Лексическая тема "Откуда хлеб пришёл"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Викторовна Разливаева

Программное содержание:

-закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

- расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей;

Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей, растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Хлеб — всему голова»

Программное содержание:

- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Развивать связанную речь детей, умение отвечать на вопросы, закреплять умение выразительно рассказывать стихотворения и отгадывать загадки, познакомить с пословицами о хлебе.

- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы.

Оборудование:  компьютер, картинки, колосья пшеницы ржи, тарелка с мукой, выпечка, хлебобулочные изделия.

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозаводхлебороб,агроном,эливатор,жатва.

Воспитатель: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку;

Загадка про хлеб

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Отгадали?

Дети: Это хлеб.

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.  

Воспитатель (поднимает хлеб).

 Степа, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие! 

Степа: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.  

Воспитатель:

Как тебе, Степа,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.  

Степа: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.  

Воспитатель :  Ты, Степа, не прав и многого не знаешь оказывается.  

Давайте, ребята, расскажем Степе, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Степа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.

Готов проделать путь от колоска до хлеба?

Степа: да, я очень люблю путешествовать, ребята, возьмите меня с собой.

Воспитатель: Тогда повторяй за нами.

Тара-тара-тара-ра! (дети идут по кругу).

Из колхозного двора выезжают трактора.

Будем землю мы пахать, (приседают)

Будем хлеб мы засевать, (ручками делают щепотку)

Будем рожь мы молотить, (кулачки)

Малых детушек кормить.

Дуйте, дуйте, ветры в поле (пружиня ногами, исполняют махи руками).

Чтобы мельницы мололи (круговые движения руками).

Чтоб на завтра из муки, испекли мы пирожки (лепят пирожки руками).

Воспитатель: у меня есть волшебный колосок, он нам поможет начать наш рассказ.

Стихотворение читает ребенок:

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях-

Попадет на стол в хлебах.

Воспитатель рассказывает о том, что у русского народа еще с далекой древности большим почетом и уважением пользовался хлеб. Без него не обходился ни стол бедняка, ни стол богатого.

На столе лежат колосья ржи, пшеницы, в мисочке мука, хлебобулочные изделия.

Дети рассматривают колосья ржи и пшеницы.

Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб(Показ ржаной муки и ржаного хлеба)

Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?

Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?

ДетиХлебобулочные изделия.

Каждый день у нас на стол и в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите(Белый, булки с изюмом, мягкий).

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлебхлебушекхлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра«А какой он, хлеб

Подбор прилагательных к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч, называют прилагательные к слову хлеб. Например- хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель: А хотите я расскажу вам, как он попал в магазин?

Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку,нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Ветер налетает, колосок качает (качают руками над головой).

Вправо пригнулись, влево качнулись (наклоны туловища в сторону).

А как дождик идет, рожь водицу пьет (наклоны туловища вперед).

Вот так нива! Просто диво!

Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнёр.

Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5)

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу. (слайд 6,7)

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.

Воспитатель: Ребята,послушайте стихотворение:

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол, 

Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.  

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.  

И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.  

-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.  

- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.  

Воспитатель: Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении? 

Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.  

Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).

Предложить детям вспомнить пословицы о хлебе:

Худ обед, коли хлеба нет!

Хлеб ногами топтать, народу голодать. Земля- матушка, а хлеб –батюшка!

Воспитатель: -давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите  название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

Шоколадки и помадка…

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие же новые слова мы с вами узнали?

Ответы детей: элеватор, хлебороб, жатва, посевная, озимые культуры, хлебобулочные изделия, комбайнер.

Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?

Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью(слайд 9).

Степа: Я все понял, ребята, спасибо вам! Теперь, я не когда не буду бросать хлеб.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Мальчик прощается, уходит.

Воспитатель: А у меня есть для вас угощение, ребята, свежие бублики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА

Слайд 2

Отгадать легко и быстро. Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (хлеб)

Слайд 3

Каждый день едим мы хлеб и никому в голову не приходит, что хлеб не только самый распространённый продукт, но и одно из величайших чудес на свете. Учёные утверждают, что хлебу не менее 15 тыс. лет. А как хлеб на стол пришёл? Вот об этом-то сейчас И начнём мы свой рассказ.

Слайд 4

Впервые вкус хлебных злаков люди узнали ещё в период каменного века. Сначала первобытные люди просто собирали дикорастущие злаки и ели их сырыми. Прошло много веков , прежде чем они научились растирать эти зёрна и смешивать их с водой. Так хлеб родился в виде жидкой мучнисто-зернистой каши, хлебной похлёбки, которую и сегодня употребляют в пищу жители Востока и африканских стран.

Слайд 5

С давних пор повелось на Руси встречать дорогих гостей, молодожёнов хлебом-солью .

Слайд 6

Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. Хлеб созрел, но к нам на стол Прямо с поля не пришёл. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом - тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле .

Слайд 7

Ранней весной трактора вспахивают поля, боронуют (рыхлят). А затем сеют сеялками зерно. Хлеб созрел… Пришла пора жатвы.

Слайд 8

Выходят в поле комбайны жать (убирать) хлеб. Зерно везут на элеваторы просушить, а потом…

Слайд 9

Мукомольный комбинат Здесь пышней, чем облака, и в любом количестве Получается мука по воле электрической.

Слайд 10

Муку везут на хлебокомбинат, где пекут хлеб. А потом развозят в магазины.

Слайд 11

Вот он хлебушек душистый, Вот он тёплый, золотистый. В каждый дом , На каждый стол Он пожаловал, пришёл. В нём здоровье, наша сила. В нём - чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло. В нём земли родимой силы, Солнца свет весёлый в нём. Уплетай за обе щёки, Вырастай богатырём !

Слайд 12

Из зёрнышка пшеницы можно получить 20 миллиграммов муки 1 сорта. Для выпечки 1 батона требуется более 10 000 зёрен. А сколько надо зерна, чтобы накормить народ?

Слайд 13

Хлеб – основной продукт питания, он не приедается, содержит все необходимые человеку питательные вещества. Хлеб всегда будет нужен человеку. Чем спокойнее в мире, тем больше хлеба на Земле. Хлеб всегда считался богатством Руси. Хлеб - символ мира и благополучия.

Слайд 14

Не всегда в нашей стране был достаток хлеба. У войны был свой хлеб, небогатый, отмеренный хлебной карточкой. За первую блокадную зиму от голода умерло 252 тыс.человек. Паёк в Ленинграде был такой: служащий - 125г, рабочий - 200г. В хлеб добавляли обойную пыль, отруби, жмых, целлюлозу. Но и такой хлеб спас многих ленинградцев от голодной смерти. Я помню хлеб военный, горький. Он весь почти из лебеды. В нём в каждой крошке, В каждой корке Был горький вкус людской беды. О. Бергольц

Слайд 15

Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создаёт. Колхозник, рабочий, строитель, Нефтяник, шахтёр, машинист - народ.

Слайд 16

Запомните и всем расскажите В хлебе - душа родной земли, труд многих людей. Не бросай недоеденный кусок хлеба. Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори.

Слайд 17

Про хлеб сегодня мы не зря вам говорили, Хотелось бы, чтоб вы его ценили. Он на Руси всегда был почитаем, О том в пословицах народных мы читаем. Собери пословицу 1 Горька работа, да… 1 свалится с неба 2 Хочешь есть калачи,… 2 без хлеба голодно 3 Пот на спине-… 3 рот не разевай 4 Без печки холодно,… 4 хлеб сладок 5 Каравай хлеба не… 5 не сиди на печи 6 На чужой каравай… 6 так и хлеб на столе

Слайд 18

Скатерть- самобранка сказочная

Слайд 19

Угадай сказку По амбару помела, по сусеку поскребла, набрала пригошни 2 и замесила тесто. Р.н.сказка «Колобок» Напекла Маша пирожков и говорит: «Снеси дедушке и бабушке, да по дороге короб не открывай.» Р.н.сказка «Маша и медведь»

Слайд 20

«Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся» Р.н.сказка «Гуси-лебеди» «Я иду к бабушке, несу ей пирожок да горшочек масла» Ш.Перро «Красная Шапочка»

Слайд 21

Наутро Иван проснулся, а хлеб готов - пышный, румяный . Украшен хлеб разными хитростями, выведены сверху города с заставами… Р.н.сказка «Царевна-лягушка» Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу. Знать столица та была Недалече от села. П.Ершов «Конёк-горбунок»

Слайд 22

Наш дружок Петушок Вкусных пирожков напёк Ну, а нас не угостил. Ведь на нас сердит он был. Мы ему не помогали, От работы убегали. Укр. сказка «Колосок» Собрали рожь. Отдал мужик медведю корешки, а себе взял вершки. Положил рожь на воз и домой увёз. Р.н.сказка «Вершки и корешки»

Слайд 23

За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне. Наливают ей заморские вина, Заедает она пряником печатным. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Все колёса в хозяйстве пригодились: мушка на прялочке нитки прядёт, лягушка с колодца воду носит, ёжик грибы из леса на тачке возит, а петушок на мельнице муку мелет. В.Сутеев «Разные колёса »

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ»

Обширная подборка лексического материала о хлебе поможет педагогам быстро и грамотно подготовить любое мероприятие с детьми разного возраста по теме....

Презентация по лексической теме "Откуда хлеб пришёл?"

Презентация к корекционно-развивающему занятию по лексической теме "Откуда хлеб пришёл?" для старших дошкольников с целью развития вербально-логического мышления, познавательной и речевой активности....

комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Откуда хлеб пришёл?"

комплекс артикуляционной, пальчиков и дыхательной гимнастик к лексической теме "Откуда хлеб пришёл?"...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по лексической теме недели "Откуда хлеб пришёл"

Задачи. Расширять представлений о пшенице, ржи их произрастания. Закрепить знания детей, что хлеб — ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затрати...

методические рекомендации педагогам, работающим в подготовительной группе, по лексической теме: «Откуда хлеб пришёл?»

Данные рекомендации будут интересны не только педагогам , но и родителям дошкольников....

Рекомендации педагогам по лексической теме: «Откуда хлеб пришёл?»

Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения преставлений об окружающем в рамках лексической темы «Откуда хлеб пришёл?»2. Уточнение значения слов: поле,...