Конструкт тематического занятия «Богатство Хозяйки медной горы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Аннотация к занятию «Богатство Хозяйки медной горы»

С первых дней жизни рождения ребёнок становиться первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Вопросов возникает слишком много, а найти на них ответ или решить проблему ребёнку в этом возрасте не всегда доступно. На помощь приходят взрослые: родители и педагоги.

В своей работе с дошкольниками шестого года жизни (старший дошкольный возраст) грамотно и доступно организовать подобную помощь помогают современные образовательные технологии. Одними из таких технологий и являются проблемное обучение и проектный метод. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Тема эта весьма актуальна в контексте ФГОС ДО. Детский проект это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией результатов.

В ходе исследовательского проекта "Урал - мой край родной" было проведено тематическое занятие " Богатство Хозяйки медной горы». При моделировании проблемных ситуаций в процессе экспериментирования, опытно-исследовательской деятельности у детей сформировались основные познавательные психические процессы детей (мышление, воображение, внимание, память, речь, ощущение и восприятие). Совершенствовалась игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника.

Интегрированный метод обучения явился для дошкольников новым и необычным, который позволил в полном объеме использовать системно-деятельностный подход, где воспитанники учились учиться: самостоятельно приобретать новые знания, сотрудничать в команде, работать с различными источниками информации, вести творческий поиск, размышлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_zubrilovaos_no477.doc938.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название: «Богатство Хозяйки медной горы»

Тема: «Коллекционирование (поиск объектов с заданными свойствами)»

Дата проведения: 12.10.2021г.

Возраст участников:  старшая группа ( дети 5-6 лет)

Количество участников: 1 взрослый, 9 детей

Цель: развивать  у детей познавательно-исследовательский интерес через исследование предметов (коллекционирование камней –минералов)

Задачи:

Обучающие: формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства; расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.

Развивающие: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования; развивать умение формулировать выводы; развивать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы; совершенствовать технические навыки в работе с пластилином, акварелью, строительным материалом

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы; чувство гордости за свою малую родину - Урал.

Оборудование и материалы:

Коллекции минералов и камней: «Поделочные камни», «Строительные камни», «Полезные ископаемые камни», «Лечебные камни», «Камни Зодиака»; выставка изделий из камня: украшения из камней –самоцветов, шкатулки, статуэтки, подсвечник, вазы; предметы для экспериментирования: ёмкости для опыта с водой, подносы с камнями, лупа, пластилин, мольберт, таблица для фиксирования результата опыта, картинки-свойства камней;  материалы для творчества: заготовка малахитовых бусинок из пластилина, бусинки, проволока,  заготовка для аппликации  кокошника

Хозяйки медной горы, строительный материал, ткань; оформление зала: карта нашей родины, рисунки детей по сказам П.Бажова, книги П.Бажова.

Диагностический инструментарий.

Диагностика проводится через наблюдение.

1.У детей наблюдается страсть к собирательству, к поиску.

2.Дети проявляют интерес на всех этапах деятельности.

- делятся своими увлечениями

- проявляют интерес к коллекции

- с удовольствием рассматривают камни-минералы, пополняют коллекцию

3.Дети самостоятельно выполняют опыты, выражают собственные суждения, задают вопросы, делают выводы.

4  Читают стихи, загадывают загадки

  5. Дети имеют представление о коллекции
6.У детей расширился  активный словарь: коллекция, коллекционер, геолог, ювелир, названия камней –минералов.

  Литература:

  1.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир

открытий» /Под редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А.-М. Цветной мир, 2012.

  1. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим

миром. –М. Мозаика –синтез, 2014

  1. Педагогический словарь в 2-х томах. Том первый. -М.,2006.
  2. Прохорова Л.Н. «Воспитываем коллекционеров» М. 2006
  3. Смолянский О. В. Большая детская энциклопедия. Камни и минералы. ООО «Издательство»,2010

 

 

Этапы совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый

результат

Мотивация на совместную деятельность

Организационный

Актуализация знаний детей

Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности.

Проблемный вопрос

Игровая ситуация,

Физкультми

нутка «Гора»

побуждающая интерес

детей к новому знанию

эмоциональный настрой

Содержательный

Новое знание, расширение активного словаря (коллекция, коллекционер)

Новое знание, расширение активного словаря (ювелир)

эмоциональный настрой

ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию

Новое знание, расширение активного словаря (геолог)

Практический

Включение детей в целеполагание

Опытно -экспериментальная деятельность

Самостоятельная деятельность детей, деятельность в парах

Пальчиковая гимнастика

(массаж рук)

Новое знание, расширение активного словаря

(свойства камней)

Знакомство с детьми:

Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – Хозяйка медной горы.

Ребята, посмотрите какая у меня красивая шкатулка.  А что в ней, попробуйте отгадать?

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

 А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Организует диалог.

Скажите, пожалуйста, что вы знаете о камнях? Где в природе можно увидеть камни?

-Ребята, как называется край, в котором вы живете?

Ребята, вы живете на Урале Урал- это наш родной край. На Урале очень красивая природа. Высокие горы, красивые озера, быстрые реки. Издавна Урал славится сказами Бажовскими да камнями – самоцветами.

В науке – то, их называют минералами.

Какой самый знаменитый  уральский камень? -_Ребята а вы знаете какие-нибудь сказки, в которых говорится о камнях?

Первая глыба малахита была добыта на Урале. А хозяйка медной горы считаюсь хранительницей малахита.

Откуда берутся камни?

Каждый камешек –это кусочек горы. Давайте найдем на карте горы. Каким цветом горы обозначены? Правильно, коричневым, чем выше горы, тем темнее становится цвет. Как издавна называли Уральские горы?(каменным поясом земли Русской)

А знаете почему? Потому что он перепоясывает Россию. Делит Россию на две части: Европа –Азия.

C:\Users\Оксана\Desktop\Новая папка\IMG_6167.JPG

 Ребята, что может разрушить горы?

Следующая игра поможет вам ответить на этот вопрос.

 Хозяйка проводит игру «Гора»

F:\малахитовая шкатулка\DSC07227.JPG

Стоит  гора – старушка

До небес макушка

Её ветер обдувает,

Её дождик поливает,

Стоит гора страдает, камешки теряет.

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

Раскатились камешки, и стой самой поры

Ничего не осталось от нашей горы!

Хозяйка горы отгадывает, в какой камешек превратился каждый ребенок.

Уральские горы невысокие, но недра необыкновенно богатые. Сейчас я вас познакомлю со своим богатством.

Приглашает детей на выставку коллекций.

Ребята, что такое коллекция? Как называется человек, который собирает коллекцию?

1-е богатство –полезные ископаемые:

- уголь – один из важных видов топлива,

- нефть -«Горючий камень»,

 -железная руда(ее перерабатывают и получают железо)

2-е богатство – мраморное : коллекция

строительных камней(гранит, мрамор и др.)

используется в отделке фасада дома, пола, лестниц как снаружи, так и внутри помещения.

3-е богатство – самоцветное. Камни – минералы. Самые знаменитые: малахит, яшма, агат, аметист, горный хрусталь, золото, алмазы. Из них делают предметы быта: вазы, подсвечники, статуэтки, настольные лампы. Различные украшения:  серьги, бусы, браслеты, кулоны, броши.

Ребята, назовите мастера, который делает украшения?        

Обращает внимание на красоту и разнообразие камней.

F:\малахитовая шкатулка\DSC07269.JPG

Вдруг стук в дверь и посыльный передает Хозяйке медной горы письмо.

 Узнала, что вы любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете ее. Может вы сможете помочь моей беде. Злой маг превратит все мои камни самоцветы в золу,  пока я не узнаю главную тайну камней, какие у них свойства, тогда наступит колдовство.

Ребята, а как вы думаете, кто находит и добывает камни?

Геологи –горные мастера,  которые исследуют поверхность земли, находят полезные ископаемые.

Раз, два, три – в геологов превратитесь вы.

Тогда поспешим в нашу исследовательскую лабораторию. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.

Ставит цель

Сейчас вы  возьмете по камню, который  будете их исследовать.

Под руководством педагога дети исследуют камни.

Педагог выставляет  магнитную доску с таблицей для определения свойств камней. Ставит проблемный вопрос

Опыт№1 Определение цвета и формы и размера камней

Опыт№2 Размер камней

Воспитатель предлагает сравнить размеры камней. Рассмотрите камни и выложите от самого большого до самого маленького. Покажите самый большой и самый маленький.

Для следующих опытов нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Каждый пальчик мы потрем, мы потрем,

свои ручки разомнем, разомнем.

Опыт№3Определение характера поверхности

Воспитатель предлагает погладить каждый камень

Поверхность у камней одинаковая или разная?

Опыт№ 4

Воспитатель предлагает каждый камешек подержать в руке и определить самый тяжелый и самый легкий

Опыт№4 Твердость.  

Возьмите в одну руку камень в другую- пластилин. Сожмите. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Изменил он форму?

Опыт №5 Прочность. Уроните на пол камень.  Он разбился?

Опыт№6 Плавучесть

Воспитатель задает вопрос детям, что будет, если опустить камень в воду?

F:\малахитовая шкатулка\DSC07243.JPG

Теперь нам нужно пополнить нашу коллекцию. Тот камень, который вы исследовали - определяете к какой коллекции он относиться: «Строительные камни», «Полезные ископаемые камни» или «Поделочные камни»

Дети загадывают загадки.

Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску.

У нас получилось необычное письмо о камнях. Кто хочет стать ученым, надеть

шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней.

F:\малахитовая шкатулка\DSC07260.JPG

Дети представляются, знакомятся с героиней.

Дети отгадывают предмет

Ответы детей

Дети делятся знанием о родном  крае.

Дети называют сказки.

Дети отвечают на вопросы педагога

Ребенок читает стихотворение.

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

Дети поднимают руки вверх,

тянутся на цыпочках

обмахивают себя

встряхивают кистями рук

качают головой

изображают камешки

дети отходят в сторону

Дети рассматривают  коллекции и  выставку изделий из  натуральных камней.

Высказывания детей

Дети делятся открытиями

Дети охотно соглашаются стать учеными и подходят к столам с подносами.

Дети прилагают камни к друг другу, тем самым сравнивая их размеры

 Делятся наблюдениями, формулируют вывод и результат заносят в таблицу.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

 Ощупывают каждый камень, делятся открытиями

Дети определяют вес камней.

Находят карточку – символ данному свойству

и заносят в таблицу.

Дети берут пластиковые стаканы с водой и опускают по одному камню в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта

Дети приводят каждое свое рабочее место в порядок.

Дети пополняют коллекции камнями

И  загадывают загадки.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло.

Помогает плавить стали.

Делать краски и эмали.

Черный блестящий

труженик настоящий. (Уголь)

Очень прочен и упруг

Строителям надежный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны  (Гранит)

Самоцветный камень красный, Будто ломтик ветчины, это главный камень яшма- Сердце сказочной страны. Красный яшмовый узор –красота Уральских гор, будто в чаше, в этой яшме воды чистые озер.  (Яшма)

 

Дети заинтересовались образом Хозяйки

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Дети вспоминают, где видели камни.

Ответ детей - Урал.

Дети вспомнили сказки, в которых говориться о камнях

(«Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Три поросенка» и др.)

Пополнение словарного запаса: коллекция, коллекционер

Восхищаются красотой и многообразием камней.

Знакомство с профессией- ювелир

Созданы условия для продолжения НОД.

Способность эмоционально сопереживать герою

Знакомство с профессией – геолог

Дети заинтересовались опытами.

Дети сделали вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Умение решать

поставленную задачу в парах

Дети делают вывод- камни бывают разных размеров.

Дети сделали вывод – камни могут быть гладкими и шероховатыми.

Дети сделали вывод:

Камни бывают легкие и тяжелые.

Вывод: камень твердый.

Вывод: камень прочный

Дети сделали вывод:

камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.

 Цвет камня изменился, стал

более ярким.

Закрепился навык самообслуживания.

Дети закрепили знание о свойствах камней.

Проявление инициативности в  общении со взрослым.

Самостоятельная деятельность детей

Творческое задание (самостоятельное выполнение)

Хозяйка Медной горы предлагает детям побывать ювелирами и каменщиками.

 По выбору  сделать украшения из пластилина и бусинок, либо украсить кокошник Хозяйки горы камнями и блестящей цветной бумагой    или построить гору с вершинами своими руками из конструктора и ткани.

Дети расходятся по творческим центрам  и приступают к постройке горы, изготовлению украшений из пластилина, украшению кокошника Хозяйки медной горы камнями.

Дети работают в центрах

Рефлексия

Ура! Мы справились!  И теперь Злой Маг не заколдует мои самоцветы и богатства. Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас всё получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно.

Ребята, что мы делали с камнями?

(Педагог побуждает детей к речевой

активности)

Какие чудеса вы совершили с ними? Чему вы сегодня научились? Что новое узнали?

Высказывания детей

Дети отгадывают загадки.

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Воспитатель благодарит детей за слаженную работу.        

На память о нашей встрече я хочу подарить коробку с ячейками,  с помощью которых вы можете  коллекционировать как в группе ,так и дома. Показывать опыты с камнями своим родителям, и друзьям. Но не забывайте, что если вы объединитесь, то ваши коллекции могут быть намного больше и интереснее.

Пришло время прощаться  дорогие друзья. До свидания! Мне было очень интересно с вами. До новых встреч!

Дети получают от Хозяйки медной горы коробку с ячейками.

Детям предоставляется возможность рассказать о свойствах камней   и показать опыты       дома.

Созданы условия для коллекционирования камней в группе и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента «В гостях у Хозяйки Медной горы» предназначено для детей 6 – 7 лет.Оно способствует развитию речи, образного мышления посредство...

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

Конспект занятия в старшей группе по математике на тему: «Хозяйка Медной горы» МДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» Города Алушта Автор занятия: Евфимова Виктория Васильевна 1-ая квалификационная категория 2017 г.

Задачи .   Образовательные. Закрепить  виды счета, считать четными, нечетными, тройками, десятками.Ориентироваться в пространстве  и на математических ковриках, закрепить знан...

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...

Конспект занятия «Шкатулка Хозяйки Медной горы»

Конспект занятия«Шкатулка Хозяйки Медной горы» Возрастная группа: дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа).Цель: Развитие творческих способностей детей с использованием уральско...