Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы "Зимнее путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Дрозд Анжелика Александровна

Данная совместная образовательная деятельность позволит закрепить с детьми средней группы знания о признаках зимы, познакомиться с названиями зимних месяцев, изучить характерные зимние явления в живой и не живой природе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное развитие27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №117 Невского района Санкт - Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности

в средней  группе

на тему: «Зимнее путешествие»

                 

                                                                        Автор: воспитатель 1 квалификационной категории      Дрозд Анжелика Александровна

САНКТ – ПЕТЕРБУРГ, 2021 год

Совместная образовательная деятельность с детьми средней  группы

«Зимнее путешествие»

 

     Образовательная область: «Познавательное развитие»

      Цель: способствовать закреплению знаний о признаках зимы, продолжать знакомить с названием зимних месяцев, изучить характерные зимние явления в живой и неживой природе

Задачи:

       1. Образовательные: закрепить знания детей о зиме и её характерных особенностях, закрепить названия зимних месяцев, формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, закрепить знания об особенностях жизни диких животных в зимний период, упражнять в подборе прилагательных к существительным, обеспечить познавательную, творческую, двигательную активность;

       2. Развивающие: развивать умение устанавливать связь между явлениями живой и неживой природы,  познавательный интерес,  любознательность, воображение, мышление, связную речь

       3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому.

      Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-социально-коммуникативное развитие;

-физическое развитие.

     

      Обогащение словаря: метель, оттепель

      Материалы и оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, презентация, ёлка, шары, тонированная бумага, палочки, ёмкость со снегом

Методы и приемы:

-игровой,

-наглядный

-практический,

-словесный,

-интерактивный.

Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов, сказок, рассказов о зиме, рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и жизнью диких животных в зимний период.

      Содержание:

1часть. Организационная

      Воспитатель: Здесь в лесу стоит царица-

                            Белокожа, белолица.

                            Как махнула рукавом-

                            Всё покрыла серебром

- Как вы думаете,  про кого я прочитала стихотворение? (про зиму)

- Расскажите какая зима? (снежная, вьюжная, морозная, холодная, ветреная, вьюжная, сказочная, волшебная)

      - Хотите с нею познакомиться? (да)

(звучит музыка, входит Зима)

Воспитатель: Белым снегом всё покрыло:

                         И деревья и дома

                         Свищет ветер легкокрылый:

                         «Здравствуй, зимушка – зима!»

Зима:  Здравствуйте, ребята!

                    Есть у меня три сыночка, три зимних месяца. Знаете ли вы их название? (декабрь, январь, февраль)

             Придумала я своим сыновьям поручения. Декабрю -  проверить,  все ли листочки упали с     деревьев, все ли зайчики и белочки шубки свои сменили, лёг ли в зимнюю спячку медведь.

            Январю – сковать все реки льдом, разрисовать стёкла морозными узорами.

            Февралю – намести много снега и построить большие сугробы.

Да вот не знаю, справились ли они с моими поручениями?

     Воспитатель: Давайте ребята поможем Зимушке. Отправимся в путешествие  и проверим, как братцы месяцы справились со своими поручениями.

     Динамическая пауза «Мы шагаем по сугробам» (перешагивание через снежные сугробы)

-Мы шагаем по сугробам,

 По сугробам крутолобым.

 Поднимайте  выше ногу,

 Проложи другим дорогу.

 Посмотрите, как блестит,

 Под ногами снег хрустит.

     2 часть. Практическая

      Воспитатель: Посмотрите ребята, мы пришли с вами  в зимний лес (появляется Декабрь)

      Декабрь:  Я - Декабрь, я старший сын,

                         Льда и снега господин.

                         Я работы не боюсь,

                         Днём и ночью я тружусь:

                         Землю снегом посыпаю,

                         Про зверей не забываю.

       Воспитатель: Здравствуй, братец Декабрь. Нас Зимушка попросила посмотреть,  выполнил ли ты её поручения (слайд 1)

       - Ребята, без чего не бывает зимы? (без снега).  Каким бывает снег? (ответы детей) Именно декабрь нас радует первым снегом. Как вы думаете, если не покрыть деревья снегом, что с ними может случиться? (замёрзнут)

       - Посмотрите, кого мы видим в зимнем лесу? (слайд 2) Что делает медведь зимой? (спит) А где он спит? (в берлоге)

       - А это у нас кто? (слайд 3) Какая у зайчика шубка? (белая) А летом? (серая) А зачем зайчику зимой белая шубка? (ответы детей)

       - А это кто на дереве сидит? (слайд 4) Какого цвета у неё шубка? (серая) А летом у белочки какая шубка? (рыжая) А зачем белочке серая шубка зимой? (ответы детей) 

       - Ребята, а как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие) (слайд 5) Как мы помогаем птицам зимой? (кормим)

       -Декабрь заканчивается самым любимым нашим праздником, каким? (Новый Год). Но ведь праздник уже закончился, а у братца Декабря ещё ёлочка наряжена. Давайте поможем ему сложить шары в коробку (дети складывают шары каждый на своё место)

     Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справился братец Декабрь с поручениями Зимушки? (да) А нам пора отправляться дальше

   

     Динамическая пауза «Лыжники» (имитируем движения по тексту)

      -Мы на лыжах в лес идём,

       Мы взбираемся на холм.

       Палки нам идти помогут,

       Будет нам легка дорога.

    Воспитатель: Ребята мы попали с вами на полянку (появляется Январь)

    Январь: Я - Январь, я средний сын,

                    Лютой стужи господин.

                    Вы не слышали угрозы

                    Про крещенские морозы?

                    А ещё я все окошки

                    Украшаю шторами –

                    Кружевными шторами

                    С белыми узорами!

    Воспитатель: Здравствуй, братец Январь. Нас Зимушка попросила посмотреть, выполнил ли ты её поручения? (слайд 6)

    - Январь самый холодный и морозный месяц, он приносит нам сильные морозы. Посмотрите ребята на ветви деревьев. Какие они? (блестят на солнце, покрыты инеем)

   - Посмотрите, что  происходит  на водоёмах в январе (слайд 7) Чем они  покрываются ? (льдом) Как вы думаете, что такое лёд? (замёрзшая вода)  Какой бывает  лёд? (твёрдый, прозрачный, крепкий) да ребята, лёд в январе очень прочный и крепкий.

   - Посмотрите, что происходит с окошками (слайд 8) Что вы на них видите? (морозные узоры) Как вы думаете, кто нарисовал эти узоры? (мороз)

   - Давайте мы с вами совершим волшебство и тоже нарисуем морозные узоры на окошке. Только сначала разомнём наши ручки.

    -Вечер приближается (руки в стороны)

     Вьюга начинается (качаем руками над головой)

     Крепчает мороз (сжимаем кулачки)

     Щиплет щёки, щиплет нос (пощипать щёки и нос)

     Руки стали замерзать (потереть ладони)

     Надо их отогревать (подышать на ручки)

   

(дети выполняют морозные узоры  в технике граттаж)

   Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справился братец Январь с поручениями Зимушки? (да) А нам пора отправляться дальше.

  Динамическая пауза «На коньках» (имитируем движения по тексту)

  - Мчусь, как ветер, на коньках,

    Вдоль лесной опушки…

    Рукавицы на руках,

    Шапка на макушке.

(появляется Февраль)

  Февраль: Я – Февраль, я младший сын,

                     Я метелей господин.

                     Всех вас ветром застужу,

                     В снежном вихре закружу,

                     Снег насыплю без разбору

                     И в карманы, и за ворот!

   Воспитатель: Здравствуй, братец Февраль. Нас Зимушка попросила посмотреть, выполнил ли ты её поручения? (слайд 9)

 - Февраль приносит нам сильные ветра и много снега.  Каким бывает ветер? (сильный, быстрый, колючий, ледяной, холодный, порывистый). Ребята,  как вы думаете,  а когда дует сильный ветер и метёт снег, как это явление называется? (метель)  Метель  какая? (белоснежная, чистая, блестящая) Метель наметает большие белые сугробы

 - Часто в конце февраля бывает «оттепель» (слайд 10) Ребята, как вы думаете, что такое «оттепель»? (сильнее греет солнце, появляются сосульки, подтаивает снег)

 - Ребята, а сейчас мы с вами проведём опыт. Посмотрите, что стало со снегом, который мы принесли с утра в группу. Куда он подевался? (растаял). Давайте с вами рассмотрим воду. Как вы думает, эта вода чистая?

 Почему вы так думаете? Каким был снег, когда мы его принесли в группу? (белым)

(подвожу к пониманию того, что если снег кажется чистым и белым, то вода после таяния получается грязной, от пыли и мусора, который люди бросаю на снег, поэтому снег брать в рот небезопасно)

3 часть. Рефлексия (звучит музыка, выходит Зима)

Зима: Ну, что ребята, расскажите мне, справились мои сыночки с поручениями?

Воспитатель: Ребята что мы можем рассказать Зимушке о нашем путешествии? Что нам показал месяц Декабрь? Январь? Февраль? (ответы детей)

- Давайте скажем Зимушке спасибо за наше путешествие и попрощаемся с ней.