Конспект "Покорми птиц зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зимнее время — это не только время праздников, веселых зимних забав, но и крепкие морозы с пронизывающим холодным ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Перед нами встает задача — расширять представления детей о птицах, зимующих в нашей местности, с их видами и характерными особенностями; воспитывать желание заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormi_ptits_zimoy.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Тополёк» с .Дефановка

муниципальное образования Туапсинский район

КОНСПЕКТ

занятия непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе

тема:

«Покорми птиц зимой»

 

Подготовила воспитатель:

Борисова Людмила Владимировна

с. Дефановка

2021 г.

Тема: «Покорми птиц зимой»

Цели:

  • формировать экологическую культуру у детей;
  • прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

Развивающие:

  • формировать у детей желание помогать животным в зимний период времени;
  • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
  • совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные:

  • расширить представление детей о взаимосвязи между живой и неживой природой, о роли человека в жизни птиц, о значении покорми птиц;
  • уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование:

Картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; цветные карандаши, бумажные силуэты птиц; картинка кормушки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Организационная часть.

Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах, будем читать стихи, вспомним, чем они питаются, а также я расскажу вам интересное из их жизни.

Каких птиц мы называем зимующими? (это птицы, которые не улетают, а остаются зимовать)

А как вы думаете, почему? Потому что они круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку. Не боятся морозов, так как у них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. Ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы.

А сейчас мы свами отправимся на птичью выставку. Наши ребята превратятся в зимующих птиц.  

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение):

Воробьи живут неплохо,

Если с теплой крышей дом

И кормушка есть под боком,

Где всегда им сыплют корм.

Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение):

В красной шапке набекрень

По стволу стучит весь день

Мой лесной приятель –

Непоседа дятел.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение):

Забыв про холода зимы,

Летают стайкой снегири.

И за окном в моем саду,

Они как яблоки в снегу.

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение):

Веселая синица

Морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять

Любит песни распевать!

Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение):

Вот ворона. Эта птица

Меньше всех людей боится.

Громко каркает в гнезде,

Длинный нос сует везде!

Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение):

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой сорока.

Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску.

Воспитатель: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её)

Гимнастика для глаз (используется птица, прикрепленная на палочку)

А теперь давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.

В лесу темно (накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них. Пальцы скрещены на лбу).

Все спят давно (снимают руки с глаз).

Одна сова не спит, на суку сидит (широко открывают глаза).

Во все стороны глядит. Да как полетит

(движение глаз из стороны в сторону при фиксированном положении головы).

А в лесу темно. Все спят давно

(накладывают руки ладонями на глаза, не надавливая на них, пальцы скрещены на лбу)

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру на внимание «Какой птички не стало?»

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»)

Физкультминутка

О чем поют воробушки (Шагаем на месте)

В последний день зимы? (Руки в стороны на пояс)

Мы выжили! (Хлопаем в ладоши)

Мы дожили! (Прыжки на мете)

Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте)

Воспитатель: Ребята, а кто может помочь птицам зимой? (Правильно, люди) А как мы можем помочь птицам? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? (Люди могут помочь птицам: сделать кормушки и подкармливать птиц, что бы они не замерзли и не погибли в морозы).

Воспитатель: Ребята, в детском саду, мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в нее корм.

Воспитатель: Ребята, а что можно положить в кормушку? Чем можно подкармливать птиц? (Семенами овца, тыквы, семечки подсолнечника, крошки пшеничного хлеба, кусочки сала, сушенные ягоды, кусочки фруктов)  

Д\и «Скажи наоборот» Закончи предложения:

Воробей маленький, а ворона…

У синицы хвост короткий, а у сороки…

Голубь тяжелый, а воробей…

У синицы клюв тонкий, а у вороны…

Практическая часть

Пальчиковая игра ”Десять птичек - стайка”

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек — стайка. (Хлопаем в ладоши)

Эта птичка — соловей, (поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)

Эта птичка — воробей.

Эта птичка — совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка,

Серенькое перышко (поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)

Эта — зяблик.

Эта — стриж.

Эта развеселый чиж.

Ну, а эта — злой орлан (держим большой палец левой руки)

Птички, птички — по домам! (машем ручками, как крылышками)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»

Серый маленький комочек.

“Чик-чирик!” – замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш … (воробей).

Чёрная шапочка

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени … (синичка).

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут её …(сорока).

Выпал снег, метут метели,

А к нам гости прилетели.

На рябину посмотри –

Там расселись … (снегири).

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона –

Зовут её… (ворона).

Итог занятия:

  1. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего?
  2. Каких птиц называют зимующими?
  3. Каких зимующих птиц вы знаете?
  4. Почему зимующие птицы не улетают на зиму?
  5. Чем они питаются?
  6. Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
  7. Есть ли кормушки около вашего дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...