Телефон: 20-22-43.

                     

                                Конспект

  непосредственной образовательной деятельности

            по познавательно-исследовательской

                     деятельности в природе

           на тему «Что мы знаем про снежок?»

                      для детей средней группы

             

                                                                                                           Воспитатель:

                                                                                                           Н.В. Сафонова

Цель: стимулирование детской любознательности, стремление изучать явления природы (снег и его свойства), поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

Задачи:

Обучающие:

систематизировать представления детей о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность;

обучать экспериментированию в виде пробующих действий;
активизировать речь детей через познавательные вопросы.

Развивающие:

способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность;

развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.

Воспитательные:

воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность;
воспитывать взаимопомощь при проведении опытов.

Предварительная работа:

Рассматривание картин на зимнюю тематику. Чтение стихотворений, рассказов о зиме. Наблюдение за явлениями неживой природы во время прогулки – морозы, снегопады, замерзание воды, игры со снегом, опыты.
Материалы и оборудование:

Картинки: «Зима», «Лето», африканские дети. Фартуки, подносы, емкости, вода, снег, ложки, глубокие и мелкие тарелки, стаканы, салфетки, фигурки животных, карточки «свойства снега».

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, сегодня нам на почту детского сада пришло письмо от детей, которые живут в Африке. Они спрашивают у нас о снеге, ведь вы помните мы с вами говорили о том, что в Африке никогда не бывает снега. И вот дети хотят, как можно больше узнать, что такое снег. Они просят нас с вами написать им письмо, в котором мы и расскажем о снеге, его свойствах. Вы согласны? (Ответы детей)

В разных странах разная зима. В Африке зима только по календарю, там никогда не бывает снега, всегда жарко.

Детям предлагается составить сравнительное описание по картинкам «Зима», «Лето».

Вопросы:

Какие изменения происходят зимой (летом) в природе? Как люди одеваются зимой (летом)? Что происходит в жизни птиц и диких животных зимой (летом)? (ответы детей)

А сейчас мы вместе проведем опыты и расскажем африканским детям, какими же секретами обладает снег. Но прежде, чем отправиться в нашу лабораторию, нам надо надеть фартуки и вспомнить правила поведения при проведении экспериментов:

1. не нарушать тишину;

2. не перебивать друг друга во время ответов;

3. работать дружно;

4. бережно обращаться с оборудованием;

Опыт №1 «Таяние снега»

Воспитатель: 

Ребята, я принесла в группу снег, а что же стало с ним сейчас? (он растаял) 

Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег.

Что вы видите? (грязную воду)

Ребята, а почему вода грязная? (На улице много грязи, дым от машин осел на снег. Снег стал серый, грязный).  

Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал снег есть? (ответы детей)

Но мы с вами убедились, что снег грязный, в нем много микробов и есть его нельзя.

Вывод: снег тает и образуется вода.

Опыт №2 «Снег лепится или нет?»

Предложить детям взять снег в руки, слепить из него снежки.

Вывод: снег холодный, а в помещении тепло и снег тает, становится мокрым, хорошо лепится.

А теперь давайте погреемся и отдохнем.

«Зимние забавы» Е. Эрато.

Любит рисовать мороз, (рисуем в воздухе узор)

Детвору щипать за нос, (берут себя за нос)

И ликует детвора (прыжки на месте)

Прямо с самого утра, (качают головой)

Всюду слышен звонкий смех, (изображают смех)

Выпал первый белый снег. (показывают, как падает снег плавно волной опускают ладони)

Лыжи и коньки, салазки - (изображают движения лыжника, катание на коньках и санках)

Кутерьма всей зимней сказки (круговые движения руками).

«На лыжах» А. Введенский

Вся земля в снегу, (показывают рукой на пол)

Я на лыжах бегу, (показывают лыжника)

Ты бежишь за мной. (бег на месте)

Хорошо в лесу зимой: пальцы в кулаке, поднят большой палец, знак «отлично»).

Опыт №3 «Снег прозрачный или нет»

Воспитатель:

У вас на тарелочках лежат фигуры животных.

Положите фигуру медведя в мелкую тарелку, сверху положите снег, а фигуру бегемота - в глубокую тарелку и налейте туда воды.

Какую фигуру видно, а какую нет? (видно бегемота, а медведя не видно).

Почему? 

Вывод: снег – не прозрачный, белого цвета, через него ничего не видно, а вода – прозрачная.

Опыт №4

Воспитатель:  

Ребята, перед нами 2 емкости. В одной налита холодная вода (предложить детям потрогать емкость), во вторую наливаем теплую воду (педагог наливает теплую воду). 

В эти емкости я опускаю одновременно снег (опускает двумя ложками снег). Снег растаял быстрее в емкости, где теплая вода.

Вывод: чем теплее вода, тем быстрее тает снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды.

Воспитатель:

Ребята, вы молодцы, настоящие исследователи.

А вам было интересно сегодня? (ответы детей)

О чем говорили сегодня? (о свойствах снега)

Ребята, а давайте еще поиграем в игру «Горка, каток, сугроб».

Внимательным быть нужно:
Слушай, слушай, не зевай,
А заданье выполняй.

Горка – дети встают парами и изображают горку.
Каток – все дети берутся за руки и идут по кругу, можно образовывать несколько «катков» - по четыре-пять участников.
Сугроб – дети приседают, обхватывают руками ноги и кладут голову на колени.

Воспитатель: 

Я думаю, что наше письмо понравится африканским детям и они с удовольствием будут изучать свойства снега.