Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы тема: «Страницы книжной истории»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Нод с детьми подготовительной группы "Страницы книжной истории"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы тема: «Страницы книжной истории»

Цель: познакомить детей с историей создания книги, дать детям представление о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики.

Программное содержание:

  1. Расширить знания детей об истории создания книги, познакомить с первыми письменными материалами (глиной, тканью, берестой, бумагой).
  2. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путем исследования свойств материалов.
  3. Способствовать развитию устной связной и диалогической речи, обогащению словаря, развитию мышления, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  4. Стимулировать физическую активность детей путем выполнения физических упражнений.
  5. Развивать познавательный интерес к книге, воспитывать потребность в общении с книгой, бережное отношение к ней.

Оборудование: «машина времени», презентация «Страницы книжной истории», лента атласная, ткань, веер, указка, магнитные доски, картинки «китайские иероглифы», страницы книги загадок 9оформлены детьми), знаки «правила обращения с книгами», детские книги, подносы, емкости с водой, тарелки с песком, деревянные палочки, доски для лепки, глина, влажные салфетки, подставки для кистей, кисти, палитры, краски гуашь, клеенки, пяльцы, ткань, оттиски (на каждого ребенка).

Предварительная работа с детьми: посещение библиотеки, выставка книг в книжном уголке, рассматривание красочно оформленных книг, просмотр презентации «Откуда пришла книга», беседы «Какие бывают книги?», «Как создается книга?», «Почему нужно беречь книги?», сюжетно – ролевые игры: «Книжный магазин», «Библиотека», «Книжная больница», чтение загадок, пословиц о книгах, оформление книги загадок, составление правил бережного обращения с книгами.

Ход НОД:

  1. Организационная часть.

Дети входят в зал по песню «Книга» муз. С. Мельниковой, сл. А. Потаниной.

Дети: Именины! Именины!

У Володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек?

Нет! У наших детских книжек.

У стихов, рассказов, сказок

И у толстых повестей …

Посмотрите, сколько сразу

Собралось у нас гостей.

  1. Основная часть.

Воспитатель: А есть ли книги у вас дома? Какие книги ваши любимые? (Ответы детей) Для чего нам нужны книги?

Дети: Из книг мы узнаем что – то новое, книги рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы, читая книги, мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Воспитатель: Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг. Не зря говорят: «Книга – источник знаний!». Как вы думаете, всегда ли у людей были книги?

Дети:  У самых древних наших предков не было книг.

Воспитатель: Всегда ли книги были такими, как мы видим их сегодня? Я приглашаю вас в путешествие в прошлое книги. В нем вы узнаете, как ваши чудесные книжки появились, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Как нам попасть в прошлое? (Ответы детей) Мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет она перед вами. Ребята, занимайте места. В какой стране появилась книга?

Дети:  Первая книга появилась в Египте.

Воспитатель: Туда мы и переместимся. (Музыка) Мы попали в древний Египет. (Слайды)

Ребенок: Египет это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками и даже горы. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы. Жрецы были умные, образованные люди, они умели читать и писать.

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы египетские жрецы и вам нужно написать книгу, садитесь за столы. У вас на столах лежат различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, назовите их.

Дети: Глина, песок, вода.

Воспитатель: Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки, которые у вас лежат, и острым концом попробуйте написать или нарисовать что – нибудь на своем материале. Положите палочки. Получилось ли у вас написать на песке? Представьте, что вы свою надпись понесли кому – нибудь почитать. Вы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки. Что стало с вашими надписями?

Дети: Они рассыпались.

Воспитатель: Почему надписи исчезли?

Дети: Надписи исчезли, потому что песок сыпучий.

Воспитатель: Песок подходит для хранения информации? Получилось ли у вас написать на воде? Почему ничего не получилось?

Дети: Ничего не получилось, потому что вода жидкая, не имеет формы.

Воспитатель: Подходит ли вода для записи информации? Получилось ли у вас написать на глине? Теперь проверим можно ли эту информацию сохранить. Потрясите доску. Что стало с информацией? Подуйте на нее. Что с ней стало? Какой материал подходит для записи и хранения информации?

Дети: Глина подходит для записи и хранения информации.

Воспитатель: Вот к этому же выводу пришли древние жрецы. Давайте посмотрим и послушаем как они это делали. (слайды)

Ребенок: Для записи в Древнем Египте использовали глиняные дощечки, на которых писали деревянными палочками. Палочкой надавливали на глину, и получалось изображение. А после эти пластины обжигали, складывали друг на друга и получали книжные страницы из глины.

Воспитатель: Как вы думаете, удобно было читать такие книги? Почему?

Дети: Они тяжелые.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше. Занимайте места в машине времени. Нас ждет Древний Китай – родина многих открытий. (слайд) Давайте выйдем из машины времени.

Ребенок: Это Древний Китай. Это великая китайская стена, это дворец императора, а это храм неба. В Китае выращивали чай, рис. А это китайский Новый год – самый главный праздник в Китае.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что китайцы очень много времени уделяли своему здоровью, поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.

Китайская гимнастика

Воспитатель: Давайте встанем на ковре, чтобы не мешать друг другу. Готовы? Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. Сначала поприветствуем солнце, руки медленно поднимаем вверх и опускаем. Еще раз. В Китае очень любят зонтики, превратимся в зонтики. Молодцы, какие красивые зонтики. А сейчас превратимся в деревья высокие и стройные, сделаем крону, руки соединили, поднимите ногу и поставьте стопу на колено, опустите ногу. Еще раз. Молодцы! А еще в Китае любят чай. Превращаемся в чайнички. Наливаем чай в чашку. Еще наливаем. А теперь наливаем чай в другую чашку. Молодцы! Но чай горячий нужно его остудить, подуем.

Воспитатель: Я приглашаю вас присесть и отдохнуть. Мы с вами  в Древнем Китае, как сидели древние китайцы?

Дети: Древние китайцы сидели либо на циновке, либо на низком сидении, подогнув под себя пятки.

Воспитатель: Давайте сядем как древние китайцы и узнаем, историю первой китайской книги. Какой материал использовали в Китае для записи информации?

Ребенок: (слайд) Сначала китайцы писали на шелке. Материю нарезали на мелкие кусочки, записывали информацию, потом эти странички сшивали и получались шелковые книги.

Воспитатель: Предлагаю вам стать создателями шелковых книг. Как назывались символы, которые использовали в Китае для письма? На доске написаны иероглифы, что они обозначают?

Ребенок: Это иероглиф обозначает горы, этот река, этот рисовое поле. А этот иероглиф обозначает солнце, этот иероглиф человек, а этот трава.

Воспитатель: Я предлагаю вам выбрать понравившийся иероглиф и написать его на своих шелковых страницах. Молодцы, ребята! Положите кисточку на подставку, возьмите влажную салфетку, вытрите руки. Я открою вам секрет, что китайцы очень изобретательный народ, какое важное открытие было сделано в Китае?

Дети: В Китае изобрели бумагу.

Воспитатель: Верно, но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени. Занимайте места в машине времени. (слайд) Ребята, куда мы с вами попали?

Дети: Мы попали в Древнюю Русь.

Ребенок: (слайд) Русь всегда славилась своими деревянными городами, могучими и сильными богатырями, своим рукоделием и конечно веселыми праздниками. Писали в Древней Руси на бересте с помощью специальной острой палочки.

Воспитатель: Ребята, что такое береста? (слайд)

Дети: Береста – это кора березы.

Воспитатель: На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Удобен ли был такой материал для письма? Почему? Потом появилась бумага, на ней стали писать летописцы. (слайд) Писали летописцы гусиными перьями. Труд летописцев был очень тяжелый.

Ребенок: Печатные книги возникли не сразу,

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Воспитатель: Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу. Как вы думаете, каждый человек мог купить такую книгу? Почему?

Дети: Они стояли дорого, так как создавались медленно.

Воспитатель: А что придумали люди, чтобы книг было много?

Дети: Придумали печатать.

Ребенок: (слайд) И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.

Воспитатель: А как это произошло, посмотрите.

Ребенок: (слайд) Буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги.

Воспитатель: Предлагаю вам стать первопечатниками и сделать с помощью оттисков обложку для книги. Вытрите руки салфеткой. Посмотрите, ребята, какую мы с вами сделали обложку для книги. Мы сегодня с вами много путешествовали, но я предлагаю вам вернуться в современный мир. (слайд) Как в наше время создают книги?

Ребенок: В наше время книги печатают в типографиях, на печатных станках. (слайд) У книг прочные картонные переплеты, яркая обложка и красочные иллюстрации. (слайд)

Воспитатель: Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы ее знаем теперь. Я предлагаю нам создать свою книгу. Из каких частей состоит книга?

Дети: Книга состоит из обложки, корешка, страниц.

Воспитатель: Мы с вами подготовили странички и обложку, а сейчас соединим их в книгу. Посмотрите, какая книга у нас получилась: с яркой обложкой и красочными иллюстрациями. Я предлагаю эту книгу подарить детям младшей группы. Но книгу нужно не просто подарить, а рассказать малышам правила обращения с ней. Давайте вспомним как правильно обращаться с книгой. (дети называют и демонстрируют основные правила

  1. Бери книгу только чистыми руками, переворачивай страницы за правый верхний угол.
  2. Не читай лежа.
  3. Нельзя перегибать книгу при чтении, загибать и мять страницы книг.
  4. Нельзя бросать и пачкать книги.
  5. Ничего не ставь на книги.
  6. Нельзя вырывать страницы из книг.
  7. Нельзя рисовать и писать в книгах.
  8. Нельзя вырезать картинки из книг.
  9. Если книга порвалась – подклей ее.
  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Что сегодня было интересного на занятии? В каких странах мы побывали? Какие книги были в Египте? в Китае? На чем писали в Древней Руси? Как создавали первые печатные книги? Ребята, мы узнали, как появились печатные книги, а какие современные технические средства для хранения информации вы знаете? Как вы думаете, может ли компьютер заменить книгу? Можно ли сказать, что книга – была и будет самым лучшим и самым надежным другом на все времена?

1 ребенок: У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Воспитатель: Наше путешествие по страницам книжной истории подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Торговый дом одежды».

План-конспект НОД с детьми подготовительной группы написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Коммуникация", "Социализация", "Познание", "Труд", "Здоровье", "Музыка" на тему "Одежда"....

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Животные жарких стран» (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Животные жарких стран» (образовательная область «Речевое р...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Поможем Буратино» (ФЭМП) (образовательная область «Познание»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме "Поможем Буратино"....

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Состав числа 9 из единиц» (образовательная область «Формирование элементарных математических способностей»)

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми подготовительной группыТема: «Состав числа 9 из единиц» (образовательная область «Формирова...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы тема: "Моя семья" (образовательная область: развитие речи)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми  подготовительной группы по теме: "Моя семья" (образовательная область: разви...