«Комнатные растения – красота нашей жизни!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

         

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №13 «Умка» 

 

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе 

    «Комнатные растения – красота нашей жизни!»

                                 

                                                                            Подготовила и провела: воспитатель          

                                                                   Шибанкова Е.М

                                                              Г.Химки

2017год

Вид проекта: познавательно –творческий.

Тип проекта: групповой, среди детей старшей логопедической группы «Сказка».

Участники проекта: дети старшей логопедической группы «Сказка», родители воспитанников, воспитатель Шибанова Е.В.

Продолжительность проекта: среднесрочный (1,5 месяца)

Сроки реализации проекта: с 2.12. 2019 по 24.01. 2020 года.

Актуальность темы: 

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу. Достаточное время дети проводят в помещении, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом уголке природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Во время педагогического наблюдения у дошкольников были выявлены существенные трудности при уходе за комнатными растениями. А во время беседы выяснилось, что у детей имеется недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними. Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой. Так как метод проектов представляется наиболее эффективным в работе с дошкольниками, то мною был разработан и реализован с детьми старшей группы проект «Комнатные растения – красота нашей жизни!». Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях.  Проект «Комнатные растения» позволяет объединить вместе теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру.

Цель проекта: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними.

Задачи проекта:

  • учить детей узнавать и называть комнатные растения;
  • уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста растений;
  • способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека;
  • продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей;
  • развивать практические навыки ухода за комнатными растениями;
  • развивать познавательный интерес и исследовательскую деятельность;
  • развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников;
  • расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы;
  • развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение);
  • воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать.

Объяснительная записка: реализуя данный проект, можно добиться того, что у детей останется много разнообразных впечатлений и знаний о комнатных растениях. Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, чтение соответствующей тематике проекта литературы, дидактические игры, изобразительная деятельность и пр.

Гипотеза: если в течение месяца следовать чётко намеченному плану, то можно реализовать все поставленные задачи.

Предполагаемый результат:

  • у детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения;
  • дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
  • владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком;
  •   обогащение словарного запаса детей по данной теме;
  • приобретение практических навыков;
  • расширение экологической среды группы;
  • активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагога.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Комнатные растения»;
  • рассматривание цветов в уголке природы группы;
  • чтение соответствующей тематике литературы.

Сотрудничество с семьей:

  • анкетирование «Что вы знаете о комнатных растениях?»;
  • оснащение уголка природы комнатными растениями;
  • фотогалерея «Мой ребенок любит цветы».

Методы:

1. Наглядные методы

-наблюдения;

-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических игр.

2. Словесные методы

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно- ролевых, дидактических, игр драматизаций и др.);

       -загадывание загадок;

-проведение викторин, конкурсов.

4. Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

-оформление выставки «Комнатные растения нашей группы»;

-изготовление с детьми наглядных пособий.

Материально-техническое обеспечение проекта:

  • художественная литература, энциклопедии;
  • методическая литература;
  • презентации о видах комнатных растений, зачем человеку комнатные растения, паспорт комнатных растений;
  • дидактические игры;
  • материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности;
  • иллюстрированный материал;
  • «Уголок природы» в группе;
  • проектор и ноутбук;
  • Интернет-ресурсы;
  • атрибуты для сюжетных игр;
  • НОД детей и педагога.
  • материалы и пособия для продуктивной деятельности.

Ожидаемые результаты:

Воспитанник будет

     Знать:

  • правила ухода за комнатными цветами;
  • названия комнатных цветов.

             Иметь представление:

  • о разновидностях комнатных цветов;
  • о значении комнатных цветов в жизни человека;
  • о строении цветов (корень, ствол, листья, лепестки.)

             Уметь:

  • ухаживать за комнатными цветами;
  • будут учиться подмечать красоту растительного мира.

                            Виды совместной деятельности

Образовательная деятельность с направлениями развития

Вид деятельности

Социально-коммуникативное развитие: социализация, трудовое воспитание, безопасность.

-ситуация общения: «Как люди выращивают комнатные растения»;

-ИОС «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?»; «Хорошо – плохо» (комнатные цветы);

-настольно печатная игра: «Собери цветок»; «Посади цветочек в горшок»;

-с/р игра «Магазин цветов», «Цветовод»;

-НОД: «Мир комнатных растений»; -работа в уголке природы: «Полей комнатное растение», «Дежурство в уголке природы»;

-Центр безопасности. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций).

Познавательное развитие; исследовательская деятельность, ФЦКМ, ФЭМП.

-НОД:

«Растения в нашем уголке природы»; «Уход за комнатными растениями»;

-Исследовательская деятельность:

сравнение листьев у растений: фикус и фиалка; герань и бальзамин;

опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света;

-беседа: «Что растет на окошке?»; «Кто такие зеленые друзья? Почему они так называются?», «Могут ли растения болеть и почему?»

Речевое развитие: чтение художественной литературы.

-составление рассказов – описаний о комнатных цветах;

-рассматривание картины «Уголок живой природы в детском саду»;

-придумывание сказки о комнатном цветке.

-чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик – семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»,Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». Стихотворение Е. Благининой «Бальзамин», Г.Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.

Л.Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка», Н. Нищева «Комнатные цветы», О. Аленкина «Кактус», Ю. Лысаков «Кактус», Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань» и др.

Художественно-эстетическое развитие: изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, музыкальная деятельность

-рисование «Комнатное растение» (Спатифиллум);

-декоративное рисование: закладка «Городецкий цветок»;

-лепка «Цветок в горшке»;

-самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы»

-прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов»;

Физическое развитие

-утренняя гимнастика: «Чудный день»;

-гимнастика после сна: физкультминутка «Цветочек»;

-пальчиковые игры «Комнатные растения»;

-дыхательная гимнастика «Приятный аромат».

                                                                                                                                             Реализация проекта

1.Подготовительный этап:

Цель данного этапа - определить тему, цель и задачи данного проекта; изучить и создать информационную базу по проекту; подобрать необходимое оборудование и материалы; диагностировать уровень знаний воспитанников о мире комнатных растений в начале проекта.

На данном этапе необходимо показать проблему- изучение уровня знаний детей старшей группы о комнатных растениях показало, что у детей отсутствует целостная система сформированных представлений и навыков о комнатных растениях. Было выявлено, что дети испытывали трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода за ними.

Содержание работы подготовительного этапа:

  • тематические беседы с детьми;
  • рекомендации родителям;
  • анкетирование;
  • наблюдения;
  • подбор литературы для детей;
  • подбор наглядно-демонстрационного материала;
  • разработка НОД;
  • подбор загадок, пословиц, поговорок;
  • подбор дидактических, подвижных, словесных игр;
  • определение тематики проблемных вопросов;
  • подбор оборудования.

2. Основной этап:

Цель: обогащение и расширение знаний о комнатных растениях, правилах ухода за ними. Этот этап включает в себя организацию целенаправленной деятельности взрослых и детей, в результате которой дети получат необходимую информацию по теме проекта и навыки практической деятельности.

Планируемые мероприятия предусматривают активное участие и взаимодействие детей, включая их в процесс познания. Дошкольники становятся активными исследователями окружающего мира вместе с педагогами и родителями.

Содержание работы основного этапа:

  • социально-коммуникативное развитие: социализация, трудовое воспитан познавательное развитие; исследовательская деятельность, ФЦКМ, ФЭМП;
  • речевое развитие: чтение художественной литературы;
  • художественно-эстетическое развитие: изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность, музыкальная деятельность;
  • физическое развитие.

             Работа с родителями:

  • анкетирование «Что вы знаете о комнатных растениях?»;
  • оснащение уголка природы комнатными растениями;
  • домашняя работа «Мой ребенок любит цветы».

             3. Заключительный этап:

Завершающий этап включает в себя подведение итогов, представление презентации.

Цель: закрепление и обобщение знаний и представлений о комнатных растениях.

            Содержание работы заключительного этапа:

  • Подведение итогов работы: беседы с детьми и родителями по теме «Что я узнал нового?»
  • Оформление выставки рисунков, поделок по теме «Комнатные цветы».
  • Выпуск и презентация альбома «Загадки комнатных растений».
  • Составление памяток, рекомендаций для родителей «Как ухаживать за комнатными растениями».
  • Ведение дневников наблюдений за ростом и развитием лука и посаженных отростков цветов.
  • Обмен впечатлениями по работе над проектом.
  • Оформление опыта работ по проекту в методический кабинет.

Результаты проекта:

  • у детей появился ярко выраженный интерес к живой природе;
  • большинство ребят научились называть и различать комнатные растения;
  • сформировалось представление о необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • усвоились нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
  • дети усвоили: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком;
  • обогатился словарный запас детей по данной теме;
  • расширилась экологическая среда группы;
  • обогатилась развивающая среда в группе;
  • активизировалась познавательная и творческая активность детей, родителей, повысилась компетентность педагогов.

Приложения к проекту:

  • Приложение 1. Анкета для родителей «Что вы знаете о комнатных растениях?»;
  • Приложение 2. Диагностика уровня знаний детей старшей группы по теме «Комнатные растения»;
  • Приложение 3. НОД «Уход за комнатным растением»;
  • Приложение 4. НОД (лепка) «Цветок в горшке»;
  • Приложение 5. Беседа «Лекарство на подоконнике»;
  • Приложение 6. Памятка для родителей «Опасные комнатные растения»;
  • Приложение 7. Конспект занятия по художественному творчеству (декоративное рисование) закладка «Городецкий цветок»;
  • Приложение 8. Конспект по художественному творчеству (аппликация) «Фикус»;
  • Приложение 9. «Сказка о комнатном цветке Алоэ».
  • Приложение 10. Конспект по художественному творчеству (рисование) «Комнатное растение - Спатифиллум».
  • Приложение 11. Работа с родителями – «Мой ребенок любит комнатные цветы!» (Фотоотчет).
  • Приложение 12. Фотоотчет по проекту.

  Список используемой литературы:

1. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112 с.: цв. вкл.;

2. Атлас комнатных растений. – М.: АСТ, 2013. – 192 с.

3. С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 192 с.: цв. вкл.

 Интернет-ресурсы:

 1. www.maam.ru.proekt-komnatnye-rastenija-nashi-druzja-pasport-proekta-prezentacija

2.http://sch1400z.mskobr.ru/elektronnye_servisy/blog/daeva_tat_yana_ivanovna/pamyatka_dlya_roditelej_i_pedagogov/

3. http: nsportal.ru.proekt-komnatnye-rastenija-krasota-nasheji-gizni


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комнатные растения - спутники нашей жизни» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Содержание работы педагога по данному конспекту направлено на расширение и углубление знаний старших дошкольников о комнатных растениях. их строении ,способах размножения. значении для здоровья челове...

Комнатные растения - спутники нашей жизни

Комнатные растения – спутники нашей жизни.Программное содержание:- Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях;- Обеспечить развитие умения анализировать, обобщать с п...

Конспект интегрированной НОД с детьми подготовительной группы «Комнатные растения - спутники нашей жизни»

Развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядного материала;Закрепить знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений;Воспитывать трудолю...

"Комнатные растения - спутники нашей жизни"

Данный конспект расширяет знания детей о комнатных растениях, воспитывает интерес к уходу за растениями, любовь к ним, развивает логическое мышление, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-...

Проект "Комнатные растения - спутники нашей жизни"

В нашей группе комнатные растения «болеют», а мы хотим, чтобы в природном уголке было зеленое море....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Комнатные растения-спутники нашей жизни"

Конспект для детей старшей группы.Время проведения апрель-май...

Конспект НОД для старшей группы на тему: «Комнатные растения - красота нашей жизни».

Познакомить детей с названиями цветов, научить правильно за ними ухаживать....