Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Как звери к зиме готовятся».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы

 на тему:

                  «Как  звери  к  зиме  готовятся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы

 на тему:

                  «Как  звери  к  зиме  готовятся».

Цели:

          1. Расширять  знания  детей   о   животных,  обитающих  в  наших лесах, с помощью вопросов активизировать мыслительную деятельность и учить отвечать на вопросы  полными предложениями, формировать грамматический строй речи.

           2. Расширять   словарный   запас  детей   словами,  обозначающими   действия   предметов,  признаки   предметов.

          3.Развивать  связную речь,  умение составлять описательные загадки, общую  координацию, мелкую  моторику.

          4. Формировать   интерес  к    словесным   играм,  в  которых  дети  могут  показать  свои  знания.

5. Воспитывать  бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: Познание, Социально-коммуникативное, Речевое, Художественно-эстетическое, Физическое развитие.

Оборудование: картина « Зима», серия тематических картинок « Дикие животные»: волк, лиса, еж, белка, медведь, заяц; жилища диких  животных;  снежинки на каждого ребенка, аудиозапись, дудочка,  сорока, конверт с заданиями.

  Предварительная работа: наблюдения на прогулке за сезонными изменениями  в природе, чтение детской художественной литературы по теме « Как животные готовятся к зиме», д/и и настольно печатные игры, рассматривание картин.

Ход  занятия.

Воспитатель:

Громко дудочка поет,

Ребятишек в круг зовет.

/ дети выстраиваются кругом/

Воспитатель:

- Ребята, какое сейчас время года? / Зима/

- Назовите по порядку зимние месяцы  / декабрь, январь, февраль/

- Какой сейчас идет месяц зимы? / декабрь/

- Какой бывает зима? / холодной, морозной, снежной, суровой и т.п./

- А вы любите зиму? Почему? / высказывания детей/

- А как мы с вами подготовились к зиме?/ высказывания детей – теплая одежда и обувь, отапливаются дома, заготовили овощи, фрукты, соления, варенье т.п./

 - Как вы думаете, кому зимой приходится трудно? / высказывания детей - диким животным и зимующим птицам/

-Где живут дикие животные и птицы?/ В лесу/.

Воспитатель:

-Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес.

- Покружились, покружились

  И в лесу мы  очутились.

Выставляется картина с зимним лесным пейзажем.

Воспитатель обращает внимание на красоту зимней природы:

Чудной зимнею порою:
Лес окутан тишиною,
Иней легкий серебрится,
Снег алмазами искрится.


Воспитатель, обращает внимание детей на стульчики и говорит,

- смотрите, сколько здесь пенечков, рассаживайтесь и давайте прислушаемся к зимнему лесу и его обитателям.

Лесные  жители  притаились,   но  наблюдают  за  нами. 

- Каких же зверей мы с вами можем увидеть в зимнем лесу.

 Описательные загадки.     / картинки животных перевернуты лицевой стороной вниз/

  1.  Этот зверь большой,  у него маленькие уши и хвост. Он бурого цвета. Любит мед. /медведь/

       2.Это маленький зверек. На ушах маленькие кисточки. У него красивый пушистый хвост. Умеет прыгать с ветки на ветку. Любит орешки. /белка/

         3.У этого зверька  длинные уши и пушистый маленький хвостик. Он умеет быстро бегать и путать свои следы, всего боится.

 / заяц/

4.У этого  зверь  шерсть серая, зубы острые, хвост длинный, он злой, рыщет по лесу и ищет себе добычу. /волк/

5.У этого зверька красивая рыжая шуба, хвост большой пушистый, ушки маленькие, зубки остренькие. Умеет тихо подкрадываться./лиса/

6. Этот зверек маленький, колючий, умеет в случае опасности сворачиваться клубочком.

/еж/.

/ По мере отгадывания загадок картинки с изображением животных выставляются на стенд лицевой стороной/

Воспитатель

-Смотрите,  из сугроба  / перевернутый стул, накрытый белой простыней/ торчит конверт, да не простой, а с заданиями : « Для ребят старшей группы» от сороки – белобоки.

- Попробуем ответить на ее задания.

  1. Задание.   Описание животных по вопросам.

- Если заяц всего боится, то заяц какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (быстрым, осторожным). Что делает заяц? (прыгает, прячется, бежит).

- Лиса всех обманывает. Она какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит).

- У ежа иголки, он какой? (колючий). Что делает еж? (фыркает, переносит грибы на колючках).

- Белка какая? (быстрая, проворная). Что делает белка? (прыгает, запасает орехи, шишки, грибы).

- Медведь какой? (косолапый, сильный, неуклюжий). Что делает медведь? (переваливается, ревет).

-Волк какой? ( злой, голодный, ловкий, быстрый). Что делает волк? ( рыщет, бродит, охотится, воет).

2.Задание.    Д/и «Чьи следы и кто как подготовился к зиме»./ выставляется картинка/

-В зимнем лесу на снегу можно увидеть много звериных следов.

Вот пробежал заяц. Чьи следы остались? / заячьи/

Почему он так петлял? / запутывал следы, чтобы его не смогли поймать ни лиса, ни волк/.

Как заяц приспособился к зиме? / поменял серую шубку на белую, чтоб не видно было на снегу/.

Делает ли запасы на зиму заяц? /нет/.  Почему? / он грызет кору деревьев, ест прошлогоднюю траву и оставшиеся в ней семена/

-Кто еще из диких животных поменял цвет шубки? / белочка/. Зачем она это сделала? / так она спасается от своих врагов – куниц. Зимняя серая шерсть помогает ей маскироваться среди веток деревьев/.

-А здесь была белка. Чьи следы остались? /беличьи/

- Как она подготовилась к зиме? / сделала запасы грибов, ягод, шишек/

- Чьих следов диких зверей мы не увидим в зимнем лесу? / ежовых и медвежьих/. Почему?

/ они спят всю зиму/. Им  что ли не надо готовится к зиме? / делают себе жилище и  за лето накапливают внутри себя много жира/.

- А вот здесь  еще пробегали лиса и волк. Чьи следы остались на снегу? / лисьи и волчьи/.

 А как они подготовились к зиме? / поменяли летнюю шерсть на теплую зимнюю и устроили себе жилища/.

Делают ли они запасы еды на зиму? /нет, они охотятся/.

Физкультминутка «Дикие животные».

Встанем, надо отдохнуть ( встать со стульчиков, пройти на коврик).

Наши пальчики встряхнуть ( сжимание и разжимание пальчиков).

Поднимайте ручки вверх ( подставить ладони на голову пальцами вверх).

Шевелитесь пальчики (подвигать ладонями вперед-назад).

Так шевелят ушками, серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках ( ходьба на носочках).

Как лисы бродят по лесочку ( плавные движения руками перед собой).

Волк озирается кругом ( руки на поясе, повороты головой).

И мы головки повернем ( повороты головой влево, вправо).

Теперь садимся тише-тише( Сесть на корточки).

Притихнем словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу, топтался и рычал ( ходьба вперевалку, руки перед собой, согнуты в локтях).

Хотел он очень меда, а где достать не знал! ( поднять плечи вверх, вопросительный вид).

3.Задание      Д/и«Закончи предложения».

 Прослушайте начало предложений и закончите их:

Неуклюжий, как ...

Быстроногий, как …

Хитрый, как …

Голодный, как …

Колючий, как …

4.Задание .    Д/игра «Кто, где живёт?»

 (Кто?) юркнула в дупло.

(Кто?) залез в берлогу.

(Кто?) спряталась в нору.

(Кто?) шмыгнул в логово.

(Кто?) забрался под листья.

(Кто?) укрылся под кустом.

5. Задание.  Д/и «Назови семью».

/ воспитатель показывает картинку  с изображением животных, дети перечисляют членов звериной семь

Медведи – медведь, медведица медвежата;

Зайцы – заяц, зайчиха, зайчата,

Волки – волк, волчиха, волчата;

Ежи – еж, ежиха, ежата;

Лисы  - лис, лисица, лисята.

Белки – белка, белка, бельчата / маму и папу называют одинаково – белка/.

6.Задание. Продуктивная деятельность.

 « Помоги найти животным свои жилища»

Всем раздаются картинки,  и дети соединяют зверей с их жилищами карандашами.

Воспитатель:

Все справились с заданием?

Итак,

- Куда же мы поселим беличью семью? / в дупло/

-Где у нас будет зимовать медведь? / в берлоге/

- Где проспит всю зиму еж? / в норе/

- Где  будут  прятаться от морозов:

лиса? / в норе/

- волк?/ в логове/

- Где будет прятаться зимой заяц? / под кустом/.

7.Возвращение в группу.

Воспитатель подводить детей к сугробу из снежинок, появляется сорока, говорит, что все время наблюдала за детьми, удивлялась, какие они молодцы, и все-то знают, и все  умеют, и  предлагает всем детям взять на память из леса по снежинке. Дети разбирают снежинки, благодарят сороку, прощаются с ней.

Воспитатель говорит, что уже пора возвращаться в группу, произносит волшебные слова:

Покружились, покружились и в группе очутились.

Благодарит всех за участие в путешествии, интересуется, понравилось ли им в зимнем лесу, хотели б они там еще побывать.

8.Завершение занятия.

Тихо дудочка поет,

Отдыхать ребят зовет.

Если  еще будет оставаться время , то можно поиграть фронтально, идешь сама между столами  и называешь игру, дети по очереди отвечают, как игра закончилась, называешь следующую и т.д.

1.в игру «Кто лишний».

· Лиса, волк, медведь, заяц. (Медведь будет лишним, он уходит в зимнюю спячку.)

· Сорока, ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, он перелётная птица.)

· Грач, ласточка, скворец, воробей. (Воробей, он зимующая птица.)

2.«Закончи предложения». Прослушайте начало предложений и закончите их:

Неуклюжий, как ...

Быстроногий, как …

Хитрый, как …

Голодный, как …

Колючий, как …

Ловкий, как …

3.«Сосчитай зверей» от 1 до 5.

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев .

Один волк и т.д.

4. «Что у человека а что у животного»

У человека лицо, у зверя морда, руки – ноги - лапы

Одежда – жерсть.

5. «Назови ласково»

Медведь, медведюшка и т.д

« Один – много»

Медвежонок – медвежата и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.  Тема: «Басни дедушки  Крылова»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...