Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Прогулка по Петербургу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Озалайнен Наталья Михайловна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Прогулка по Петербургу»

 

 

 

 

 

Разработала воспитатель высшей квалификационной категории Озалайнен Н.М.


 

Цель: Формировать и расширять знания детей о Санкт-Петербурге.

 

Познавательные задачи:

 1.Уточнить и расширить знания детей об истории Санкт-Петербурга, его основателе – Петре 1.

2.Познакомить детей с архитектурным сооружением – Петропавловской крепостью, историей ее строительства, архитектурными элементами (башни, стены).

3.Обогатить словарь детей за счет слов: остов, крепость, башня, стена, Петропавловская крепость.

  • Развивающие задачи:
  1. Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.
  2. Развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.

 

  • Воспитательные задачи:
  1. Воспитывать любовь к родному городу, интерес к памятникам архитектуры.
  2. Воспитывать чувство гордости за то, что родились и живут в этом прекрасном городе, желание стать настоящим петербуржцем.
  • Предварительная работа

Чтение: В. Воскобойников. «Санкт-Петербург», В. Нестеров «Знаешь ли ты свой город», Л.К. Ермолаева и И.М. Лебедева «Чудесный город»; конструирование различных сооружений из конструктора «Крепость».

  • Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Мультимедиа-презентация «Что такое крепость?» Тайна имени крепости. Конструктор и макеты домиков из разных материалов, выполненные в ходе совместной деятельности с детьми по конструированию, синяя ткань (для изображения воды).

Раздаточный:

Наборы геометрических фигур, включающих пятиугольники (обозначения бастиона) и прямоугольники (обозначения стен)

Ход занятия

Дети входят в группу. На ширме сидит кукла бибабо ворона по имени Карлуша. Дети здороваются с гостем.

В ответ Карлуша читает детям отрывок стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье...»

Карлуша:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

 И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

Карлуша: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я тут вспомнила стихотворение, но не знаю, о каком городе А.С. Пушкин написал такое торжественное и прекрасное стихотворение. (Ответы детей)

Карлуша: Конечно, это стихотворение о нашем любимом городе Санкт-Петербурге! Это один из самых больших и красивых городов мира.

Ребята, а вы любите наш город? А что вам особенно нравится в нашем городе? (ответы детей)

Карлуша: Ребята! Хотите, я вам расскажу одну очень интересную сказку про одного короля.

Карлуша: Жил-был король, у которого был очень красивый дворец, и он хотел его защитить от врагов. (Воспитатель выставляет на ковре макет дворца). Приказал  король построить вокруг дворца толстые... (стены). (При помощи конструктора «Крепость» дети выставляют на ковре вокруг дворца стены).

Но стены оказались непрочными, пришлось королю приказать поставить по углам высокие... (башни). (Дети ставят башни)

А за стенами вырос целый город! (Выставляются маленькие домики, выполненные детьми в конструктивных играх.)

Тогда король приказал построить внешние стены и защитить город. (Дети берутся за руки, изображая стены.) А вокруг крепости вырыть ров и наполнить его водой. (Выкладывается синяя ткань, изображающая воду). Теперь враг не мог захватить город. Он стал очень крепким. Такой укрепленный город стали называть (крепостью).

Карлуша: Ребята, а вы знаете, что в нашем городе тоже есть крепость? Крепость расположена на острове. (Ответы детей).

Карлуша: А что такое остров? Верно, остров ‑ это часть земли, со всех сторон окруженная водой. Говорят, что крепость, построенная на острове, имеет вторые водные стены. Почему так говорят? Вот в нашем городе у крепости, кроме каменных стен (педагог показывает стены на слайде), еще и водные стены имеются. Крепость эту велел построить царь. Может, вы знаете, что это за царь?

Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым.

Они плотник, и кузнец.

Кто был царь тот молодец?

(Ответы детей).

Карлуша: Правильно, ребята! Город наш основал царь Петр 1.

Давайте поиграем в игру.

Игра «По болоту Петр шел».

(Водящий стоит в центре круга).

По болоту Петр шел

Остров Заячий нашел.

( Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

(Дети поднимают руки вверх, изображая дом).

Крепость новая стоит,

Пушками врагу грозит.

( Грозят пальцем).

Зайцы пушек напугались,

Все по лесу разбежались.

Бам! Бам! Бам! Бам!

( Стучат пальцем о палец).

Не осталось зайцев там!

( Все разбегаются, водящий ловит «зайцев»).

 

  Долго он думал, какое место ему выбрать. Но, однажды, высадился царь на острове, что на реке Неве находился. Как называется этот остров? (Ответы детей).

Карлуша: Правильно, остров тот называли Заячьим. Как вы думаете, кто на нем жил? Сегодня на этом острове можно увидеть скульптуру зайца.

Крепость Петр I назвал Петропавловской, в центре ее заложил церковь святых апостолов. Как вы думаете, в честь кого Петр I назвал крепость? Правильно, в честь святых апостолов Петра и Павла. Апостол Петр был покровителем (ангелом) царя Петра I  Крепость была построена из... (Ответы детей).

Карлуша: Давайте рассмотрим стены крепости. Как вы думаете, из чего они сделаны? Сначала стены делали из земли, а потом Петр решил укрепить стены. Поэтому стены стали выкладывать из камня.

Какими должны быть стены крепости, чтобы они смогли защищать? (Ответы детей).

Карлуша: А что еще защищает крепость, кроме стен и воды?

В полдень выстрелит хлопушка,

Ну конечно, это ...(пушка)

Конечно же, пушки. Как вы думаете, почему стреляет пушка? Разве на крепость кто-нибудь нападает? Пушки Петропавловской крепости стреляют каждый день в 12 часов.

Но пушкам было мало места на стенах, поэтому в углах крепости были построены широкие выступы – башни.  Давайте посчитаем, сколько углов у

каждой башни. (Дети рассматривают план башни, считают углы). Правильно, углов всего пять.

Пятиугольные башни называют бастионами. Выберите геометрические фигуры, подходящие по форме для обозначения бастиона.

Карлуша: Давайте сосчитаем, сколько бастионов в Петропавловской крепости? Верно, шесть. Давайте положим шесть найденных вами фигурок-бастионов, а теперь их нужно соединить стенами. Какими фигурами можно обозначить стены? (Прямоугольниками).

(При помощи прямоугольников и пятиугольников дети собирают внешний вид крепостной стены).

Правильно построить бастион, дело очень важное. Потому за строительством бастионов следили друзья Петра I. По их фамилиям названы бастионы Петропавловской крепости: Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков.

 

 
 Описание: D:\РАБОТА_\16.11.14_картинка Петропавловки_.jpg

Но один бастион государь Петр никому не доверил, строил его сам. Как вы думаете, как его могли назвать? Его называли Царским или Государевым.

 

Карлуша: Крепость мы построили. Но, как в нее попасть? Ведь должны же защитники крепости получать еду, снаряды, уезжать в отпуск? Для этого в крепости были сделаны... ворота. У ворот всегда стояли солдаты-часовые. Они охраняли вход в крепость. Но крепостные ворота охраняли не только люди, а еще... Впрочем, о том, кто еще защищает Петропавловскую крепость, мы с вами узнаем в следующий раз.

Ребята, вы славно потрудились, а теперь давайте отдохнем. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять» ( Н.В.Нищева).

Встаньте на ковре в круг.

Люблю по городу гулять, (Шагают, приседают)

Люблю смотреть, люблю считать. (Пальчиками стучат по ковру)

Невский - раз,

Зимний - два,

(Встают, на каждое название загибают по одному пальчику на каждой руке, сначала на левой, потом – на правой).

Три - красавица Нева,

А четыре - мост Дворцовый,

Пять - гуляю по Садовой,

Шесть - к Исаакию схожу.

И на купол погляжу.

Семь - конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь - крепость у Невы.

Были там, наверно, вы.

Девять - повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять - из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

Карлуша: Поиграли с пальчиками, отдохнули. Ребята вы просто молодцы! Вот вам я приготовила раскраски Петропавловской крепости.

Сегодня мы с вами познакомились с Петропавловской крепостью. Если вы захотите увидеть ее своими глазами, то можете пригласить свою семью пойти туда на прогулку, и в мою коллекцию «фотографий Петербурга» я с удовольствием вклею в альбом ваши фото.

До свидания, до следующей встречи!

Карлуша прощается с детьми.

Воспитатель:

Ты проснулся рано утром,

С мамой в детский сад идешь.

Посмотри вокруг, какой он

Город, там, где ты живешь?!


 

 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_po_peterburgu_29.05.2021g.docx724.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Прогулка по Петербургу»

Разработала воспитатель высшей квалификационной категории Озалайнен Н.М.


Цель: Формировать и расширять знания детей о Санкт-Петербурге.

Познавательные задачи:

 1.Уточнить и расширить знания детей об истории Санкт-Петербурга, его основателе – Петре 1.

2.Познакомить детей с архитектурным сооружением – Петропавловской крепостью, историей ее строительства, архитектурными элементами (башни, стены).

3.Обогатить словарь детей за счет слов: остов, крепость, башня, стена, Петропавловская крепость.

  • Развивающие задачи:
  1. Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.
  2. Развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.

  • Воспитательные задачи:
  1. Воспитывать любовь к родному городу, интерес к памятникам архитектуры.
  2. Воспитывать чувство гордости за то, что родились и живут в этом прекрасном городе, желание стать настоящим петербуржцем.
  • Предварительная работа

Чтение: В. Воскобойников. «Санкт-Петербург», В. Нестеров «Знаешь ли ты свой город», Л.К. Ермолаева и И.М. Лебедева «Чудесный город»; конструирование различных сооружений из конструктора «Крепость».

  • Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Мультимедиа-презентация «Что такое крепость?» Тайна имени крепости. Конструктор и макеты домиков из разных материалов, выполненные в ходе совместной деятельности с детьми по конструированию, синяя ткань (для изображения воды).

Раздаточный:

Наборы геометрических фигур, включающих пятиугольники (обозначения бастиона) и прямоугольники (обозначения стен)

Ход занятия

Дети входят в группу. На ширме сидит кукла бибабо ворона по имени Карлуша. Дети здороваются с гостем.

В ответ Карлуша читает детям отрывок стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье...»

Карлуша:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

 И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

Карлуша: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я тут вспомнила стихотворение, но не знаю, о каком городе А.С. Пушкин написал такое торжественное и прекрасное стихотворение. (Ответы детей)

Карлуша: Конечно, это стихотворение о нашем любимом городе Санкт-Петербурге! Это один из самых больших и красивых городов мира.

Ребята, а вы любите наш город? А что вам особенно нравится в нашем городе? (ответы детей)

Карлуша: Ребята! Хотите, я вам расскажу одну очень интересную сказку про одного короля.

Карлуша: Жил-был король, у которого был очень красивый дворец, и он хотел его защитить от врагов. (Воспитатель выставляет на ковре макет дворца). Приказал  король построить вокруг дворца толстые... (стены). (При помощи конструктора «Крепость» дети выставляют на ковре вокруг дворца стены).

Но стены оказались непрочными, пришлось королю приказать поставить по углам высокие... (башни). (Дети ставят башни)

А за стенами вырос целый город! (Выставляются маленькие домики, выполненные детьми в конструктивных играх.)

Тогда король приказал построить внешние стены и защитить город. (Дети берутся за руки, изображая стены.) А вокруг крепости вырыть ров и наполнить его водой. (Выкладывается синяя ткань, изображающая воду). Теперь враг не мог захватить город. Он стал очень крепким. Такой укрепленный город стали называть (крепостью).

Карлуша: Ребята, а вы знаете, что в нашем городе тоже есть крепость? Крепость расположена на острове. (Ответы детей).

Карлуша: А что такое остров? Верно, остров - это часть земли, со всех сторон окруженная водой. Говорят, что крепость, построенная на острове, имеет вторые водные стены. Почему так говорят? Вот в нашем городе у крепости, кроме каменных стен (педагог показывает стены на слайде), еще и водные стены имеются. Крепость эту велел построить царь. Может, вы знаете, что это за царь?

Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым.

Они плотник, и кузнец.

Кто был царь тот молодец?

(Ответы детей).

Карлуша: Правильно, ребята! Город наш основал царь Петр 1.

Давайте поиграем в игру.

Игра «По болоту Петр шел».

(Водящий стоит в центре круга).

По болоту Петр шел

Остров Заячий нашел.

( Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

(Дети поднимают руки вверх, изображая дом).

Крепость новая стоит,

Пушками врагу грозит.

( Грозят пальцем).

Зайцы пушек напугались,

Все по лесу разбежались.

Бам! Бам! Бам! Бам!

( Стучат пальцем о палец).

Не осталось зайцев там!

( Все разбегаются, водящий ловит «зайцев»).

  Долго он думал, какое место ему выбрать. Но, однажды, высадился царь на острове, что на реке Неве находился. Как называется этот остров? (Ответы детей).

Карлуша: Правильно, остров тот называли Заячьим. Как вы думаете, кто на нем жил? Сегодня на этом острове можно увидеть скульптуру зайца.

Крепость Петр I назвал Петропавловской, в центре ее заложил церковь святых апостолов. Как вы думаете, в честь кого Петр I назвал крепость? Правильно, в честь святых апостолов Петра и Павла. Апостол Петр был покровителем (ангелом) царя Петра I  Крепость была построена из... (Ответы детей).

Карлуша: Давайте рассмотрим стены крепости. Как вы думаете, из чего они сделаны? Сначала стены делали из земли, а потом Петр решил укрепить стены. Поэтому стены стали выкладывать из камня.

Какими должны быть стены крепости, чтобы они смогли защищать? (Ответы детей).

Карлуша: А что еще защищает крепость, кроме стен и воды?

В полдень выстрелит хлопушка,

Ну конечно, это ...(пушка)

Конечно же, пушки. Как вы думаете, почему стреляет пушка? Разве на крепость кто-нибудь нападает? Пушки Петропавловской крепости стреляют каждый день в 12 часов.

Но пушкам было мало места на стенах, поэтому в углах крепости были построены широкие выступы – башни.  Давайте посчитаем, сколько углов у

каждой башни. (Дети рассматривают план башни, считают углы). Правильно, углов всего пять.

Пятиугольные башни называют бастионами. Выберите геометрические фигуры, подходящие по форме для обозначения бастиона.

Карлуша: Давайте сосчитаем, сколько бастионов в Петропавловской крепости? Верно, шесть. Давайте положим шесть найденных вами фигурок-бастионов, а теперь их нужно соединить стенами. Какими фигурами можно обозначить стены? (Прямоугольниками).

(При помощи прямоугольников и пятиугольников дети собирают внешний вид крепостной стены).

Правильно построить бастион, дело очень важное. Потому за строительством бастионов следили друзья Петра I. По их фамилиям названы бастионы Петропавловской крепости: Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков.

Но один бастион государь Петр никому не доверил, строил его сам. Как вы думаете, как его могли назвать? Его называли Царским или Государевым.D:\РАБОТА_\16.11.14_картинка Петропавловки_.jpg

Карлуша: Крепость мы построили. Но, как в нее попасть? Ведь должны же защитники крепости получать еду, снаряды, уезжать в отпуск? Для этого в крепости были сделаны... ворота. У ворот всегда стояли солдаты-часовые. Они охраняли вход в крепость. Но крепостные ворота охраняли не только люди, а еще... Впрочем, о том, кто еще защищает Петропавловскую крепость, мы с вами узнаем в следующий раз.

Ребята, вы славно потрудились, а теперь давайте отдохнем. Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять» ( Н.В.Нищева).

Встаньте на ковре в круг.

Люблю по городу гулять, (Шагают, приседают)

Люблю смотреть, люблю считать. (Пальчиками стучат по ковру)

Невский - раз,

Зимний - два,

(Встают, на каждое название загибают по одному пальчику на каждой руке, сначала на левой, потом – на правой).

Три - красавица Нева,

А четыре - мост Дворцовый,

Пять - гуляю по Садовой,

Шесть - к Исаакию схожу.

И на купол погляжу.

Семь - конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь - крепость у Невы.

Были там, наверно, вы.

Девять - повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять - из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

Карлуша: Поиграли с пальчиками, отдохнули. Ребята вы просто молодцы! Вот вам я приготовила раскраски Петропавловской крепости.

Сегодня мы с вами познакомились с Петропавловской крепостью. Если вы захотите увидеть ее своими глазами, то можете пригласить свою семью пойти туда на прогулку, и в мою коллекцию «фотографий Петербурга» я с удовольствием вклею в альбом ваши фото.

До свидания, до следующей встречи!

Карлуша прощается с детьми.

Воспитатель:

Ты проснулся рано утром,

С мамой в детский сад идешь.

Посмотри вокруг, какой он

Город, там, где ты живешь?!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект СОД по познавательному развитию с детьми старшей группы "Сахар и его свойства"

Конспект СОД по познавательному развитию с детьми старшей группы "Сахар и его свойства"...

Конспект СОД по познавательному развитию с детьми старшей группы "Я б в строители пошел"

Конспект СОД по познавательному развитию с детьми старшей группы "Я б в строители пошел"...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Путешествие в страну Любознайка»

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики....

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «В гости к Осени»

Содержание конспекта представлено через интеграцию образовательных областей, разнообразные виды детской деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы "Глаза-наши помощники"

Глаза-один из главных органов чувств человека. Как сохранить глаза, как заботиться о них раскрыто в данном конспекте....

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Рыбы»

Конспект НОД  по познавательному развитию  с детьми старшей группы на тему «Рыбы»...