Конспект НОД по познавательно-продуктивной деятельности с детьми разновозрастной группы на тему: «Свойства воды-волшебницы».
план-конспект занятия по окружающему миру

Львова Людмила Алексеевна

Предварительный просмотр:

Обособленное структурное подразделение - дошкольная группа «Ромашка» при МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»

Конспект НОД

 по познавательно-продуктивной деятельности с детьми разновозрастной группы на тему:

«Свойства воды-волшебницы».

Подготовила:

 Львова Людмила Алексеевна

   воспитатель первой категории

село Шемалаково 2021 г.

Образовательная область: Познавательное развитие, раздел «Ознакомление с окружающим миром».

Тема: «Свойства воды-волшебницы».

Продолжительность: с детьми младшей подгруппы не более 15 минут;

                                     с детьми старшей подгруппы не более 30 минут.

Группа: разновозрастная (2-6 лет).

Цель: Формировать у детей  представления о свойствах воды.

 Задачи:

Образовательные:

(младшая подгруппа)

-расширить  представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, одни  предметы в воде тонут,  а другие плавают, вода может изменять свой цвет); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

(старшая подгруппа)

-закрепление знаний детей о воде и ее свойствах в процессе экспериментирования.

-познакомить детей с химической формулой воды Н2О, с составом вещества ( молекулы-атомы)

Развивающие:

 Развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире.

 Развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты.

 Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

  

Методы и приемы:

Сюрпризный момент. Появление Капельки.

Художественное слово. Напоминание правил во время экспериментирования.

Беседа о  свойствах воды.

Экспериментирование за столами.

 Физкультминутка «Капелька и тучка»

Игры-опыты со старшей подгруппой

Компьютерная презентация «Друзья молекулы»

Продуктивная деятельность (лепка).

 Рефлексия.

Оборудование: центр лаборатории; стаканчики для воды для каждого ребенка, игрушки из резины, камни;  бутылки с горячей и холодной водой, краски, салфетки тканевые, бумажные кораблики.

 

Словарная работа: (младшая подгруппа)

прозрачная, окрасилась, плавает, тонет;

(старшая подгруппа)

атомы, молекулы, микроскоп.

Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; просмотр презентации «Приключения Капельки», беседа по его содержанию.

Ход НОД:

- Ребята, сегодня с утра к нам пришла гостья-почтальон и передала вот такую красивую коробку-посылочку. Но я без вас не стала открывать. Хотите посмотреть что в ней.(раздается звук стекла. Воспитатель достает из коробки  игрушку Капельку)

-Ой, что это за странный звук? Ребята, посмотрите у нас сегодня еще одна гостья. Кто же это?

 Это Капелька. Ребята, вот какая веселая Капелька сегодня у нас в гостях, ей стало скучно на облачке, и решила спуститься к нам, чтобы рассказать о себе и немного с нами поиграть. Хотите поиграть с Капелькой?

- Для начала вспомним правила поведения во время игр с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания.

 Художественное слово(напоминание о правиле при работе с водой).

Коль с водой имеем дело, то рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда: тряпка под рукой всегда.

Фартук — друг: он нам поможет, и  никто из нас не промокнет.

(Одевание фартучек.Беседа о свойствах воды.)

Ребята, посмотрите, что нам Капелька приготовила? Что же это? А как вы догадались, что это вода? Предлагаю попробовать, сейчас я налью вам водички, а вы мне скажете какая она. (теплая, безвкусная)

(Вопросы к детям)

Что я делаю? (наливаю) Что я наливаю? (воду) Какого цвета вода? (бесцветная, прозрачная)Вода, которую я вам налила теплая или холодная?

Капелька нам приготовила  бутылочки с водой. Интересно, чем же они отличаются? Может по цвету? Может быть, мы эти бутылочки аккуратно потрогаем? Что вы чувствуете? (Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одна  бутылка холодная, а другая -  горячая.) Значит, вода бывает разной температуры – теплая - приятная для рук, холодная и горячая.

(Экспериментирование за столами, присоединяются и  дети старшей подгруппы.)

Ребята, Капелька приглашает всех нас к столу. Интересно, чем же она удивит нас в этот раз? Аккуратно  садимся  за столы и рассмотрим (дети рассматривают емкости с водой, подносы с предметами).

Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать?  Предлагаю  проверить. Возьмем мячики в руки, подержим их, мячи из резины, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Отпускаем их в воду. Что происходит? (мячи плавают, не тонут).

- Возьмем в руки камешки. Какие камешки (тяжелые)? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускаем камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно). Мы с вами убедились, что  разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые  предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.

- Ребята, а вы видите камешки на дне?  Почему?  (Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы).

- Ой, ребята,  что-то наша Капелька заскучала. Наверное, хочет с нами поиграть. Развеселим ее?

Давайте,  пригласим наших старших друзей. (Подключаются дети старшей подгруппы).

Физкультминутка «Капелька и тучка».Физкультминутка «Путешествие капельки». Воспитатель рассказывает, дети выполняют соответствующие движения. «Мы выпили волшебной водички и превратились в капельки воды. Разбежались капельки в разные стороны. Ударил мороз. Капельки мерзли, мерзли и превратились в лед. Солнышко пригрело, стало припекать сильнее, сильнее. Лед растаял, и вода стала испаряться — капельки превратились в пар. Летим! Капельки летали, летали, собирались вместе—ближе, ближе. Превратились в облако. Облако росло, росло и пролилось дождиком. Ручейки потекли по земле. Ручейки потекли к стульчикам».

 Окрашивание воды.

-Молодцы ребята, а вы знаете,  мы с Капелькой приготовили вам сюрприз. Сейчас мы с вами превратимся в настоящих волшебников! Надо сказать волшебные слова, волшебно поводить руками, и даже вы сами не заметите,  как произойдет волшебство!

 (растворяю  в2  стаканах краски (гуашь) двух цветов. В воду со льдом добавляю синюю краску, в теплую воду- желтую. Медленно , поворачивая стакан, рассматриваем причудливые узоры в воде, как вода быстро или медленно меняет свой цвет).

-  А что происходит  в стаканах с водой? Посмотрите,  в баночке со льдом  краска медленно окрашивается. Итак, какого цвета стакан со льдом? (дети называют). Стакан, с каким  цветом быстро окрасился?

- Ребята, теперь попробуем класть камешки в стаканы, вы видите их? Почему?

- Правильно, водичка стала цветной, непрозрачной и поэтому камешки не видны.  Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.

      -  Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде.( воспитатель обращается к детям младшей подгруппы) Какие свойства водички нам знакомы: водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная,  мы сами можем менять цвет воды.

Молодцы, ребята!  Малышам капелька приготовила сюрприз, принесла бумажные кораблики, пускай они поиграют с ними. А  старших приглашает поиграть в игру «Хорошо - плохо». Для игры мы разделимся на две команды. Команда Вари перечислит ответы на вопрос «Вода – это хорошо», а команда Ирины наоборот- «Вода –это плохо». Итак, начали…

Молодцы, команда Вари отвечала правильно, вода нужна: мыть, умываться, купаться, готовить пищу, поливать. ..Вторая команда тоже очень старалась и справилась с заданием: горячей водой можно обжечься, не умеешь плавать - можно утонуть, поскользнуться, если идет долгий проливной дождь-  растения могут погибнуть. А теперь воспользуемся емкостями для воды, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.

-  Следующий  опыт -  поочередно перельём воду в каждую емкость. Посмотрите, что происходит с формой воды? Ответы детей. Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

 Ребята, Капелька приглашает вас к компьютеру, и распечатать письмо.

«Друзья, я знаю, что о свойствах воды вы знаете очень  много. А мне хочется узнать ещё,  знаете ли вы, из чего состоит капелька воды? Вы слышали о молекулах воды? Для вас я приготовила рассказ о веселых молекулах. Посмотрите внимательно».  (Просмотр компьютерной презентации) .

Ребята, из чего состоит Капелька? Как звали ее друзей? Кто может правильно назвать химическую формулу воды? Вам понравился рассказ Капельки?   Умницы, мы теперь знаем,  какие они водяные молекулы. Ведь, вода- это есть Водяные  молекулы. И мы с вами знаем, что вода бывает в виде жидкости, снега,  льда и газа.

Давайте и мы подарим Капельке подарок. Из пластилина слепим веселых подружек молекул Н2О. Для этого берем кусочек синего пластилина и круговыми движениями между ладонями слепим  большой шарик. Теперь красный кусочек пластилина делим на две равные части. И точно таким же способом, слепим два шарика чуть меньшего размера.

Полученные шарики скрепляем между собой  двумя палочками. Вот и получилась молекула Воды Н2О. Ребята  на столе имеется контур капельки воды. В внутрь этого контура капельки и соберем все наши работы. Смотрите, наша капелька «ожила», сколько частичек  в капельке, и все они  теперь будут «жить» вместе. Капелька очень довольна нашим подарком. Пора с ней прощаться. Мы надеемся, что часто будем встречаться с Водяными Молекулами и путешествовать  вместе с ними.

Воспитатель:  Ребята,  напомните мне, пожалуйста, а что мы с вами  узнали о воде?  Что вам больше всего запомнилось, понравилось?  Что вы расскажете родителям о сегодняшнем дне? Какие опыты вы им можете показать дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы на тему: "Билет на Луну"

Цель: закреплять умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия.Задачи:Образовательные:закрепить порядковый счет от 1 до 10;обобщить и закрепить знания о временах года, назыв...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме: "Культура взаимоотношений между мальчиками и девочками. Правила поведения в транспорте"

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме:«Культура взаимоотношений между мальчиками и девочками. Правила поведения в транспорте».Задач...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми средней группы на тему "Свойства воды. Домашний лимонад"

С помощью данного материала дети легко и быстро закрепляют свойства воды, а также первый раз чувствуют себя знающими и незаменимыми в приготовлении напитков....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Удивительные свойства воздуха».

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитиеинтереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через о...