Конспект игровой познавательной деятельности "Секреты песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Вострикова Элла Владимировна

 

Задачи:

  • Образовательные: обобщать и закреплять знания детей о свойствах песка, продолжать учить называть и различать геометрические фигуры и цвет предметов, закреплять понятия количества: один- много, счёт до четырёх. Учить рисовать сухим песком и пальчиком на песке. Продолжать учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, пролезать под дугу на четвереньках.
  • Развивающие: развивать мелкую моторику, представление о безопасном поведении.
  • Воспитательные: воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу, воспитывать любознательность, активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное учреждение дошкольного образования- центр развития ребёнка – детский сад № 305 СО РАН

КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в II младшей группе.

Тема: «Секреты песка»

Конспект занятия составила и провела воспитатель Вострикова Э.В.

                                                       

                                                         

                                                  г. Новосибирск 2021 г.

Интеграция образовательных областей:

 «Познание» (сенсорное развитие, развитие познавательно- исследовательской деятельности, формирование элементарных математических представлений):

«Коммуникация» (развитие всех компонентов устной речи)

«Художественное творчество» (развитие продуктивной деятельности)

«Физическая культура» (накопление и обогащение двигательного опыта)

«Безопасность» (приобщение к правилам безопасного для человека поведения)

Задачи:

  • Образовательные: обобщать и закреплять знания детей о свойствах песка, продолжать учить называть и различать геометрические фигуры и цвет предметов, закреплять понятия количества: один- много, счёт до четырёх. Учить рисовать сухим песком и пальчиком на песке. Продолжать учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, пролезать под дугу на четвереньках.
  • Развивающие: развивать мелкую моторику, представление о безопасном поведении.
  • Воспитательные: воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу, воспитывать любознательность, активность.

Словарная работа: рассыпчатый, сухой, мокрый, липкий.

Оборудование и материалы: стол для игр с песком и водой. Песок, формочки для песочных куличей, совки, клеёнчатые фартуки, клеёнки для столов, мелкие игрушки, лейки по числу детей, лупы по числу детей, два подноса, картонные одноразовые тарелки с заранее сделанным липким контуром солнца, блюдца с песком, бубен, влажные салфетки для вытирания рук.

Ход деятельности:

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Элла Владимировна

Воспитатель знакомится с каждым ребёнком.

Воспитатель: Давайте все возьмёмся за ручки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!» Теперь шепотом. А теперь Громко!

Дети выполняют.

Воспитатель: Ребята, я принесла вам две «волшебные» коробочки. Сегодня они откроют для нас  свои секреты. Давайте с вами узнаем, что же в них находится.

Воспитатель трясёт коробки.

Воспитатель: Что вы слышите?

Дети: Шум, шуршит.

Воспитатель: Одинаковые звуки мы слышим из этих коробочек?

Предлагает детям самим потрясти коробочки, послушать и сделать вывод о разности звуков. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Как вы думаете, что там находится?

Каждый ребёнок высказывает свои предположения.

Воспитатель: Давайте проверим, отгадали мы или нет, что находится в коробке. Что для этого нужно?

Дети: Открыть коробку.

Воспитатель открывает коробку и высыпает содержимое на поднос.

Воспитатель: Что это?

Каждый ребёнок называет увиденное.

Воспитатель: Да, это действительно песок. Сегодня он расскажет нам свои секреты.

Ребята, здесь у нас мало песка, давайте пойдём туда, где его больше, чтобы мы все могли с ним поиграть.

Воспитатель вместе с детьми переходит к столу для игр с песком и водой.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с песочком. Прислоним к нему свои ладошки. Какой песочек?

Дети: Мягкий , приятный , тёплый.

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети: Жёлтый.

Воспитатель: Что осталось на песочке?

Дети: Ладошки, следы, отпечатки наших рук.

Воспитатель: Они хорошо видны?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Возьмите песок в кулачок и поднимите над столом. Что с ним происходит?

Дети: Высыпается из дырочки в кулачках.

Воспитатель: Песок высыпается потому, что он сухой, сыпучий. Возьмите песок на ладошку и подуйте на него. Что песочек делает?

Дети: Разлетается.

Воспитатель: Чего нельзя делать с песком?

Дети: Обсыпаться песком, сыпать его в глаза, нельзя есть песок.

Воспитатель: Возьмите песочек в руки и потрите руки друг о друга. Что вы видите на ладошках?

Дети: Песчинки.

Воспитатель: какие они?

Дети: Очень маленькие.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: Много

Воспитатель: Из чего состоит песок?

Дети: Из песчинок.

Воспитатель: Песчинка маленькая, её плохо видно. Но мы можем её рассмотреть с помощью лупы.

Воспитатель раздаёт детям лупы. Дети рассматривают песчинки. Обсуждают ещё раз, что песчинки жёлтые, маленькие, их много..

Воспитатель: Песочек любит играть с детьми в прятки. Спрячьте свои руки в песочек, закопайте их. Где сейчас ваши ладошки?

Дети: Спрятались в песочке.

Воспитатель: Я приготовила для вас сюрприз. В песочке спрятались маленькие игрушки. Найдите их.

Дети выполняют.

Воспитатель: Сколько игрушек у Саши? У Таи? У Миши? У Алисы?

Дети: Одна.

Воспитатель: Сколько игрушек у всех детей?

Дети: Много, четыре.

Воспитатель: Песок приготовил для нас с вами ещё один сюрприз. Оказывается, он умеет рисовать. Сейчас мы с вами перейдём к столу и будем рисовать песком. Перед вами лежат тарелочки. На одних насыпан сухой песок, а на других мы будем рисовать. Посмотрите, как я буду рисовать песком. ( Воспитатель показывает , как он берёт песок и насыпает его струйкой на тарелку, стряхивая излишки на поднос. Показывает, какой рисунок солнышка получился)

Воспитатель: Какого цвета тарелки?

Дети: Синего.

Воспитатель: Что у нас бывает синего цвета?

Дети: Небо, цветы, платье.

Воспитатель: Возьмите в руки песочек и насыпьте его на тарелку. Молодцы! А теперь переверните тарелочки и пересыпьте песок на поднос. Высыпайте аккуратно, чтобы не рассыпать и не насорить в группе. Умницы, ребятки! Посмотрите, что осталось у вас на тарелочке?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Какого оно цвета?

Дети: Жёлтого.

Воспитатель: Как вы думаете, где наше солнышко светит?

Дети: на небе.

Воспитатель: Да, наше жёлтое солнышко светит на синем небе.

Воспитатель с детьми переходит к столу, на котором лежат формочки для игры с мокрым песком, предлагает выбрать каждому ребёнку по формочке.

Воспитатель: Сколько формочек у Саши? Таи? Миши? Алисы?

Дети: По одной.

Воспитатель: Сколько всего формочек у детей?

Дети: Много, четыре.

Воспитатель: Все формочки одинакового цвета?

Дети: Нет, разного.

Воспитатель: Какого цвета формочка у Саши? Таи? Миши? Алисы?

Дети: Красная, жёлтая, зелёная, синяя.

Воспитатель: Все формочки одинакового формы?

Дети: Нет, разной.

Воспитатель: Какой формы формочка у Саши? Таи? Миши? Алисы?

Дети: Круглая, квадратная, треугольная, в форме звёздочки.

Воспитатель: Давайте на песке оставим отпечатки формочек. Какой след остался у Саши? (круглый). У Таи? (Звёздочка). У Миши? ( квадратный)

Хотите сделать пироги для кукол? (Да). Какие пироги получатся у Саши? У Таи? У Миши? У Алисы? (ответы детей).

Дети насыпают песок в формочки, переворачивают их.

Воспитатель: Мне кажется у нас пироги не получаются. Что с ними происходит?

Дети: Они рассыпаются.

Воспитатель: Почему пироги рассыпались?

Дети: Песок рассыпчатый, сухой.

Воспитатель: Кто запомнил, какие секреты сухой песок открыл нам на сегодня?

Дети: С ним можно играть в прятки, песчинки не оставляют следов, сухой песок не лепится, он рассыпается.

Воспитатель: Сейчас мы с вами станем песчинками. Что может делать песочек?

Дети: Рассыпаться.

Воспитатель: Я беру в руки песок и рассыпаю, а вы – песчинки- разбегаетесь по группе.

Дети разбегаются.

Воспитатель: Что ещё может делать песок?

Дети: Просыпаться в дырочку в кулачке.

Воспитатель: Смотрите, я высыпаю песок из своего кулачка, а вы- детки -песчинки – пролезаете в обруч.

Дети по очереди пролезают в обруч.

Воспитатель: Теперь, когда я рассыпаю песок, вы бегаете по группе, когда сыплю песок из кулака, вы пролезаете в обруч. Бегайте осторожно, не столкнитесь друг с другом.

Под звук бубна дети – сухие песчинки разбегаются по группе.  После прекращения звука дети пролезают в обруч.

Воспитатель: В начале нашей встречи я вам показывала две коробки. Что было в одной коробке?

Дети: Сухой песок.

Воспитатель: А что же в другой? Давайте её тоже потрясём. Как думаете, что там?

Дети высказывают предположения. Воспитатель высыпает мокрый песок на поднос.

Воспитатель: Ребята, что же у нас во второй коробке?

Дети: Мокрый песок.

Воспитатель: Давайте подуем на него, песчинки разлетаются?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Они слиплись, вода их склеила.

Воспитатель: Наберите песок в руки и попробуйте высыпать его из рук. Он хорошо сыплется?

Дети: Нет, он падает комками.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что песчинки слиплись между собой.

Воспитатель с детьми возвращается к столу с сухим песком.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы песок не рассыпался?

Дети: Нужно намочить его водой.

Воспитатель предлагает детям взять приготовленные лейки с водой и полить песок.

Воспитатель: Воду лейте аккуратно, чтобы не разлить на пол, не облить себя и других детей. Каким стал песок?

Дети: Мокрый, похож на кашу.

Воспитатель: Куда делась вода?

Дети: она впиталась в песок.

Воспитатель: Мы с вами рисовали сухим песком, а теперь давайте порисуем на мокром песке.

Саша нарисует длинную прямую дорогу. Какая дорога у тебя получилась?

( Ответ ребёнка).

Тая нарисует короткую прямую дорогу. Какая дорога у тебя получилась? (Ответ ребёнка).

Миша нарисует длинную извилистую дорогу. Какая дорога у тебя получилась? ( Ответ ребёнка).

Алиса нарисует короткую извилистую дорогу. Какая дорога у тебя получилась? ( Ответ ребёнка).

Что ещё мы можем сделать из мокрого песка?

Дети: Куличи.

Дети делают куличи разной формы.

Воспитатель: Какой кулич получился у Саши? У Таи? У Миши? У Алисы? (Ответы детей). Из какого песка куличи лепятся хорошо?

Дети: Из мокрого.

Воспитатель: Из сухого песка можно сделать кулич?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Он рассыплется.

Воспитатель: Что мы можем сделать с мокрым песком?

Дети: Лепить куличи, построить замок, рисовать на нём.

Воспитатель: чем отличается мокрый песок от сухого?

Дети: Он липкий, хорошо лепится, а сухой рассыпается.

Воспитатель: Посмотрите на наши ручки? Какие они?

Дети: Грязные.

Воспитатель: Мокрый песок испачкал наши ручки. Отряхнём аккуратно над столом и вытрем салфетками.

Какие секреты нам открыл сегодня мокрый песок?

Дети: Песчинки слипаются, из него можно лепить куличи, на нём можно рисовать и оставлять следы, мокрый песок испачкал наши руки.

Воспитатель: В какие игры мы можем играть с сухим песком?

Дети: В прятки, пересыпать его, делать на нём следы и т.д.

Воспитатель: Давайте поиграем в мокрый и сухой песок. Вы хотите?

Под звуком бубна дети – сухие песчинки разбегаются по группе. При прекращении звука дети собираются в кружок, берутся за руки- мокрый песок слипается.

Игра проводится 2 раза.

Воспитатель: Ребята, мне и песочку очень понравилось у вас в гостях, но пришло время прощаться. На память я оставлю вам тарелочки с солнышком и ваши новые маленькие игрушки. До свидания, ребята!!!