Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Зимовье зверей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Говорова Надежда Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей  группе.

Тема:  «Зимовье зверей »

Программные задачи:

Образовательные:

Формировать представления  детей о жизни диких животных в лесу зимой, их приспособленности к зимнему периоду.

Упражнять детей в умение сравнивать описывать и животных.

Учить понимать причины изменений в жизни животных.

Развивающие:

Развивать речевую и мыслительную деятельность.

Развивать тактильные ощущения.

Активизация слов: хищники, дикие, зимовье, дупло, берлога, логово, запасы.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным; стремление помочь им в трудных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_starshey_gruppe_zimove_zverey.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей  группе.

Тема:  «Зимовье зверей »

Программные задачи:

Образовательные:

Формировать представления  детей о жизни диких животных в лесу зимой, их приспособленности к зимнему периоду.

Упражнять детей в умение сравнивать описывать и животных.

Учить понимать причины изменений в жизни животных.

Развивающие:

Развивать речевую и мыслительную деятельность.

Развивать тактильные ощущения.

Активизация слов: хищники, дикие, зимовье, дупло, берлога, логово, запасы.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным; стремление помочь им в трудных условиях.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Приёмы:

  • Беседа.
  • Дидактические игры и  упражнения  «Скажи какой лес?», «Чудесный мешочек»,  «Друзья», «Собери угощения для медведя», «Лиса – плутовка»
  • Опытническая работа «Зачем зайцу нужна белая шубка?
  • Решение  проблемной  ситуации.
  • Деятельность детей (работа с моделью леса «Этажи леса»).

Оборудование: мультимедийное оборудование

Демонстрационный материал: снежок из ваты, волшебная палочка, конверт с письмом, план-схема, 5 обручей, картинки с животными: заяц, лиса, медведь, волк, белка; картинки-жилища животных: куст, нора, берлога, логово, дупло; игрушки: зайцы серый и белый, вата, стол; разрезные картинки: малина, мёд, рыба; «чудесный мешочек», маленькие мешочки с грецким орехом, фундуком, шишка, грибы. Смайлики.

Раздаточный материал: клей-карандаш, салфетки на каждого ребёнка, картинки с изображением животных: заяц, лиса, медведь, волк, белка, мышка; птиц: синицы, снегири, сова, сорока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:  Сегодня я пришла к вам в гости, но не просто так... Я  много о вас слышала! Говорят, что вы очень любите играть?! Это правда? Что вы очень дружные?

Дети: Да! Да!..

Воспитатель: Значит, я не ошиблась. И мы сегодня хорошо проведем с вами время.  Давайте знакомиться. Меня зовут  Татьяна Владимировна.  

 Сейчас мы с вами поиграем в игру

                          «Друзья» Игра-упражнение

Собрались все дети в круг.  
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .

Сегодня замечательный зимний  день. У меня в руках снежок.  Мы его будем передавать по  кругу, и желать доброго утра.  И так «Доброе утро, Саша!» и т.д.

Воспитатель: Вы знаете, дети,  я так люблю зиму! Ведь зимой и к взрослым, и детям приходит  самый любимый праздник — Новый год.  Зима — мое самое любимое время года. Думаю, что вам она тоже нравится.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам зимнюю сказку «Про маленьких человечков».

Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает." Так они и сделали. Но тут вот что случилось.

Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. „Посмотрите какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. „Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. „Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем   жидкостями",- сказали человечки. А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки   и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.

Так теперь и живут маленькие человечки. В твердых веществах они крепко держатся за руки. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. В газообразных веществах они бегают и прыгают.

Воспитатель: Ребята,  какие человечки живут в твёрдых веществах?

Дети: Которые держатся за руки.

Воспитатель: А какие живут в жидких веществах?

Дети: Те, которые стоят рядом и не держатся за руки.

Воспитатель: А какие живут в газообразных веществах?

Дети: Бегающие человечки.

Воспитатель: давайте мы с вами проверим, как вы запомнили.

(Воспитатель называет предмет или явление, а дети выполняют движения)

Например:

 -камень(Дети стоят рядом с поднятыми над головой руками и крепко держатся).

- вода( Дети стоят рядом с опущенными руками и никого не ртогают).

-дым(Дети бегают по группе)

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Дети, что хорошего может быть зимой?

Дети: Ёлку надо украшать,  Дед Мороз подарки дарит. Зимой можно на санках и лыжах кататься, и в снежки играть, крепость строить!

Воспитатель:  Вы теперь много хорошего, интересного о зиме знаете.  Новый год,  подарки, зимние игры,  — это хорошо.

А что плохо может быть зимой?

Дети: Зима –холодное время года. Бывает то снег, то оттепель, то мороз, которые очень нелегко пережить птицам, животным.

Воспитатель: Значит, выходит, что и в зиме тоже есть и хорошее и плохое?

Ребята, а вы были когда-нибудь в зимнем лесу?

Дети: Нет (да). Тогда  я приглашаю вас совершить путешествие в зимний лес. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в зимнем лесу, закрывайте глаза, и  я взмахну палочкой. 1,2,3, в зимний лес нас перенеси.

(Воспитатель колдует палочкой ,считает 1,2,3, в зимний лес нас перенеси .Дети открывают глаза. На экране зимний лес 2-3 слайда.

Воспитатель: Откройте глаза.

Презентация «Зимний лес»

Звучит музыка и воспитатель читает отрывок из стихотворения  Тютчева.

«Чародейкою-зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован,

Не мертвец и не живой.

Сном волшебным очарован,

Легкой цепью пуховой……

Воспитатель: Посмотрите, дети,  вот мы уже и в зимнем лесу.

Какая красота вокруг, всё искрится, блестит на солнце. Вокруг тишина  (2-3 слайда)

Вопросы к детям

Что вы видите в лесу?

Какой снег?

Какая погода зимой в лесу?

Словесная игра «Скажи, какой лес? »

(Подобрать определения к слову лес - красивый, заснеженный, белый, холодный).

(На экране появляется Лесовичок,  в руках держит конверт

Воспитатель: Посмотрите, кто это?

Дети: Старичок – Лесовичок.

Воспитатель: Что он делает в лесу?

Дети:  Живет в лесу. Он заботиться о лесе, его жителях.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, посмотрите Лесовичок принёс нам письмо, давайте прочитаем.(воспитатель читает письмо)

                                       

                                   Письмо от Лесовичка

Здравствуйте, ребята. Вы уже заметили, как красив мой зимний  лес. Но в нём уже холодно. Мои лесные жители готовились к зиме. Но все ли успели запастись на зиму, поменять свои шубки и сделать жилища.  Работы очень много. Вы не могли бы мне помочь проверить, все ли звери готовы к зиме? Как пройти по лесу, вам поможет вот эта план - карта. Будьте осторожны, звери  - пугливый народ, при любой опасности прячутся. Возьмите карточки – подсказки, они вам помогут узнать моих друзей. До свидания.

Воспитатель: Поможем Лесовичку?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда в путь.

Подходят к первому обручу, в нем лежит картинка зайца перевернутая.

Воспитатель: Вот первая карточка – подсказка. Чьи это уши, хвост, мордочка?  

Дети: Это заячьи уши. Это заячий хвост. Это заячья морда. Здесь спрятался заяц.

-Да  - это заяц. 

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Воспитатель:

- Как приготовился заяц к зиме?

-Он построил себе жильё?

-Приготовил запасы на зиму?

-Поменял шубку летнюю на зимнюю? 

Воспитатель: Смотрите, и правда зайчик под кустом притаился, боится, что лиса его заметит.

Воспитатель: Как вы думаете, зайцы делают запасы на зиму?

Дети: Зайцы не делают запасы на зиму. Зимой они грызут веточки, кору деревьев, из-под снега достают корешки. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников, зимой грызет кору деревьев.

Воспитатель: Что помогает зайке быть незаметным для хищников?

Дети: Зайцы меняют серую шерстку на белую и теплую.

Воспитатель: Зачем зайчик меняет цвет шерстки?

Дети: Чтобы прятаться от хищников: спрячется в сугробе, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок.

А  наш зайчик шубку не поменял.

Опыт «Зачем зайцу белая шубка?»

Воспитатель: Давайте  докажем зайцу, что ему белая шубка очень необходима зимой?  Для этого нам понадобиться вата и зайцы – серый и белый. Сейчас по очереди будем прятать зайцев в искусственный снежок. Что вы можете об этом сказать. Заметен ли белый заяц в снегу, а серый.

(Стол, игрушки зайцев белого и серого, вата.)

Воспитатель: Убедились, для чего зайцу белая шубка? (Спасаться от врагов – маскироваться).

Воспитатель: Идем дальше по  плану - схеме.

Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу?

(Останавливаются около обруча, смотрят на карточку – подсказку).

Воспитатель: Вот вторая  карточка – подсказка. Чьи это уши, хвост, мордочка?  

Дети: Это лисьи  уши. Это лисий  хвост. Это лисья  морда. Здесь спряталась лиса.

          (Берут картинку – это лиса)

Воспитатель: Не зря о лисе говорят.

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой,

Зайца ждет хитрюга та.

А зовут ее? (Лиса) 

Воспитатель: Вы знаете, ребята, мне кажется, не зря хитрая лисичка прибежала к нам на полянку, наверное добычу почуяла?

Воспитатель:

 - Как приготовилась лиса к зиме?

-Построила ли  себе жильё?

-Приготовила ли  запасы на зиму?

-Поменяла ли  шубку летнюю на зимнюю?

- Почему она рыжая?

(Показ картинки лисы)

Дети: Лиса зимой рыжая, потому что ей не от кого прятаться, она – хищник.

Дети: Лиса живет в норе. Там спит, отдыхает, а затем охотиться начинает. Запасов себе не делает, охотиться на других животных.

Игра – упражнение  «Лиса - плутовка»

Воспитатель: Я сейчас дам задание. Вам нужно превратиться в лису. А какая она бывает?

- вы превращаетесь в лису, которая хочет украсть петушка;

-а теперь вам надо превратиться в лису, которая любуется своей красотой;

-а теперь надо превратиться в лису очень злую и голодную.

Воспитатель: Идем дальше по  плану - схеме.

Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу?

(Останавливаются около обруча, смотрят на карточку – подсказку).

Воспитатель: Вот третья   карточка – подсказка. Чьи это уши, хвост, мордочка?  

Дети: Это медвежий   уши. Это медвежий  хвост. Это медвежья  морда. Здесь спрятался медведь.

          (Берут картинку – это медведь)

 Воспитатель:

Он зимою спит в берлоге,
Не гуляет по дороге,
Любит мед и сладкоежка,
Но не прочь погрызть орешки.
Кто в берлоге спит, ответь,
Видит сны свои...
(Медведь)

Воспитатель:

 - Как приготовился медведь  к зиме?

-Построил ли  себе жильё?

-Приготовил ли  запасы на зиму?

-Поменял ли  шубку летнюю на зимнюю?

(Показ картинки медведя)

Воспитатель: Медведь делает запасы на зиму?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему он не делает никаких запасов?

Дети: Он летом и осенью жир копил, много ел и много пил.

У него одна работа – крепко спать и весны ждать.

Воспитатель: Ребята, а чем питался летом и осенью медведь?

Дети: Он животное всеядное. Ест сладкие ягоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Медведь – искусный рыболов. Очень любит ловить рыбу.

Воспитатель: А есть ли домик у медведя?

Дети: Медведь зимой залегает спать в берлогу

 Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло и уютно. У медведицы зимой в берлоге рождаются малыши.

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами приготовим для медведя угощения. 

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру,  и вы увидите чем питался медведь осенью и летом.

 Игра разрезные картинки «Угощение для медведя»

Воспитатель: Сейчас я предложу вам игру «Разрезные картинки»,надо из частей собрать целое, и вы узнаете, что любит  медведь.

Соберите пожалуйста картинки в конверт и уберите. Спасибо.

Воспитатель: Идем дальше по  плану - схеме.

Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу?

(Останавливаются около обруча, смотрят на карточку – подсказку).

Воспитатель: Вот четвертая   карточка – подсказка. Чьи это уши, хвост, мордочка?  

Дети: Это волчьи   уши. Это волчий  хвост. Это волчья  морда. Здесь спрятался волк.

          (Берут картинку – это волка)

Воспитатель: Ребята, мне кажется, я слышу какие – то звуки? Послушайте! (Воют волки)

«Волка ноги кормят» – гласит народная пословица, потому что он бегает на большие расстояния.

Воспитатель:

 - Как приготовился волк  к зиме?

-Построил ли  себе жильё?

-Приготовил ли  запасы на зиму?

-Поменял ли  шубку летнюю на зимнюю?

(Показ картинки волка)

 Дети: Волки не заготавливают припасы, они охотятся в основном стаями, нападают не только на зайчиков, но и на более крупных животных (лосей, оленей).

Воспитатель: А что хорошего в том, что волки не делают припасов на зиму?

Дети: Он  ест падаль- умерших животных. Волка ещё называют «санитаром леса».

Воспитатель: А что плохого в том, что волк не делает прпасов?

Дети: Ходит голодный и злой.

  Воспитатель: А где живёт волк? 

Дети: Живёт волк в норе, ещё её называют «волчье логово».

Игра «Угадай голоса леса?»

 

Воспитатель: Идем дальше по  плану - схеме.

Кого же ещё мы встретим в зимнем лесу?

(Останавливаются около обруча, смотрят на карточку – подсказку).

Воспитатель: Вот четвертая   карточка – подсказка. Чьи это уши, хвост, мордочка?  

Дети: Это беличьи    уши. Это беличий   хвост. Это беличья  морда. Здесь спряталась белка.

          (Берут картинку – это белка)

Воспитатель

Скачу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Воспитатель:

 Где живет белочка?

Как она к зиме подготовилась?

 Где она хранит свои запасы?

Какая шубка у белочки зимой?

 Какая шубка была летом?

Дети: Осенью белочка линяет. Рыжая шерстка выпадает, а на ее месте вырастает новая – серая и теплая. Цвет шерстки она меняет для того, чтобы ее трудно было заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть защищает от зимних морозов. Заберется белочка в дупло, укроется своим пушистым хвостиком и не страшны ей никакие холода.

Она делает запасы на зиму – сушит осенью грибы и запасает шишки. 

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам игру «Чудесный мешочек». Для нашей белочки надо на ощупь отобрать её любимые угощения.

Не развязывая мешочка, нужно на ощупь определить, что в них находиться. Угощение для белки положить в эту корзину, а чем она не питается в другую. Условие игры такое – раньше времени мешочек не развязывать.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием Лесовичка?

Дети: Да.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Где мы побывали? Каких зверей встретили? Что нового о них узнали?

Воспитатель: Ребята, давайте мы  с вами в память о нашем путешествие сделаем подарок Лесовичку. И он сразу заметит, что мы выполнили его поручение.

Дети: Да.

Воспитатель: Что вы предлагаете?

Дети: письмо, открытку, подарок.

Воспитатель: Вы молодцы. Я хочу предложить сделать необычную фотографию леса своими руками. Согласны?

Сейчас я вам расскажу, как её можно сделать.

У меня есть уголок леса, где мы с вами побывали сегодня. Нам нужно всех животных и птиц поселить в их домики, и тогда Лесовичок увидит, что мы с заданием справились.

Педагог предлагает детям на листе ватмана  «модель леса», а дети  самостоятельно размещают картинки  животных и птиц в свои жилища.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель:  Дети, мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам?  Если вам понравилось наше путешествие, то выберите смайлик с улыбкой, а если нет, то грустного.