Конспект НОД по познавательно-продуктивной деятельности с детьми разновозрастной группы на тему: «Свойства воды-волшебницы».
план-конспект занятия по окружающему миру
конспект для разновозрастной группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обособленное структурное подразделение - дошкольная группа «Ромашка» при МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»
Конспект НОД
по познавательно-продуктивной деятельности с детьми разновозрастной группы на тему:
«Свойства воды-волшебницы».
Подготовила:
Львова Людмила Алексеевна
воспитатель первой категории
село Шемалаково 2021 г.
Образовательная область: Познавательное развитие, раздел «Ознакомление с окружающим миром».
Тема: «Свойства воды-волшебницы».
Продолжительность: с детьми младшей подгруппы не более 15 минут;
с детьми старшей подгруппы не более 30 минут.
Группа: разновозрастная (2-6 лет).
Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
(младшая подгруппа)
-расширить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, одни предметы в воде тонут, а другие плавают, вода может изменять свой цвет); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
(старшая подгруппа)
-закрепление знаний детей о воде и ее свойствах в процессе экспериментирования.
-познакомить детей с химической формулой воды Н2О, с составом вещества ( молекулы-атомы)
Развивающие:
Развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире.
Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент. Появление Капельки.
Художественное слово. Напоминание правил во время экспериментирования.
Беседа о свойствах воды.
Экспериментирование за столами.
Физкультминутка «Капелька и тучка»
Игры-опыты со старшей подгруппой
Компьютерная презентация «Друзья молекулы»
Продуктивная деятельность (лепка).
Рефлексия.
Оборудование: центр лаборатории; стаканчики для воды для каждого ребенка, игрушки из резины, камни; бутылки с горячей и холодной водой, краски, салфетки тканевые, бумажные кораблики.
Словарная работа: (младшая подгруппа)
прозрачная, окрасилась, плавает, тонет;
(старшая подгруппа)
атомы, молекулы, микроскоп.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; просмотр презентации «Приключения Капельки», беседа по его содержанию.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня с утра к нам пришла гостья-почтальон и передала вот такую красивую коробку-посылочку. Но я без вас не стала открывать. Хотите посмотреть что в ней.(раздается звук стекла. Воспитатель достает из коробки игрушку Капельку)
-Ой, что это за странный звук? Ребята, посмотрите у нас сегодня еще одна гостья. Кто же это?
Это Капелька. Ребята, вот какая веселая Капелька сегодня у нас в гостях, ей стало скучно на облачке, и решила спуститься к нам, чтобы рассказать о себе и немного с нами поиграть. Хотите поиграть с Капелькой?
- Для начала вспомним правила поведения во время игр с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания.
Художественное слово(напоминание о правиле при работе с водой).
Коль с водой имеем дело, то рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда: тряпка под рукой всегда.
Фартук — друг: он нам поможет, и никто из нас не промокнет.
(Одевание фартучек.Беседа о свойствах воды.)
Ребята, посмотрите, что нам Капелька приготовила? Что же это? А как вы догадались, что это вода? Предлагаю попробовать, сейчас я налью вам водички, а вы мне скажете какая она. (теплая, безвкусная)
(Вопросы к детям)
Что я делаю? (наливаю) Что я наливаю? (воду) Какого цвета вода? (бесцветная, прозрачная)Вода, которую я вам налила теплая или холодная?
Капелька нам приготовила бутылочки с водой. Интересно, чем же они отличаются? Может по цвету? Может быть, мы эти бутылочки аккуратно потрогаем? Что вы чувствуете? (Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одна бутылка холодная, а другая - горячая.) Значит, вода бывает разной температуры – теплая - приятная для рук, холодная и горячая.
(Экспериментирование за столами, присоединяются и дети старшей подгруппы.)
Ребята, Капелька приглашает всех нас к столу. Интересно, чем же она удивит нас в этот раз? Аккуратно садимся за столы и рассмотрим (дети рассматривают емкости с водой, подносы с предметами).
Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать? Предлагаю проверить. Возьмем мячики в руки, подержим их, мячи из резины, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Отпускаем их в воду. Что происходит? (мячи плавают, не тонут).
- Возьмем в руки камешки. Какие камешки (тяжелые)? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускаем камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно). Мы с вами убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.
- Ребята, а вы видите камешки на дне? Почему? (Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы).
- Ой, ребята, что-то наша Капелька заскучала. Наверное, хочет с нами поиграть. Развеселим ее?
Давайте, пригласим наших старших друзей. (Подключаются дети старшей подгруппы).
Физкультминутка «Капелька и тучка».Физкультминутка «Путешествие капельки». Воспитатель рассказывает, дети выполняют соответствующие движения. «Мы выпили волшебной водички и превратились в капельки воды. Разбежались капельки в разные стороны. Ударил мороз. Капельки мерзли, мерзли и превратились в лед. Солнышко пригрело, стало припекать сильнее, сильнее. Лед растаял, и вода стала испаряться — капельки превратились в пар. Летим! Капельки летали, летали, собирались вместе—ближе, ближе. Превратились в облако. Облако росло, росло и пролилось дождиком. Ручейки потекли по земле. Ручейки потекли к стульчикам».
Окрашивание воды.
-Молодцы ребята, а вы знаете, мы с Капелькой приготовили вам сюрприз. Сейчас мы с вами превратимся в настоящих волшебников! Надо сказать волшебные слова, волшебно поводить руками, и даже вы сами не заметите, как произойдет волшебство!
(растворяю в2 стаканах краски (гуашь) двух цветов. В воду со льдом добавляю синюю краску, в теплую воду- желтую. Медленно , поворачивая стакан, рассматриваем причудливые узоры в воде, как вода быстро или медленно меняет свой цвет).
- А что происходит в стаканах с водой? Посмотрите, в баночке со льдом краска медленно окрашивается. Итак, какого цвета стакан со льдом? (дети называют). Стакан, с каким цветом быстро окрасился?
- Ребята, теперь попробуем класть камешки в стаканы, вы видите их? Почему?
- Правильно, водичка стала цветной, непрозрачной и поэтому камешки не видны. Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.
- Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде.( воспитатель обращается к детям младшей подгруппы) Какие свойства водички нам знакомы: водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды.
Молодцы, ребята! Малышам капелька приготовила сюрприз, принесла бумажные кораблики, пускай они поиграют с ними. А старших приглашает поиграть в игру «Хорошо - плохо». Для игры мы разделимся на две команды. Команда Вари перечислит ответы на вопрос «Вода – это хорошо», а команда Ирины наоборот- «Вода –это плохо». Итак, начали…
Молодцы, команда Вари отвечала правильно, вода нужна: мыть, умываться, купаться, готовить пищу, поливать. ..Вторая команда тоже очень старалась и справилась с заданием: горячей водой можно обжечься, не умеешь плавать - можно утонуть, поскользнуться, если идет долгий проливной дождь- растения могут погибнуть. А теперь воспользуемся емкостями для воды, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
- Следующий опыт - поочередно перельём воду в каждую емкость. Посмотрите, что происходит с формой воды? Ответы детей. Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Ребята, Капелька приглашает вас к компьютеру, и распечатать письмо.
«Друзья, я знаю, что о свойствах воды вы знаете очень много. А мне хочется узнать ещё, знаете ли вы, из чего состоит капелька воды? Вы слышали о молекулах воды? Для вас я приготовила рассказ о веселых молекулах. Посмотрите внимательно». (Просмотр компьютерной презентации) .
Ребята, из чего состоит Капелька? Как звали ее друзей? Кто может правильно назвать химическую формулу воды? Вам понравился рассказ Капельки? Умницы, мы теперь знаем, какие они водяные молекулы. Ведь, вода- это есть Водяные молекулы. И мы с вами знаем, что вода бывает в виде жидкости, снега, льда и газа.
Давайте и мы подарим Капельке подарок. Из пластилина слепим веселых подружек молекул Н2О. Для этого берем кусочек синего пластилина и круговыми движениями между ладонями слепим большой шарик. Теперь красный кусочек пластилина делим на две равные части. И точно таким же способом, слепим два шарика чуть меньшего размера.
Полученные шарики скрепляем между собой двумя палочками. Вот и получилась молекула Воды Н2О. Ребята на столе имеется контур капельки воды. В внутрь этого контура капельки и соберем все наши работы. Смотрите, наша капелька «ожила», сколько частичек в капельке, и все они теперь будут «жить» вместе. Капелька очень довольна нашим подарком. Пора с ней прощаться. Мы надеемся, что часто будем встречаться с Водяными Молекулами и путешествовать вместе с ними.
Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, а что мы с вами узнали о воде? Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Что вы расскажете родителям о сегодняшнем дне? Какие опыты вы им можете показать дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....
Конспект комплексной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Здоровая пища. Влияние витаминов на организм человека».
Здоровая пища. Влияние витаминов на организм человека...
План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".
Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим. Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы на тему: "Билет на Луну"
Цель: закреплять умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия.Задачи:Образовательные:закрепить порядковый счет от 1 до 10;обобщить и закрепить знания о временах года, назыв...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме: "Культура взаимоотношений между мальчиками и девочками. Правила поведения в транспорте"
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме:«Культура взаимоотношений между мальчиками и девочками. Правила поведения в транспорте».Задач...
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми средней группы на тему "Свойства воды. Домашний лимонад"
С помощью данного материала дети легко и быстро закрепляют свойства воды, а также первый раз чувствуют себя знающими и незаменимыми в приготовлении напитков....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Удивительные свойства воздуха».
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитиеинтереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через о...