Проект "Лаборатория "Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа)

План проекта направлен на развитие детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_mir_vokrug_nas.docx44.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Лаборатория

«Мир вокруг нас»

Старшая группа

Воспитатель: Проценко Е.А.

2020-2021г

«Расскажи -и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать –и я пойму»

АКТУАЛЬНОСТЬ:

На сегодняшний период особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детское экспериментирование — это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача проекта удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Реализация проекта позволит решить выявленные противоречия между

-высоким интересом детей, посещающих группу, к экспериментально- исследовательской деятельности и недостаточно созданных условий для поддержки детской инициативы.

Идея проекта: создать в группе большой исследовательски-экспериментальный центр (лабораторию), расширить содержание исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников за счет внедрения педагогических технологий, предполагающих детские исследование и экспериментирование.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы в процессе организации детского экспериментирования, средствами детской лаборатории «Мир вокруг нас».

Задачи:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развивать у детей представления о химических свойствах веществ;

- развивать у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развивать элементарных математических представлений;

- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развивать у детей умственные способности:

- развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формировать способы познания путём сенсорного анализа.

4. Воспитывать самостоятельность при организации рабочего места в процессе собственных исследований и экспериментов в лаборатории, стремление применять знания, полученных в результате поисковой деятельности.

ПАРТНЁРЫ И ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Целевая аудитория: дети старшей группы, воспитатели, родители

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (ЭТАПЫ)

Первый этап (подготовительный: июнь-август 2020г.)

- Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

- Разработка перспективного плана работы с детьми.

- Разработка конспектов занятий с детьми по экспериментальной деятельности.

- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

- анкетирование родителей.

- разработка перспективного плана работы с родителями.

- оформление консультативного материала для родителей.

Второй этап (внедренческий: сентябрь 2020г.- май 2021г.)

-практическое осуществление деятельности: организация работы по экспериментированию с детьми с использованием разных форм реализации: образовательные ситуации (1 раз в неделю), свободная игровая деятельность (ежедневно), конференции (1 раз в месяц), итоговое событие (1раз в месяц);

-организация работы с родителями: мастер-классы по экспериментированию (1 раз в мес.), консультативная помощь (1 раз в нед.);

-подведение и анализ промежуточных результатов реализации проекта, осуществление корректировки.

Третий этап (обобщающий: май 2021г.)

-систематизация и обобщение полученных результатов, их статическая обработка;

-осуществление презентации полученных результатов.

РЕСУРСЫ:

Оборудование:

Микроскопы 4шт.; природный и бросовый материал: шишки, скорлупа грецких орехов, пуговицы, бросовый материал, пластмассовые колпачки, проволока, трубочки, деревянные палочки, ракушки, коллекция камешков; наборы: воронка, лупы маленькие и большие, баночки с разными крупами: геркулес, горох, перловка, баночки с крышкой, микроскоп, пинцет; картотека опытов и экспериментов, схемы; карточки с последовательностью работы над экспериментом; карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»; контейнеры с песком и водой, игрушки мелкие, мельница с колесом для песка и воды, формочки разной емкости и размера; фартуки, клеёнка; линейки; набор мерных стаканов; коллекция фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.); часы песочные (на разные отрезки времени); набор мерных стаканов; набор прозрачных сосудов разных форм и объемов; набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта; набор для опытов с магнитом; вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками); коллекция минералов; коллекция тканей; коллекция бумаги; коллекция семян и плодов; коллекция растений (гербарий); бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

Методические пособия:

Возрастная и педагогическая психология. Издательство ОГПУ 2004г.; Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский ? М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. ? 108с.; Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.; Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4; Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004; Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание.- 2005 - № 12 - с. 3 - 11.; Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. - CПб.: 2004.; Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Изд-во «Учебная литература», 2005; Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2004.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные формы реализации проекта:

  1. Образовательные ситуации в центре лаборатории. Организуется 1 раз в неделю, во вторую половину дня.
  2. Свободная игровая деятельность (ежедневно);
  3. Конференции (1 раз в 2 месяца);
  4. Итоговое событие (1раз в месяц) – подведение итогов прошедшего месяца по пройденным темам;
  5. Организация работы с родителями: мастер-классы по экспериментированию (1 раз в мес.);
  6. Консультативная помощь для родителей (1 раз в нед.);

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

  • У детей расширятся представления о химических свойствах веществ;
  • У детей расширятся представления об основных физических свойствах и явлениях;
  • Познакомятся с основными чертами рельефа: вулканы, горы, озёра
  • Научатся пользоваться приборами – помощниками для проведения экспериментов;
  • Разовьются мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • Воспитается у детей самостоятельность при организации рабочего места в процессе собственных исследований и экспериментов в лаборатории, стремление применять знания, полученных в результате поисковой деятельности.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

  1. Расширить и дополнить созданный в группе уголок лаборатории
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, участвующих в реализации проекта через курсы повышения квалификации, тем самообразования

Перспективный план работы с детьми

Сентябрь 

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие №1

«Наша Земля» Глобус»

Цель: расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе; углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами; продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

«Что есть на нашей Земле»

Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.

Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах

Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Оформление альбомов о водных ресурсах

Экскурсия в рощу.

Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус»

Мониторинг

2 неделя

Занятие №2

«Как хлеб на стол пришёл»

Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлении муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Виды хлеба»

Цель: показать детям хлебные изделия (баранки, булки, каравай, пряники, сухари и др). Сравнить их свойства и состав.

Наблюдение за колосьями, сбор полевых букетов, составление икебаны с колосьями.

Оформление уголка «Хлеб»

Выставка рисунков «Как хлеб на стол попал»

3 неделя

Занятие №3

«Свойства некоторых вещей»

Цель: познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас; учить пользоваться журналом научных наблюдений.

«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

 

4 неделя

Занятие №4

«Наши помощники - органы чувств»

Цель: расширять знания детей о своём теле, познакомить с органами чувств и их назначением; дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык); продолжать работать в научном журнале. Прививать навыки ЗОЖ

Беседа «Мы такие разные»

Цель: учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности).

Предложить детям дома наблюдать за домашними животными

(особенности их органов чувств)

Рисование: «Мой портрет»

Октябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие №5

«Волшебница соль»

Цель: познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии; показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная; показать, как действует лёд на снег; учить готовить соляной раствор.

Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Закреплять знания о применении соли.

Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется)

 

2 неделя

Занятие №6

Занятие «Бумага – наша помощница»

Цель: познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением

Беседы:

«Берегите бумагу»

«Где изобрели бумагу»

«Почему бумага разная?»

 

 

3 неделя

Занятие №7

«Свойства песка»

Цель: показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка; расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Беседа «Горы»

Цель: знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении.

Закреплять знания о пройденном материале.

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Оформить выставку изделий из стекла

Постройки из песка на участке

4 неделя

Занятие №8

«Сердце»

Цель: познакомить детей с назначением сердца, показать его положение; познакомить детей с понятием пульс, что это такое, как его определять. рассказывать детям о мероприятиях для укрепления сердца, прививать навыки ЗОЖ

Беседа о спортсменах, занятиях физкультурой, пользе занятий физической культурой.

Беседа о врачах. Познакомить со специальностями врачей.

Плакат с изображением сердца, муляж сердца.

Экскурсия в детскую консультацию

 Ноябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие №9

«Вулканы»

Цель: познакомит с явлением природы – вулкан, на примере макета вулкана показать механизм его действия; познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога; закреплять знания безопасности при проведении опытов

«Цунами»

Беседа с показом видеофильма

«Торнадо. Ветер»

Беседа с показом видеофильма

Цель: закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы

 

Просмотр открытого занятия «Вулканы».

2 неделя

Занятие №10

«Магнит. Как достать скрепку?»

Цель: познакомить с магнитом, дать понятие притяжения, магнитного поля, учить рисовать схемы.

Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы

 

 

3 неделя

Занятие №11

«Удивительные камни»

Цель: показать виды камней (галька, булыжник, гранит), закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые), расширять знания детей о свойствах камней.

«Где применяются камни?»

В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров).

 

4 неделя

Занятие №12

«Наше здоровье»

Цель: закрепить знания о частях своего тела, строением, продолжать знакомить детей с понятием «здоровье», кто такой здоровый человек; учить детей укреплять здоровье.

В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания

(воздушные, водные).

Оформить альбомы,  изображающие полезные и вредные факторы для здоровья.

Экскурсия в рощу

 Декабрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие №13

«Зачем нужна вода»

Цель: расширять знания детей о значении воды, её применении, рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др); дать понятие чистой и грязной воды; воспитывать в детях бережное отношение к воде; объяснять, что жизнь зародилась в воде.

Беседы с показом опытов «Солёная вода»

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)

Изготовление цветного льда.

Экскурсия на реку Клязьма

2 неделя

Занятие №14

«Свойства воды»

Цель: совершенствовать знания детей о воде и её свойствах, закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса), развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты, развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация, воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения, развивать художественно- эстетические качества.

«Где применяется вода»

На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

Просмотр открытого занятия «Свойства воды»

3 неделя

Занятие №15

«Свойства снега и льда»

Цель: закреплять знания детей о зиме, явлениях природы, продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.

 

Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»

Цель: учить сравнивать снег и лёд.

Рисуем снежные постройки

4 неделя

Занятие №16

«Опорно-двигательный аппарат»

Цель: расширять представления детей о строении нашего тела, дать понятие о значении костей, их расположении в нашем теле, показать позвоночник, его значение, учить детей анализировать, делать выводы, расширять знания о пользе физкультуры, спорта, прививать навыки ЗОЖ

Беседа «Что полезно есть для укрепления костей».

 

Физкультурный досуг совместно с инструктором по физической культуре)

 Январь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Каникулы

Каникулы

Каникулы

Каникулы

2 неделя

Занятие №17

«Круговорот воды в природе»

Цель: объяснять понятие круговорота воды в природе, показывать зависимость воды от температуры, учить соблюдать безопасность.

 

 

В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе.

3неделя

Занятие № 18

«Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: установить, где находится воздух и как его обнаружить, познакомить детей с его свойствами, показывать опыт с феном (ветер); на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде; объяснить понятие «невесомость в космосе», закреплять у детей полученные понятия

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный)

Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободное время («Поиграем носиком»)

Просмотр открытого занятия «Свойства воздуха"

4 неделя

Занятие № 19

 «Лакмусовая бумага»

Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование; познакомить с понятиями: кислота, щелочь; упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление

Беседы об ученых-химиках, знакомство с моющими и чистящими средствами

Под контролем взрослого организовать  опыты с лакмусовой бумагой на выявление кислоты в овощах и фруктах

Занятие «Лаборатория юных химиков. Лакмусовая бумага»

 Февраль

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие № 20 «Волшебное электричество? Живые волосы»

Цель: познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым!!!), познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС; опыты с использованием трения, использовать проектор для наглядности (показ презентации).

«О звёздах»

Беседа с показом презентации.

Беседовать о применении электричества в современном мире.

Оформить альбом «Главные ГЭС в России»

Выставка бытовых электроприборов.

Занятие «Волшебное электричество»

2 неделя

Занятие № 21 «Огонь наш друг и враг»

Цель: познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др); рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним; воспитывать безопасность при проведении опытов, рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём.

Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.

Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»

Оформить альбом «Его величество огонь», «Кто такой Прометей»

Экскурсия к ППЧ

3 неделя

Занятие № 22 «Виды масла, его применение и свойства»

Цель: познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое, рассказывать детям о его применении, назначении и значении, познакомить детей со свойствами масел, учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию; посмотреть может ли масло растворяться; продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов.

Беседа с показом презентации «Египет. Мумии, Масла»

Оформить альбомы о разных странах.

Показать детям разные виды аромамасел

4 неделя

Занятие 23 

«Пищеварение»

Цель: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, прививать основы правильного питания,

прививать навыки ЗОЖ

Беседовать о вкусовых предпочтениях детей.

Режим питания. Для чего его необходимо соблюдать.

Альбом «Полезные и вредные продукты», «Как правильно сидеть за столом»

 

 Март

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

Экскурсии, другие мероприятия

1 неделя

Занятие № 24 «Посадка лука»

Цель: расширять экологические знания детей, знакомить со способами посадки лука (почва и опилки), учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал, воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней, закреплять способы ухода за комнатными растениями, учить соблюдать безопасность.

Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.

Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы)

Наблюдаем за ростом лука.

Посадить лук в тени и на солнце.

Экскурсия по территории детского сада. Показывать первоцветы (мать и-мачеха, подснежник, первая трава)

2 неделя

Занятие № 25 «Свет и тень»

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

 

 

 

3 неделя

Занятие № 26

«Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?»

Цель: учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое), показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала.

Показ презентации о солнечной системе.

Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей»

«Что такое загар»

Продолжаем наблюдать за луком в тени и на солнце

 

4 неделя

Занятие № 27

Итоговое

(занятие проводится с учётом пожеланий детей. Можно провести КВН, викторину)

 

 

Мониторинг

 

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...