Конспект НОД по Окружающему миру" Рябина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Поздеева Анна Владимировна

Предварительный просмотр:

КОСПЕКТ НОД ПО ТЕМЕ « РЯБИНА» в старшей группе

Для жителей средней полосы России, Урала, Сибири и Удмуртии  рябина давно стала символом природы родного края. Везде — в лесу, в садах, на городских улицах — встретите вы это растение.    За что?  Не за съедобные после морозов плоды (хотя и все равно горькие), не за иную практическую благость, — за поэтический ореол и нежность, которым  окружено это дерево в народе.

Цель: Формировать патриотические чувства старших дошкольников, через ознакомление с родной природой.

Задачи: 

1.Обощить и систематизировать знания детей о пользе рябины.

2.Развивать представления детей о приметах, поговорках и поверьях о рябине.

 3.Развивать словарь по данной теме.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение за рябиной ранней осенью, рисование на тему «Рябина в саду», чтение и заучивание стихотворений о рябине, лепка на тему «Гроздья рябины», оригами «Ветка рябины», сбор и рассматривание листьев рябины, сбор плодов рябины на зиму, изготовление рябиновых бус.

Материал к занятию: письмо от Лесовика с билетами в лесной театр, персонажи  для театра по легенде, знак-столовая, ягоды рябины, ветки рябины, фото рябины ранней осенью; мисочка, сметана, плоды рябины, толкушка для приготовления маски, тертая морковь, нитка красная.

                                             

     

 

Ход НОД

1.Орг.момент. 

Воспитатель:

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок, (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день, (встали)

Нам здороваться не лень.

Здравствуйте, добры молодцы и девицы красавицы.

Поздоровайтесь с гостями.

(дети здороваются с гостями)

2.Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я нашла письмо. Посмотрите, от кого оно? (от Лесовика)

Правильно. Он   приглашает нас к себе в гости, на экологическую тропу, где нас ждет много интересного и нового.

Хотите узнать, куда именно он нас сегодня приглашает? (да)

Тогда откроем и прочитаем письмо? Согласны?

текст: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лесной театр и отправляю вам билеты. (  Раздаю билеты детям.)

Воспитатель: Что же нам покажут в театре? Макар, прочитай, пожалуйста, что написано на ваших билетиках?  (Легенда).

Кто знает, что обозначает слово  легенда?

Воспитатель: Легенда - это старинное поверье о каком-то событии, или по-другому вера в примету.

Воспитатель: Посмотрите, у всех есть билетики? Да.

Тогда, занимайте  места в лесном театре. (Дети проходят в беседку и усаживаются)

3.Показ плоскостного театра по легенде.  

Воспитатель: По старинному поверью жили-были муж с женой и были у них дочь -Восьмуха лентяйка и злючка и сын Романушка -добрый да ласковый. Не возлюбила сестра братца и решила его погубить, заманила его в болото и решила утопить. Но не удалось ей совсем сгубить Романушку - выросло на том месте кудрявое, приветливое дерево, которое назвали рябинкой.  И растет оно до сих пор по всей земле,  радует нас и оберегает от злых духов.

4.Основная часть

Воспитатель: Ребята, а на нашем участке есть такое приветливое дерево, которое оберегает нас от злых духов? (да)

 А давайте вместе найдем  в нашей группе Фотографию Рябинки. Дети подходят к рябине.

Знакомо вам это дерево? (да)

Как оно называется? (рябина)

-Правильно. Это  рябина обыкновенная - дерево с плодами в виде пучка горьковатых оранжево-красных ягод.

Воспитатель: С давних времен рябину считали символом мудрости, счастья и мира и поэтому, всегда высаживали  ее возле дома. Ее ветки развешивали на воротах или дверях дома во время эпидемических заболеваний. Это дерево считалась также символом плодородия. Рябина, посаженная возле строящегося дома, выступала в роли генеалогического древа и должна была содействовать увеличению семьи. При закладке дома удмурты втыкали в середину будущего сруба рябиновую палку, которая должна была охранять дом от порчиВ редком удмуртском дворе не росла рябина. Люди верили, что она убережет их от злых духов и принесет счастье. В старину говорили: от рябины да от красной нити, ведьмы не так уж резвы.

- Как вы понимаете эту поговорку?

- Давайте поздороваемся с рябиной. Погладим ее, это ей очень нравится. И очень ей не нравится, когда ее обижают: ломают ветки и сдирают  кору.

Посмотрите на ее ствол. Какой он? (прямой, высокий, тонкий)

Чем он покрыт? (корой)

Потрогайте ее, какая, она? (шероховатая или гладкая, мокрая или сухая, теплая или холодная)

Рассмотрите внимательно, какого она цвета? чем покрыта  кора?

(обратить внимание детей, что на коре есть серые черточки-чечевички и лишайники.)

-У какого еще дерева есть чечевички? Для чего дереву нужны чечевички? Чечевички есть у березы. Оно ими дышит.

-Далее предлагается рассмотреть лишайники, потрогать их на ощупь. Обратить внимание детей на то, что лишайники растут на старых деревьях и чем больше лишайников, тем чище воздух.

Воспитатель: Сколько лишайников на нашей рябинке: много или мало? Значит, какой у нас воздух? (чистый)

А наше дерево старое или молодое? Почему?

5.Ф/м «Найди и определи возраст»

(вместе с детьми найти другую рябину и определить- старое или молодое это дерево, сделать вывод о возрасте 2 рябин)

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  на нашей рябинке появился какой-то знак. Что он означает? (столовая)

Оказывается рябинку,  называют «столовая для птиц». Как вы думаете, почему?

(потому что к ней прилетают птицы, отведать ягод)

Воспитатель: Вспомните, какие птицы прилетают к рябинке? (синички, вороны, снегири)

А еще охотники называют рябину «ловящая птиц»,п.ч.плоды рябины очень любят дрозды-рябчики, они собираются большими стаями на рябинке, что бы отведать ягод, и  издалека видны охотникам.

Иногда гроздья рябины падают на землю, где их с удовольствием поедают полевые мыши, ежи, лоси и даже медведи.

А вы пробовали ягоды рябинки? Давайте вспомним, какие они на вкус.

Предлагаю детям ягоды рябины. Какие они на вкус?

 (ягоды эти лекарственные, полезные  - их используют для укрепления желудка, повышения аппетита и как поливитаминное средство)

В народе существует еще одно поверье о рябине, говорят : что достаточно побыть под рябиной, чтобы ее запах отпугнул все болезни.

Давайте мы тоже все встанем под рябинку и отпугнем наши болезни.

6.Практическая часть

Воспитатель: Но оказывается не только плоды рябины лекарственные. В народной медицине используют еще и   кору, как  средство  от жара. Цветки- при простуде и кашле, ветки при болях в спине.

Но это еще не все полезные свойства рябины, ведь она еще отличный косметолог. Кто такой косметолог?

(специалист, занимающийся изучением ухода за кожей, ногтями, волосами)

Давайте мы с вами побудем немного косметологами и приготовим маску для лица от морщин и средство для укрепления ногтей. Тот,  кто будет делать маску для лица,  подойдите к столу № 1, а кто средство для укрепления ногтей к столу № 2.

Воспитатель: И на этом еще не заканчивается польза, которую приносит рябина.

В народном календаре существует праздник рябинки-23 сентября. (Павла рябинника)

С этого дня разрешают собирать и заготавливать ягоды на зиму.

-Для чего собирают плоды рябины? Что из рябины готовят ваши мамы?  (варят компот, варенье, пекут пироги)

У удмуртов национальным блюдом является - Юмал нянь (пресные пирожки с рябиной)

Вот сколько пользы приносит обыкновенная рябина: и оберегает от злых духов, и является кормом для многих птиц, и обладает лекарственными свойствами, и пригодна для пищи человеку, ее используют и в косметологии, а еще она очень красива осенью, когда на фоне кружевных листьев видны красные горьковатые плоды. Вспомните, какая она нарядная, в  багряно-красном сарафане  стояла ранней осенью, когда мы ее фотографировали (показываю фото).

7.Художественное слово. Показ сопровождаю художественным словом.

Осенью так запылают рябины – 
Сердце огнём обожжёшь. 
Где ещё встретишь такие картины? 
Где столько красок найдёшь? 

(Отрывок из песни  «Как красив ты, Удмуртский наш край»)

Воспитатель: Благодаря своей красоте она является поэтическим символом  России. Многие композиторы слагали песни, поэты писали стихи о ней.  

Рябина кудрявая,  листочки узорные,
Твои ягоды красные  все горят светофорами
Царица осенняя,  рябина- красавица,
Песни петь о тебе всем нам нравится
.

дети исполняет хоровод “Рябинушка” (русская народная мелодия, журнал “Музыкальная палитра”, № 4, 2008г.)

8.Рефлексия.

Воспитатель: Вот какое полезное и красивое дерево растет у нас на участке. Я говорила вам о том, что от рябины и красной нити ведьмы не так уж резвы. Что рябина охраняет нас от злых духов. В старину девушки носили рябиновые бусы от сглаза и порчи

Давайте мы, тоже сделаем рябиновые бусы и подарим их своим родным, как талисман-оберег от ведьм и злых духов. Согласны? Только нанизывая рябинку на ниточку,  вы называйте,  что нового и интересного узнали сегодня о рябине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...