школа разведки
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Будко Елена Владимировна

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в соответствии с индивидуальными возможностями и интересами детей, создание условий для их раскрытия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса

                                « Воспитатель года России-2021»

Конспект занятия «На чём люди путешествуют»

 Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физкультура.

Тип: интегрированный.

Возраст детей: 4-5 лет.

Формы непосредственно образовательной деятельности: решение проблемной ситуации, игровые упражнения.

Формы организации: подгруппа.

Задачи: Образовательные:

Закрепить знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолёт, теплоход).

Закреплять знания детей о специальных видах транспорта: «Скорая помощь», «Пожарная машина», «Полиция» и его назначении.

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о транспорте и его назначении.

Ввести в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия.

Закреплять навыки наклеивания.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать и группировать предметы по назначению.

Развивать социальные отношения играющих за счёт осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Развивать интерес к различным видам игр.

Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в соблюдении дистанции во время передвижения.

Развивать пространственную ориентировку.

Развивать умение поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Развивать интерес к аппликации.

Воспитательные:

Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

Способствовать развитию любознательности.

Воспитывать отзывчивость, взаимопомощь.

Словарь новых слов: специальный транспорт.

Предварительная работа: наблюдение за транспортом на улице; чтение художественной литературы; рассматривание картинок; подвижные игры «Поезд», «Самолёт»; дидактические игры «Угадай по описанию», «На чём я путешествую»; сюжетно-ролевая игра «Городской транспорт»; продуктивные виды деятельности по данной теме.

Оборудование и материалы: коврик, 6 коробок, стульчики, телевизор, DVD проигрыватель.

Демонстрационный материал: картинки с изображением специального транспорта.

Раздаточный материал: маленькие картинки «Городской транспорт» и «Специальный транспорт», картинки на верёвочках для игры «Пассажиры по местам», рули, картинки на верёвочках для игры «Найди свой гараж», карточки с изображением транспорта для аппликации, клей-карандаш, клеёнки, салфетки, фигурки человечков, угощения.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности.

Дети входят в зал по одному.

Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали большое путешествие. Скажите, на чём мы с вами сюда приехали?

Дети: На поезде.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Мы встали друг за другом, а Илья у нас машинист.

Воспитатель: А наш поезд был длинный или короткий?

Дети: Длинный.

Воспитатель: Почему?

Дети: У него много вагонов.

Воспитатель: Правильно. А вы любите путешествовать?

Дети: Да, любим!

Воспитатель: Давайте присядем на коврик и вспомним, на чём вы путешествовали с родителями в отпуске? (Ответы детей.)

После беседы появляется Незнайка

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются.

Незнайка: Меня зовут Незнайка. Я из Солнечного города. Я совсем запутался, на чём люди могут путешествовать? Мне сказали, что ребята здесь умные, много знают, и мне помогут. Правильно? Поможете?

Воспитатель: Что, ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы, ребята, знаете, на чём люди путешествуют? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру, в которую играли с вами раньше. А Незнайка посмотрит.

На столе маленькие картинки с транспортом и коробки с обозначением этого транспорта. Дети выбирают по одной картинке и убирают в подходящую для неё коробку. На столе остаются картинки с изображением скорой помощи, полиции и пожарной машины.

Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: А почему вы эти картинки не убрали? Что это за транспорт?

Дети: На этих машинах нельзя путешествовать, они помогают людям в беде.

Воспитатель: Правильно, ребята. А куда эти картинки надо убрать? Почему?

Дети: Их надо убрать в другую коробку.

Незнайка: А я бы покатался по городу на них. Вот бы было весело!

Воспитатель: Что ты, Незнайка, этого делать нельзя!

Воспитатель достаёт новую коробку, и дети убирают оставшиеся картинки в неё.

Открытие нового знания:

Воспитатель: Скорая помощь, полиция, пожарная машина – это тоже транспорт, но он специальный. На нём не путешествуют. Эти машины приходят людям на помощь, когда они в беде. Вот посмотрите сюда.

Проводится беседа об этих машинах с просмотром слайд-шоу.

ВоспитательДавайте все вместе повторим для Незнайки – специальный транспорт.

Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Воспитатель: Незнайка, я предлагаю тебе поиграть с ребятами в новую игру, которая называется «Пассажиры по местам».

Дети выбирают картинку с изображением и одевают на шею. По сигналу воспитателя они должны занять место в своей машине, согласно изображению. Игра проводится 2-3 раза с обменом картинками.

Незнайка: Как мне понравилось с вами играть. А вы знаете ещё какую-нибудь игру с машинами?

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру «Найди свой гараж», в которую мы с вами играли раньше.

Дети одевают картинки на шею с изображением транспорта, и начинают двигаться по дороге по сигналу: поехали! стоп! поехали! в гараж! Воспитатель выступает в роли регулировщика, и после игры подводит итог.

Незнайка: Ой, как мне понравилось с вами играть. Обязательно буду играть в эти игры в своём городе. Ребята, у меня друзья не знают, для чего нужны машины? Вы мне подскажите, а я им расскажу.

Дети: Подскажем.

Воспитатель: А чтобы было интересней, давайте сделаем аппликацию и подарим друзьям Незнайки. Тогда он ничего не перепутает и друзьям будет интересно посмотреть.

Воспитатель предлагает Незнайке и детям подойти к столам и присесть на стульчики. Вместе рассматривают карточки с изображением транспорта, фигурки человека, и решают какую из них куда надо приклеить.

Воспитатель: Незнайка, ты всё понял? Кто в каком транспорте передвигается?

Незнайка: Да всё я понял, что тут непонятного. (Раскладывает фигурки не правильно.)

Воспитатель: Ребята, давайте проверим Незнайку, всё ли он правильно разложил.

Дети исправляют ошибки и показывают, как надо приклеить. Воспитатель напоминает правила работы с клеем.

Дети выполняют работу. По окончании работы дети проверяют друг у друга выполненные работы. Показывают Незнайке.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам ещё немного попутешествовать. Давайте вспомним ещё одну игру (дети выполняют движения и проговаривают слова вместе с воспитателем, Незнайка повторяет):

Сели на машину, налили бензина.

На машине ехали, до реки доехали.

Стоп, разворот. На реке пароход.

Пароходом плыли, до горы доплыли.

Пароход не везёт, надо сесть в самолёт.

Самолёт летит, в нём мотор гудит: у-у-у!

Итог непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: А теперь, давайте проверим, все ли всё запомнили? Поиграем в игру. Присядьте на стульчики и слушайте внимательно. Если я говорю правильно – вы хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.

Люди могут путешествовать.

Люди путешествуют на машине.

На самолёте путешествовать можно.

Можно путешествовать на пожарной машине.

Можно путешествовать на велосипеде.

А на скорой помощи?

А можно путешествовать на поезде, автобусе, самолёте по очереди?

Воспитатель: Молодцы, справились.

Незнайка: Спасибо вам, ребята. Вы мне очень помогли, но мне пора возвращаться домой, меня ждут мои друзья. Я к вам приду ещё в другой раз.

Воспитатель: Ребята, давайте ваши работы подарим Незнайке и его друзьям, пусть порадуются.

Дети: Давайте.

Незнайка: Спасибо, ребята, а я вам принёс угощение, но оно непростое. Вы сами всё увидите, а мне пора. До свидания!

Незнайка раздаёт из коробки угощения в виде машинок и самолётиков. Дети благодарят Незнайку и прощаются.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  казенное  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ      

                                                      «РУСЯТИНСКАЯ ООШ»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

в старшей группе

по теме «Школа разведки»

Воспитатель :

первой категории Будко Елена Владимировна.


«Школа разведки»

Цель: Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в соответствии с индивидуальными возможностями и интересами детей, создание условий для их раскрытия.

Задачи:

Уточнять и расширять знания детей о российской армии, защите Отечества, родах войск, особенностях военной службы.

Закреплять умение составлять изображения из знакомых геометрических фигур.

Упражнять в решении и составлении задач на сложение и вычитание.

Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание.

Вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. 

Воспитывать у детей патриотические чувства и любовь к Родине, чувство гордости за свою армию.

Оборудование и материал: мультимедийный проектор (или интерактивная доска), ноутбук; демонстрационный материал: иллюстрации с изображениями военной техники;

раздаточный материал: математические наборы, листы бумаги с моделями для решения задач, листы бумаги с зашифрованными геометрическими фигурами (пиктограммы), конверты с набором геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция), простой карандаш, клей, цветная бумага).

Предварительная работа: беседы с детьми о российской армии, защите Отечества, о том, что солдаты делают в армии, кто такие разведчики.

Подготовка конспекта, подбор наглядно – дидактического материала, создание презентации.

Методы и приемы:

- практические (работа с бумагой, клеем, соединение по точкам с цифрами)

- наглядные (показ мультимедиа презентации)

- словесные (загадки, беседа, вопросы, поощрение)

- игровые (игра, разгадывание загадок, выполнение заданий, решение задачи, исправление ошибок)

 - метод моделирования (аппликация из геометрических фигур)

 - создание ситуации успеха (словесное поощрение, похвала)


Ход занятия:

Дети входят в группу.

Все занятия сопровождается мультимедийной презентацией.

Педагог: Давайте поприветствуем друг друга. И всем скажем

«Доброе утро!»

Педагог: У меня есть несколько видеофильмов, один из них называется « Наша армия». Хотите посмотреть? Я попрошу вас быть внимательными при просмотре фильма.

Просмотр видеофильма «Наша Армия»

Педагог: Вам понравился фильм? 

Ответы детей.

(имя ребенка), чем тебе понравился фильм?

А (имя ребенка) что понравилось?

Педагог: Скажите, пожалуйста, а где происходит событие?

А  (имя ребенка), как думаешь?

Ответы детей. На площади.

Педагог: Кого вы увидели на экране?

Ответы дети: Танкисты. Моряки. Артиллеристы. Связисты. Космонавты. Летчики. Пехотинцы

Педагог: Правильно. А зачем нужно столько много родов войск?

Ответы детей: Если в армии есть различные рода войск – такая армия сильная: она может защищать свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Воины разных родов войск защищают нашу Родину.

Педагог: А ты, (имя ребенка), как думаешь?

Педагог: А ты, (имя ребенка), что скажет?

Педагог: Да. Вы правы. А, как вы думаете, все ли рода войск присутствовали на параде? Одного рода войск там не было.

Педагог: А ты, (имя ребенка), как думаешь?

Ответы детей. Разведчики.

Педагог: Молодцы. Вы очень внимательны. В состав Вооруженных Сил Российской армии входят внутренние и внешние рода войск. А разведчики относятся к специальным войскам.

Педагог: Как вы думаете, почему их не было на параде?

Педагог: А ты, (имя ребенка), как думаешь?

Ответы детей.

Педагог: А вы бы хотели стать разведчиками?

Педагог: А ты, (имя ребенка), хотел бы стать разведчиком?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, каких солдат берут в разведку?

Педагог: А ты, (имя ребенка), что скажешь?

Ответы детей (сильных, смелых, ловких, находчивых, внимательных)

Педагог: Молодцы. Действительно, чтобы стать разведчиками, нужно много чему научиться. И обладать такими качествами, как: отчаянный, отважный, доблестный, мужественный, бесстрашный.

Педагог: Сегодня я предлагаю вам пройти испытания, чтобы попасть в школу разведки. А вы хотите попасть туда?

Ответы детей (Да!)

Педагог: Для этого нужно выполнить несколько заданий. Но прежде, чем мы приступим к выполнению заданий, надо проверить – зоркие у нас глазки или нет?

Выполнение офтальмологической паузы.

«Горизонт»

1—4 — чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева - направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить линию горизонта справа - налево.

«Пловец плывет к берегу»

1 —4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.

5—8 — медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

«Яркое солнышко»

1-8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

«Угадай»

Педагог: Как вам известно, в армии военные используют разную технику, без которой было бы очень сложно охранять нашу Родину. Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их разгадать, что это за техника.

На экране поочередно появляются картинки на отгаданные загадки.

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут.

(танк)

Смело в небо проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет .

Что такое?

 (Самолет)

Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет наш покой.

(подводная лодка)

Чудо-птица  алый хвост

Прилетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную…

(ракету)

Педагог: Вы большие молодцы! С этим испытанием вы справились на «Отлично»! Предлагаю вам следующее задание.

«Реши задачу».

Задачи показываются на мультимедийном экране презентации.

1 танк стоял на полигоне. К нему подъехали еще 4 танка. Сколько всего танков сало на полигоне?

1+4=5

Ответ: 5 танков.

На аэродроме было 7 самолетов. 3 самолета улетели. Сколько самолетов осталось на аэродроме?

7-3=4

Ответ: 4 самолета.

Педагог: И с этим заданием вы справились. Молодцы!

Физкультминутка.

Педагог: А теперь представим, что мы солдаты, и покажем, как мы будем служить.

Деи произносят речевку и показывают движения в соответствии с текстом.

Как я буду служить? – Вот так!                Ребенок «отдает честь».

Как дружить я буду? – Вот так!                Протягивает правую руку вперед, зажимает кулак, а выставляет большой палец вверх.

Как по цели я буду стрелять? – Вот так!                Имитирует движения.

Как кашу буду есть? – Вот так!

Как по дому буду скучать? – Вот так!        Приставляет ладонь ко лбу и смотрит вдаль.

Как по плацу буду маршировать? – Вот так!

Педагог: Молодцы! Сразу видно – хорошие бойцы подрастают.

Мы с вами выяснили, что в армии много родов войск, где несут службу люди разных военных специальностей. Давайте подумаем и вспомним, военные, каких специальностей могут управлять техникой.

Игра «Исправь ошибку»

Педагог: Я буду называть войска и их обязанности, а вы следите, не ошиблась ли я. Заметив ошибку, поправьте меня и дайте правильный ответ.

  • Танкист управляет самолетом.
  • Артиллерист стреляет с пушки.
  • Летчик управляет танком.
  • Пулеметчик служит на подводной лодке.
  • Разведчик ходит в разведку.
  • Пограничник несет службу на подводной лодке.
  • Десантник прыгает с парашютом.
  • Моряк стреляет из пулемета.

Педагог: Молодцы! Все ошибки исправили правильно, были очень внимательны.

Прежде, чем приступить к следующему заданию, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Дети бодро «маршируют» пальцами по столу

Бодрым шагом мы идем.

В нашу армию, ребята

Пальцы сжимают в кулак, указательный палец поднимают вверх

Просто так не попадем.

Покачивают указательным пальцем вправо-влево.

Нужно быть умелыми,

Поднимают ладонь вверх, пальцы растопырены.

Сильными и смелыми.

Сжимают и разжимают пальцы.

Педагог: Вы знаете, ребята, что разведчики ходят в разведку и пользуются зашифрованным планом местности. Если мы с вами готовимся стать разведчиками, нам необходимо расшифровать такую карту.

Игра «Разгадай фигуру»

Педагог: Ну что, попробуем?

Педагог: Нам нужно выяснить, какие геометрические фигуры здесь зашифрованы, и какие мы будем использовать для изготовления аппликации. Для этого необходимо последовательно соединить числа, изображенные на схеме.

На листе белой бумаге точками (с цифрами) зашифрованы геометрические фигуры, которые используются при составлении контура самолета (разные треугольники, квадрат, прямоугольник)

Задание «Соедини правильно» (дети соединяют числа).

Педагог: А теперь давайте посмотрим на открытку, которую вы видите на экране, и выберем геометрические фигуры, которые здесь использованы.

На данном этапе, когда подумают, что из них можно собрать, на мультимедийном экране появляется самолет, собранный из геометрических фигур.

Дети выкладывают свою открытку и делают аппликацию.

В процессе работы педагог обращает внимание на техническую правильность действий, на то, что аппликация должна быть выполнена аккуратно.

Итог.

Педагог: Ребята, как вы думаете, успешно ли вы справились со всеми испытаниями? Можно вас теперь взять в разведку?

Рассуждение детей.

Педагог: Это только первый шаг на пути, чтобы стать разведчиками. Вы успешно его прошли. И за это вам вручаются грамоты.

Знаем мы, что вы достойны

Звания мужского - воины.

Для мужчины дело чести -

Защищать Отечество!

Спасибо вам большое. Вы очень старались. Я хочу пожелать вам удачи.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ рассказа" Пчелки на разведках"

Наступила весна . Почки на деревьях раскрылись....

Непосредственно образовательная деятельность • ОО «Речевое развитие» Развитие речи (пересказ рассказа «Пчелки на разведках» по К.Д. Ушинскому); • ОО «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Лесная фиалка»

Интегрированное занятие в старшей группе. ОО "Речевое развитие" (перессказ рассказа "Пчелки на разведках" по К.Д. Ушинскому); ОО "Художественно -эстетическое развитие" (лепка "Лесная фиалка")...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Школа разведки».

laquo;Школа разведки»Цель: Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в соответствии с индивидуальными возможностями и интересами детей, создание условий для их раскрытия. Зада...

Самоанализ к НОД "Школа разведки" по ФГОС

Мой самоанализ НОД "Школа разведки"...

Пересказ рассказа «Пчелки на разведках» (по К.Д. Ушинскому)

Конспект занятия в старшей группе по пересказу рассказа К.Д. Ушинского "Пчелки на разведках"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Школа разведки».

laquo;Школа разведки»Цель: Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников в соответствии с индивидуальными возможностями и интересами детей, создание условий для их раскрытия....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Школа разведки».

Цель:1.     Воспитывать патриотические чувства у детей.2.     Закреплять умение составлять изображения  из знакомых геометрических фигур.Упражнять в решени...