Занятие в подготовительной группе "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Макатаева Оксана Анатольевна

Цель: расширение и обогащение знаний детей о перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной  группе "Перелетные птицы"

 Тема: «Перелетные птицы».

ДОО   Познание.

Цель: расширение и обогащение знаний детей о перелетных птицах.

Задачи:

-расширить представления детей о признаках весны;

- познакомить детей с  перелетными птицами, их повадками;

Интеграция с ОО коммуникация:

- формирование словаря (название перелетных птиц, частей тела);

- грамматический строй (образование слов);

- связная речь (совершенствовать диалогическую форму речи).

Интеграция с ОО социализация:

-познакомить со старинным праздником – Днем весеннего равноденствия;

- воспитывать привычку сообща выполнять задания;

- прививать любовь к птицам.      

Интеграция с ОО музыка:

-воспитывать любовь к народному искусству.

 Формы организации детской деятельности: игровые ситуации, словесные дидактические игры, беседа, решение проблемных ситуаций, работа с моделями.

Предварительная работа: рассматривание предметных картинок, загадывание загадок, чтение произведений, наблюдения на прогулке.

Ход:

Воспитатель:

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее!

И не только веселее, но и интереснее, ведь мы узнаем много нового.

Садимся на стульчики. Просмотр слайдов.

Воспитатель:                                Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

. Воспитатель: 

-Какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы.

По каким признакам вы узнали, что наступила весна?

- Стало солнышко пригревать сильнее…

Стих

Стало ясно солнышко припекать, припекать,

Землю словно золотом согревать, согревать.

- Сосульки «заплакали», всюду слышна звонкая капель…Звук

- Появились первые проталины…

Стих

Зима недаром злится,

 Прошла ее пора -

 Весна в окно стучится

 И гонит со двора.

- Побежали журчащие, говорливые ручейки…

- Прилетают птицы с юга…

-Пробивается зеленая травка, раскрываются почки, показывая клейкие листочки…                              

                                                          Стих

Травка зеленеет,

 Солнышко блестит;

 Ласточка с весною

 В сени к нам летит.

- Появляются первые весенние цветы и выползают

 погреться на солнышке насекомые….

Воспитатель: Весна только вступает в свои права. И мы с вами будем ещё долго любоваться ею, слушать её звуки, путешествовать по весенней природе, радоваться солнышку, прилёту птиц, журчанию ручейков, первым подснежникам.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?

 (Дети называют). Весенний день год кормит. Кто весной трудиться рад – будет осенью богат. Много воды – много травы. Грач на горе - весна на дворе.

Воспитатель: Вот сколько народной мудрости в пословицах о весне.

Рассказ о весеннем равноденствии:

20 марта - День Весеннего Равноденствия

В День Весеннего Равноденствия солнце освещает ровно половину обоих полушарий земного шара, и на всей планете ночь и день длятся поровну – по 12 часов. Потом Солнце переходит из Южного полушария в Северное, а наша планета Земля несется дальше по своему извечному пути, чтобы достигнуть нового равноденствия еще через полгода, на противоположной стороне орбиты.

С увеличением длины светового дня оживает вся природа, земля как будто просыпается после долгого тяжелого зимнего сна. Недаром, в разные времена у разных народов северного полушария этот день считался не только началом весны, но и началом новой жизни, воскрешением.

По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавшие в этот день с юга 40 видов птиц, первыми из которых были жаворонки. На чье поле первыми в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай.

В честь прихода весны в этот день повсюду в России пекли особое печенье в форме птичек.

-Давайте и мы позовем весну. Закличка:

Жаворонки, прилетите!

Холодную зиму унесите!

Теплую весну принесите!

Раздается пение птиц.

Восп-ль: -Что – то птицы раскричались, давайте посмотрим, что случилось. (подходим к дереву, на котором «сидят» только зимующие птицы).

- Вы их узнали? Кто назовет?

- Ой, ребята, я что-то не могу понять, все ли птицы собрались на дереве? Помогите разобраться? Каких птиц нет на ветках? (подвести к тому, что сидят все зимующие птицы, а нет перелетных).

- Да что же случилось, весна в самом разгаре, а перелетных птиц нет. А вот какое-то письмо у сороки! Давайте  почитаем, сорока все новости знает.

- Ой, дети! Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать птиц на волю. Захватила их по дороге к нам,  просят птицы вашей помощи. А чтобы им помочь, надо доказать, что вы птиц хорошо знаете, любите и будете о них заботиться.  Только в этом случае Зима отпустит птиц.

- Дети, поможем птиц освободить?

- Почему их называют перелетными? (улетают в жаркие страны, нет питания зимой).

- Давайте вспомним, каких перелетных птиц вы знаете?

- Почему возвращаются, ведь там так тепло, хорошо? (летят на родину, выводить птенцов).

- Какие домики птиц вы знаете? (скворечник, гнездо, дупло)

- А почему воробьи, например, не улетают?

- Чем отличаются птицы от других животных? Для чего птицам нужны крылья? Клюв?

Подходя к следующему дереву, выполняем логоритмическое упражнение «Весна зовет»

Собирайся, детвора!

Лес зовет: «Гулять пора!» (хлопки в ладоши)

Будем по лесу гулять, (марш)

Свежим воздухом дышать. (Вдох – выдох)

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдем. (ходьба на носочках)

Ручейки мы перепрыгнем, (прыжки с продвижением)

Ну а лужи – обойдем. (ходьба с высоким подниманием коленей).

- Мы подошли к интересному дереву, что вы видите на нем? Гнездышки.  А в гнездышках скоро появятся птенчики. Знаете ли вы, как называются птенчики у птиц?

  Игра  «У кого какой птенец?» (проводится с мячом).

•        у грача – грачонок,

•        у скворца – скворчонок

•        у чижа - чижонок

•        у соловья - соловьенок

•        у аиста - аистенок

•        у кукушки – кукушонок

-Ш-ш-ш, тише! Возле таких деревьев нельзя кричать, шуметь, нельзя пугать ни маму – птицу, ни птенцов.

- А весна – то вступает в свои права, солнце все ярче и ярче.

Стихотворение с движением «Веснянка»:

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло. (ходьба по кругу)

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу на носочках)

Прилетели сто грачей, (бегут, взмахивая крыльями)

А сугробы тают, тают, (медленно приседают)

А цветочки подрастают. (тянутся вверх)

-Пока любовались на солнце, мы попали на необычную поляну. По – моему, нас Зима  хочет запутать.

Игра «Путаница»

•        Тело птиц покрыто шерстью.

•        Скворец живет в дупле.

•        Птенчики вылупляются из икринок.

•        В теплые края улетают перелетные птицы.

•        Люди делают скворечники для ворон.

•        Птицы строят гнезда из досок.

•        Птицы собираются в стадо и летят домой.

•        Самый  лучший певец из всех птиц  -  дятел.

- Ребята, а вы любите птиц? Я тоже. А за что?

- я  люблю птиц за то, что прекрасно поют.

Дети:

- я люблю птиц за то, что ими можно любоваться, наблюдать;

- я люблю птиц за то, что они красивые, голосистые;

- они помогают деревьям в лесу, поедают гусениц, вредных жучков, помогают спасать деревья;

- их называют санитары леса;

- они поедают комаров, которые причиняют неудобство людям и животным.

Раздается пение птиц, на слайде – видео «Прилет птиц», входит Весна.

Здравствуйте, милые дети!

Я – Весна, шагаю по планете.

Знаю, ждут меня повсюду,

Всем на свете я нужна!

Приношу я радость людям,

Ведь недаром я – Весна!

- Ребята, вы – молодцы, доказали, что вы хорошо знаете перелетных птиц,  умеете заботиться о них и очень любите. Вы сумели освободить перелетных птиц. Сегодня праздник – День весеннего равноденствия, давайте и мы порадуемся, поиграем.

Хоровод  «Ой, бежит ручьем вода!»

Итог.

Воспитатель: Ребята подошло к концу наше весеннее путешествие. Что вам больше всего понравилось?

 - Дети, а что было бы, если бы мы не освободили птиц и они к нам не прилетели? (ответы детей)

- Вот какой добрый поступок мы совершили.

Весна раздает печенье «Жаворонки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Знакомство с птицами, живущими на участке".

Это занятие на улице  лучше проводить зомой....

Интегрированное занятие "Кормушка для птиц"

Занятие по формированию элемнтарных математических представлений. Дети работая в парах при помощи условной мерки измеряют чертеж и изготавливают кормушку...

Конспект занятия :"Самовар-жар птица"

Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....

Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы. Весна.

На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания д...

конспект познавательного занятия "Детям о птицах"

конспект занятия в старшей группе о зимующих, перелетных, кочующих птицах...

Презентация к занятию "Весна. Перелётные птицы."

Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшей коррекционной группы с темой: "Весна.Перелётные птицы". Эту презентацию можно использовать на занятии и в совместнойдеятельности с ...