Конспект занятия "Масленица".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Титова Ирина Сергеевна

Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями.

      

      

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_maslenitsa.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Традиции масленичной недели».

Воспитатель: Титова И.С.

Цели:

  • Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями;
  • Воспитание гражданско-патриотических чувств, уважительного отношения к народным традициям;
  • Развитие творческого воображения;

Задачи:

  • Познакомить с традициями празднования Масленицы;
  • Воспитывать у детей дружелюбие друг к другу;
  • Развивать познавательную активность, творческое воображение, расширять словарный запас и кругозор;
  • Сформировать чувство коллективизма, внимания, чуткости друг другу и к окружающим людям.

Оборудование: 

Картина Сурикова «Взятие снежного городка», чучело масленицы, одежда для масленицы, канат для перетягивания, два круга поделенные на не равные кусочки, музыка к песни «Блины», два контура девушки, фломастеры, цветные карандаши, блины.

Ход занятия:

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем зиму провожать!
Раз, два, три,
Вот весна идет, смотри!
Вы ей двери отворите,
Дружно в гости позовите!

Воспитатель: Масленица – это веселые проводы зимы, после неё люди ждали наступления тепла и наступления весны. Масленицу всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Этот праздник длился целую неделю: люди водили хороводы, пели песни, играли в игры. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Давайте и мы с вами ребята, сегодня поиграем?!

Воспитатель: 

Понедельник – встреча

Утро. Понедельник. Наступает “встреча”
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.

На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в наряд девушки и возили по улицам, обращались к нему ласково. В первый день устраивали горы, висячие качели. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.

1.Конкурс “Наряди чучело”

(дети наряжают чучело Масленицы)

Воспитатель: Чучело Масленицы готово, теперь надо поприветствовать Масленицу (воспитатель говорит, а дети повторяют):

-Дорогая наша гостья, Масленица

-Авдотья Изотьевна!

-Дуня белая, Дуня румяная!

-Коса длинная, триаршинная.

-Лента алая, двухполтинная.

Платок беленький, новомодненький.

Воспитатель: 

Вторник – заигрыш

Заигрыш беспечный – вторника отрада
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда
Сдобный и румяный масленичный блин

В этот день начинаются веселые игры, а за веселье угощают блинами. Также в этот день делают снежные городки и и играют в игру «взятие снежного городка».

Воспитатель: Вот посмотрите на этой картине как раз показано как в старину играли во второй день масленичной недели (картина Сурикова “Взятие снежного городка”) А еще люди смотрели кукольные представления. Во время развлечения пели частушки и дразнилки.

(Воспитатель поёт, а дети подпевают)

1.Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка, частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

2.Вот к нам Масленка пришла
Кто нас покатает?
У Петрушки во дворе
Сивка пропадает!

3.Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке.

4.Я на Масленке катался,
Трое санок изломал,
Ворона коня замучил,
Всех девчонок покатал!

5.Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

Воспитатель:

Среда – лакомка

Тут среда подходит – лакомкой зовется
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!

На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще. Это значит, что мама вашей мамы звала вашего папу к себе в гости и угощала блинами.

Воспитатель:

Четверг – разгуляй

А в четверг раздольный разгуляй приходит
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят
Парни ищут девушек – суженых своих.

В четверг люди собирались на большом поле или площади, делились на две команды и устраивали кулачные бои. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Давайте поделимся на две команды и начнём перетягивать канат. Кто перетянет команду соперника на свою сторону, тот и победил.

(подвижная игра)

Воспитатель:

 Пятница – тещины вечерки

Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Это значит, что в пятницу папа приглашал в гости маму вашей мамы и угощал её вкусными блинчиками.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножечко поиграем. Участники команд будут выходить и печь для нас блины.

Игра «Собери блин» (Круг поделен на неравные кусочки, детям надо собрать их так, чтобы получился ровный и красивый блин)

Воспитатель: Также наш русский народ создал много пословиц и поговорок про Масленицу, давайте я вам их прочитаю, а вы мне расскажите, что они означают:

  • Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
  • Не житьё, а Масленица.
  • Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Масленица объедуха, деньгам приберуха.
  • Блин не клин, живота не расколет.
  • Без блина не Масленица.

Воспитатель: Молодцы ребята, всё знаете. А, ответьте мне на вопрос: почему на Масленицу пекли именно блины?

Дети: Символ солнца.

Воспитатель:

Суббота – золовкины посиделки

Близится суббота – золовки угощенье.
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением были блины. Это значит, что в субботу ваша мама приглашает родственников (маму, папу, бабушку и др.) вашего папы в гости и печёт для них вкусные блины.

Давайте мы с вами споём песенку про блины:

Воспитатель:

Воскресенье – прощеный день

Воскресенье светлое быстро наступает
Облегчают душу все в прощеный день.
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение.

Давайте и мы с вами попросим друг у друга прощение.

(мальчики и девочки просят друг у друга прощение)

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю небольшой стишок, а вы внимательно его слушайте, хорошо?

Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем, 
И все друг другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!

- Давайте мы с вами немного порисуем. Каждая из команд должна нарисовать весну.

(Каждая команда получает контур женской фигуры и рисуют, как представляют Девушку-Весну.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, посмотрите какие красивые рисунки у вас получились! Ребята, с традициями какого праздника мы познакомились?

Дети: Масленица.

Воспитатель: Сколько дней длился праздник?

Дети: 7 дней.

Воспитатель: Что готовили на Масленицу? Почему?

Дети: Блины, символ солнца.

Воспитатель: Вам понравилось сегодняшнее занятие?

Дети: Да.

Воспитатель угощает детей блинами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....