НОД «Путешествие по родному городу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Вера Михайловна

Данная непосредственная образовательная деятельность позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о родном крае, о своей малой родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Огонек» г. Поронайска»

 (МБДОУ № 8 г. Поронайска)

________________________________________________________________________________

694241, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Гагарина 1-А, ИНН 6507014139, ОГРН 1146507000012, тел. 8(42431)4-26-85,  факс: 42685 ,     e-mail: d.sad.Ogonek_8@mail.ru

Конспект

Интегрированной непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

для детей старшей группы

Тема: «Путешествие по родному городу»

                                     

Воспитатель:

Вера Михайловна Алексеева

                                                                                                                     

г. Поронайск

2021 г.

Пояснительная записка

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе.

 Тема: «Путешествие по родному городу».

Данная непосредственная образовательная деятельность позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о родном крае, о своей малой родине. В конспекте НОД интегрируются такие образовательные области, как: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Конспект предназначен для детей 5-6 лет.

При планировании НОД  были соблюдены программные задачи, реализуемые в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  для данной возрастной группы.

Для  деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные,  и эстетические условия. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД) построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес детей в течении всего НОД.

Конспект может быть использован для педагогов ДОУ г. Поронайска.

Актуальность

 «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная»

                                                                                                                 Ж. Ренар

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, формируются духовно-нравственные ценности, гуманное отношение к окружающему, воспитывается любовь к родному городу и краю, Родине.

Задача педагогов и родителей – знакомить детей с историей и современностью, формировать представления о жизни родного города и края, воспитывать отзывчивость, чуткость к происходящим событиям, развивать личностные качества, обеспечивать взаимодействие с социумом, которое реализуется в процессе разнообразных видов деятельности. Современный подход к патриотическому воспитанию предполагает ориентацию на эмоциональное познание прошлого и настоящего края, создание условий для организации содержательной деятельности и общения детей со взрослыми и сверстниками, насыщение их повседневной жизни яркими впечатлениями среды.

Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.

Цель: формирование устойчивого интереса к малой родине, уважения к землякам и чувства гордости за них, потребности в сохранении красоты родных мест,  прославивших край как родной угол.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой Родине,

Развивающие:

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;

-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.

-развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия улиц города Поронайск.

Воспитательные:

-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

Форма занятия: интегрированная

Методы и технологии обучения:

  1. словесный (вопросы к детям, отгадывание загадки, уточнение, поощрение, рефлексия),
  2. наглядный (рассматривание иллюстраций, фотографий);  
  3. игровой (психологический настрой, физминутка, игра «Собери из пазлов герб Поронайского района», игра «Золотые ворота»);
  4. практический (рисование любимого места города);
  5. мультимедийный - компьютерная презентация

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.

 Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

На НОД  применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: разрезная картинка «герб города Поронайск», интерактивная доска, презентация с фотографиями карты России, виды города, аудиозапись русская «Камаринская», стихотворения, дудочка, материалы для рисования.

План занятия:

 I часть- вводная (2 мин)

II часть  - основная (25 мин.)

III часть  - заключительная (3 мин)

Ход занятия:

I часть- вводная


Дети встают в круг

Воспитатель:  - Ребята, чтобы у нас было хорошее настроение, проведём игру.

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (выставляют большие пальцы)

II часть  - основная      

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в большой и великой стране. Как и у человека у страны есть имя. Как называется наша страна?

Дети: Россия  

Воспитатель: Да, наша Родина Россия. А мы, живущие в ней, называемся россиянами. Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами и трудолюбивыми и талантливыми людьми.

Воспитатель подводит детей к экрану

Слайд1: карта России

Родина наша – это страна,

Очень и очень большая она.

Родина наша – это наш дом,

Где мы все вместе дружно живем.

                                      З.Петрова

Раскинулась она с севера на юг, с запада на восток. Есть в России высокие горы, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи, равнины, сады, парки.

Родина – наш дом и начинается она с места, где человек родился и живет.

Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем?

Дети: Поронайск

Воспитатель: А как называемся мы, жители города Поронайск?

Дети: Поронайцы

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в путешествие по родному городу. На каком транспорте отправимся в путешествие?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Предлагаю поехать на виртуальном автобусе. Но ребята, наш автобус сможет поехать только после того, как мы с вами соберем картинку герба нашего города.

Дети собирают разрезную картинку.

Воспитатель: Давайте рассмотрим его.

"В гербе городского округа "Поронайский" изображены шхуна и волны. В центре герба в серебряном поле обращенная влево Червленная (красная) шхуна "Восток" на лазоревых, разделенных тонкими золотыми каймами волнах, которая высадила первых основателей поста Тихменево. Белый фон - символ светлого будущего. Лазоревые волны - символ моря, реки Поронай и портового города. Форма щита - историческое значение города, как военного поста и охраны морских границ от японских и американских браконьеров. Золотистая кайма волн - символ солнца, которое каждое утро поднимается из-за моря".

Ребята, занимайте места.

Дети занимают места.

Воспитатель: Отправляемся с улицы Гагарина, на которой находится наш Детский сад. Ребята, кто знает, в честь кого названа наша улица?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: Совершенно верно. Улица, на которой находится наш детский сад названа в честь первого космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.

Воспитатель: Разыгрывает проблемную ситуацию: «Что было бы, если бы……?

 Воспитатель обыгрывает ситуации: «Если бы на домах не было адреса?, «Если бы на домах были одинаковые адреса?».

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: хвалит детей за правильные ответы.

Ребята, наша первая остановка - Поронайский краеведческий музей. Находится он на улице 40 лет ВЛКСМ. Т.к. музей находится недалеко от нашего детского сада, мы с вами частые гости в нём и вы уже многое о Поронайском краеведческом музее знаете. В музее есть несколько отделов - отдел природы, отдел этнографии и отдел археологии и современной истории. Давайте вспомним, что мы там видели?

Воспитатель листает слайды

Дети: отвечают

Воспитатель: Прошу занять места в автобусе (дети садятся на стулья). Все сели? Всем удобно? Поехали.  

Логоритмическая распевка

Мчатся машины с машинами,

Шелестят машины шинами.

Остановилась машина,

Зашипели тихо шины: ш-ш-ш-ш-ш.

Воспитатель: Ребята, следующую остановку вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай!

Дети: библиотека

Воспитатель: совершенно верно.  Остановка называется – Центральная библиотека и находится она на улице Октябрьская. Расскажите, что вы знаете о библиотеке, для чего  нам нужны книги?

Воспитатель листает слайды

Дети отвечают

Возвращаются в «автобус»

Воспитатель: вот мы доехали до центра нашего города. Третья остановка - Площадь имени Героя Советского Союза В.В. Пермякова. Находится она на улице – Октябрьская.

Дети рассматривают фотографии площади, памятника Герою Советского Союза Владимиру Васильевичу Пермякову

Воспитатель:  Владимир Васильевич прошел боевой путь от Воронежа до Берлина. Награжден орденами Славы II и III степени, орденом Отечественной войны I степени, боевыми медалями. Имеет звание Героя Советского Союза. С 1954 года В. Пермяков жил в Поронайске, работал главным механиком хлебокомбината, слесарем на целлюлозно-бумажном заводе. Умер в 1995 году, в том же году главной площади города было присвоено имя героя.

Возвращаются в «автобус»

Воспитатель: Последняя остановка – городской парк. Наш парк совсем еще молодой. Ему всего два года. Ребята, вы были в нашем парке? Расскажите, что интересного в нем есть?

Дети «выходят» из автобуса и рассказывают о достопримечательностях парка.

Воспитатель: молодцы, я вижу что вы часто в нем бываете.

Ребята, вы хорошо знаете и любите наш город Поронайск и по — праву можете называться юными поронайцами. Мы с вами немножко устали, давайте поиграем в игру.

Игра «Золотые ворота»

Дети выстраиваются парами, поднимают руки вверх, образуя ворота. Перед воротами на стульчике лежит дудочка. Ребенок оставшийся без пары, -  водящий. Он проходит через золотые ворота и с окончанием музыки разбивает пару детей, которые бегут с разных сторон к дудочке. Кто первый добежит, становится водящим. Другой ребенок с прежним водящим образуют пару и встают впереди всех. Игра проходит под русскую «Камаринскую».

Воспитатель: А теперь я  предлагаю нарисовать ваше любимое место в городе. Перед вами фотографии с достопримечательностями нашего города.

Дети рассаживаются за стол. Рисуют.

III часть  - заключительная

Воспитатель: Наша экскурсия по родному городу подошла к концу. Посмотрим, какой красивый город Поронайск  получился на ваших рисунках (рассматриваем детские рисунки). Ребята, нам пора отправляться обратно в наш детский сад. Садимся в автобус и в путь!

Рефлексия:

- Ну что, вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня с вами побывали? Как называется наша страна? А город, в котором мы живем? А мы, жители этого города?  Какие достопримечательности нашего города мы сегодня с вами посетили? В нашем городе еще много интересных мест. И в следующий раз мы с вами сможем их посетить. А вот и наш родной детский сад!

САМОАНАЛИЗ

Интегрированной непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

Тема: «Путешествие по родному городу»

          Образовательная деятельность проводилась в старшей группе с подгруппой детей. Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам. Для  деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные,  и эстетические условия. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД) построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес детей в течении всего НОД.

НОД включало в себя вводную, организационную и  заключительную части.

Длительность НОД – 30 минут. Вводная часть – 2 мин.; основная часть – 25 мин.; заключительная часть – 3 мин

I часть: Организационный момент, психологический настрой. Способствовала созданию психологической комфортности. Настроила детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дала психоэмоциональную разрядку, создала заинтересованность предстоящей деятельностью.

II часть (основная): (Введение в игровую ситуацию, ознакомление детей с темой НОД). Использовала мультимедийное оборудование,  как один из инновационных методов обучения с целью, показа презентации о г. Поронайске.  Это стимулировало принятие элементов учебной задачи, создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию НОД.

(Совместная продуктивная деятельность). Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход  в показе способа действия. Задача педагога – эмоционально настроить детей на игровую деятельность, раскрепостить, вовремя направить, чтобы не было скучно, решалась через образовательные области «Социализация», «Музыка». С целью предотвращения утомления, нарушения осанки и психоэмоциональной разрядки, была проведена игра «Золотые Ворота».

        Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом. Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий- говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.

В процессе непосредственной образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях, происходило совершенствование грамматического строя речи, развивалась связная речь. Ответов детей добивалась  полными предложениями.

 III часть:  Была организованна выставка детских работ. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением, рефлексией.

            Методы  и  приемы  были  рационально  использованы,  соответствовали содержанию, цели, возрасту детей и их уровню подготовки. Чередовалась смена деятельности на каждом этапе НОД. Применялся характер обратной связи –глаза в глаза.

Применялись  различные  способы  включения  детей  в  образовательный  процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались возможности каждого ребёнка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировалась УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Считаю, что поставленные задачи в непосредственной образовательной деятельности были выполнены. НОД своей цели достигло.

                                                                                                 Приложение

C:\Users\ДМИТРИЙ\Downloads\image7.jpeg

C:\Users\ДМИТРИЙ\Downloads\image6.jpeg

C:\Users\ДМИТРИЙ\Downloads\image4.jpeg

C:\Users\ДМИТРИЙ\Downloads\image5.jpeg

C:\Users\ДМИТРИЙ\Downloads\image3.jpeg

C:\Users\ДМИТРИЙ\Downloads\image1.jpeg

C:\Users\ДМИТРИЙ\Downloads\image2.jpeg

C:\Users\ДМИТРИЙ\Downloads\image0 (1).jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по родному городу

Методическая копилка...

Мультимедийная игра-путешествие "Мой родной город"

Мультимедийная игра "Мой родной город" способствует закреплению знаний детей о родном городе....

на тему : «Путешествие по родному городу »

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Коммуникация» и «Познание»на тему : «Путешествие по родному городу »(подготовительная группа)...

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по родному городу»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности "Путешествие по родному городу" в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей "Художественное творчество",...

Путешествие по родному городу

Сценарий праздника в старшей группе с использованием ИКТ ....

Занятие "Путешествие по родному городу"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по родному городу"...

Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: "Путешествие по родному городу"

Цель:1. Закрепить знания детей о родном городе.2.Дать знания детям о происхождении названия улицы, на которой находится д/с.3. Учить ориентироваться в ближайшем окружении д/сада.4. Воспитывать ч...