Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Веселье и труд рядом живут»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фетисова Марина Анатольевна

Цель: Воспитание  творчески  развитой  личности  через  активацию  познавательной  деятельности  дошкольников  при  приобщении  детей  к  русской  национальной  культуре.

 

Задачи:   знакомить  детей  с  народными  традициями  и  включать  их  в  детскую  жизнь,  так  как    в  них   отражена  глубокая  мудрость  и  творческий  потенциал  русского  народа,  познакомить  детей  с  посиделками  как  явлением  старорусского  быта,  приобщать  к  духовной  культуре  на  основе  активного  использования  фольклора (песенок,  загадок,  пословиц,  считалок,  игр  и  т.п.). Закрепить  представления  о  традиционных  видах  труда.  Формировать  интерес  к  отечественной  культуре,  желание  вносить  её  отдельные  элементы  в  современную  жизнь.  Развивать  смекалку,  творчество  в  разных видах  деятельности  (музыкальной,  речевой,  игровой,  изобразительной), способствовать  развитию  у  детей  лучших  черт  русского  характера, эмоциональную  отзывчивость.  Формировать  умение  весело  и  интересно  проводить  время  с  друзьями.  Воспитывать  чувство  уважения  к  традициям  и  обычаям  русского  народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_2018.docx473.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

городского округа Балашиха

Детский  сад  комбинированного  вида  №13  «Улыбка»

Конспект непосредственно - образовательной  деятельности

Тема  «Веселье  и  труд  рядом  живут»

                                                      Воспитатель:  

                              Фетисова

                                             Марина Анатольевна

Балашиха  2018

Цель: Воспитание  творчески  развитой  личности  через  активацию  познавательной  деятельности  дошкольников  при  приобщении  детей  к  русской  национальной  культуре.

Задачи:   знакомить  детей  с  народными  традициями  и  включать  их  в  детскую  жизнь,  так  как    в  них   отражена  глубокая  мудрость  и  творческий  потенциал  русского  народа,  познакомить  детей  с  посиделками  как  явлением  старорусского  быта,  приобщать  к  духовной  культуре  на  основе  активного  использования  фольклора (песенок,  загадок,  пословиц,  считалок,  игр  и  т.п.). Закрепить  представления  о  традиционных  видах  труда.  Формировать  интерес  к  отечественной  культуре,  желание  вносить  её  отдельные  элементы  в  современную  жизнь.  Развивать  смекалку,  творчество  в  разных видах  деятельности  (музыкальной,  речевой,  игровой,  изобразительной), способствовать  развитию  у  детей  лучших  черт  русского  характера, эмоциональную  отзывчивость.  Формировать  умение  весело  и  интересно  проводить  время  с  друзьями.  Воспитывать  чувство  уважения  к  традициям  и  обычаям  русского  народа.

Место  проведения:

музыкальный зал,  оборудованный  под  русскую  избу:  прялка,  скамейки,  столы.

Оборудование:

мультимедийные     средства    для  показа  пейзажей  России  и  прослушивания  песни  «Родина», стилизованные ворота,  записи  русских народных  мелодий,  народные  костюмы,  материал  для  продуктивной  деятельности,   дидактическая игра,  шапочки  для  подвижной  игры,  угощение.

Предварительная  работа:

Посещение комнаты русского  быта  в  музее детского  сада,  разучивание  русских  народных  игр,  использование  считалок  во  время  игр, загадывание  загадок,  знакомство   с   пословицами  и  поговорками  о  труде,  знакомство  детей  с  народными  промыслами,  чтение  художественной  литературы  на  темы:  «осень»,  «Родина»;  чтение  р.н.  сказок:  «Сивка  Бурка»,  «Мужик  и  медведь»,      беседы  о  сельскохозяйственном  труде  в  разное  время  года,  выставка  детских  работ  по  рукоделию  с  участием    родителей.

Ход  непосредственной  образовательной  деятельности:

Дети  свободно  входят  в  зал  и  садятся  перед  экраном,  смотрят  пейзажи  России.  Во  время  показа  звучит  песня  «Родина»:

Вижу  чудное  приволье,

Вижу  нивы  и  поля  -

Это  русское  раздолье,

Это  русская  земля!

Вижу  горы-исполины,

Вижу  реки  и  моря  -

Это  русские  картины,

Это  Родина  моя.

Слышу  песни  жаворонка,

Слышу  трели  соловья  -

Это  русская  сторонка,

Это  Родина  моя.

Воспитатель:  Россия  -  огромная,  богатая  и  прекрасная  страна.  Россию  мы  зовём  Родиной.  Почему?  (Ответы  детей:  это  край,  где  мы  родились,  где  живём,  это  наш  дом,  это  всё,  что  нас  окружает).  Назовите  родственные   (похожие)  слова,  к  слову  Родина.

Вспомните  стихотворение:

Россия,  Россия  -  края  дорогие,

Здесь  издавна  русские  люди  живут.

Они  прославляют  просторы  родные,  

О  Родине  песни  поют.

Воспитатель:  Русский  народ  любит  свою  страну  Россию,  славит  её  добрыми  делами,  хранит  в  памяти  песни,  сказки,  пословицы  и  поговорки,  традиции  и  обычаи  своей  Родины.  А  давайте  мы  с  вами  отправимся  в  старые  добрые  времена  и  узнаем  некоторые  традиции  и  обычаи  русского  народа.

Издавна  русский  народ  славится  трудолюбием.      Был  такой  обычай  у  русских  людей:  как  заканчивали   полевые  работы…  А  какие  полевые  работы  вы  знаете?  (Ответы  детей: пахота,  посев,  косьба,  собран  урожай,  перекопаны  огороды).  А  когда  собран  весь  урожай?  Ответ  детей:  осенью.  Вот  - теперь  можно  и  повеселиться.  Так  коротали осенние  да  зимние  вечера  вместе,  устраивали  посиделки.   Как  говорится:  «Сделал  дело  -  гуляй  смело». Сегодня  я  хотела  пригласить  вас  на  осенние  посиделки.  Беседа  «Что  такое  посиделки?»  - Это  время  проведения  досуга.  На  посиделки  собиралась  молодёжь: себя  показать,  на  других  посмотреть.  На  посиделках  рассказывали  сказки,  обменивались  пословицами,  поговорками,  загадывали  загадки,  соревновались  в  уме,  находчивости.  Ткали  пряжу,  вышивали,  вязали  кружева,  расписывали  посуду,  плели  лапти,  корзины,  и  многое  другое  делали,  что  в  хозяйстве  пригодится.  Привычка  трудиться,  не  сидеть  праздно,  даже  и  на  отдыхе,  умело  чередовать  труд  и  отдых,  осталась  как  одна  из  лучших  традиций  народа.  Не  зря  говорили:  «Веселье  и  труд  рядом  живут».  Попробуем  и  мы  использовать  этот  полезный  и  интересный  обычай.  Руководила  посиделками  хозяйка  избы  -  сегодня  ею  буду  я.

Воспитатель предлагает  детям  пройти  через  «Ворота»,  оказаться  в  прошлом,  перед  избой.  Звучит  р.н.  мелодия.

Воспитатель:

Здравствуйте,  гости  дорогие,  желанные,  долгожданные!

Вы  явились  в  добрый  час-

Встречу тёплую  такую

Я  готовила   для  вас.

Хлебосольством  и  радушием

Знаменит  родной  наш  край:

Здесь  для  вас  и  сказки  русские,

И  медовый  каравай.

Будут   игры,  хороводы,

Будут  песни  хороши,

Ведь  когда-то  посиделки

Были  праздником  души.

Проходите  в  мою  светлицу

Поработать  да  повеселиться!

Сядем  рядком,  поговорим  ладком.

У  меня  есть  корзинка  -  копилка  «Народных  мудростей». По  русскому  обычаю  я  встретила  вас  хлебом  -  солью.

Ребятки,  а  вы  знаете  «откуда  хлеб  приходит?».

Дидактическая игра  «От  зернышка  -  до  хлеба».

Цель:  (построить правильно логическую цепочку:  колосок  -  зерно  -  мука  -  хлеб)

DSCF3542

Воспитатель:  Но  не  так  быстро  на  самом  деле зерно  превращается  в  хлеб.

Хоровод  «Каравай».

Что  за  славный  вечерок,

Собирайся,  народ,  в  хоровод!

Давайте  с  помощью  считалки  выберем  «Каравай»  

Воспитатель:

-каравай  приехал  к  детям

Как  его,  ребята,  встретим?

Дети:

-пышной  коркой  похрустим

Всех на  свете  угостим

В  круг  вставай,  Каравай,

Кого  хочешь  -  выбирай!

Каравай:

-Пекаря!

Он  не  грел  на  печке  бок

Каравай  ребятам  пек.

Пекарь,  с  нами  поиграй

Кого  хочешь  -  выбирай!

Пекарь:

-Мельника!

Не  молол  он  чепуху,

А  молол  зерно  в  муку

Мельник!  С  нами  поиграй

Кого  хочешь  -  выбирай!

Мельник:

-Хлебопашца!

Он  в  тенечке  не  лежал,  

А  хлеба  растил  и  жал.

Хлебопашец,  в  круг  вставай,

Кого  хочешь  -  выбирай!

Хлебопашец:

Рабочего!

Он  без  дела  не  скучал

Хлебопашца  выручал.

Рабочий:

Мы  работы  не  стыдились

Мы  работою  гордились

А  награда  -  урожай

Всех  на  праздник  приглашай!

Все  вместе:

-Слава  урожаю  в  закромах

Слава  караваю  на  столах

Слава,  слава  дружным  рукам!

Слава,  слава  труженикам!

Воспитатель:  Вот, ребята,   сколько  труда,  сил  вложено  в  хлеб.

Дети  всегда  были  хорошими  помощниками,   взрослые  с  любовью  говорили  про  них  _  «маленький  да  удаленький»,  а  вы  знаете  пословицы  и  поговорки  о  труде,  умении  и  терпении?   Для  моей  корзинки – копилки?

Дети:

- Без  труда  не  вынешь  и  рыбку  из  пруда!

- Долог  день  до  вечера,  коли  делать  нечего!

- Судят  не  по  словам,  а  по  делам!

-  Терпение  и  труд  -  всё  перетрут!

- Была  бы  охота  -  будет  ладиться  работа!

- Землю  красит  солнце,  а  человека  -  труд!

- Есть  терпенье  -  будет  и  уменье!

Воспитатель:   Много  вы  пословиц  и  поговорок  знаете.

А  теперь,  покажите  своё  умение  на  деле.

Но,  сначала: собирайся,  детвора,

Ждёт  вас  русская  игра!

Русская  народная  игра  «Заплетайся  плетень». 

DSCF3544

Звучит  русская народная мелодия.

Воспитатель: Молодцы!  Поиграли,  ловкость  свою  показали. А  теперь  и  за  работу,  нам  скучать  некогда,  не  зря говорили:  «От  скуки  бери  дело  в  руки!»

Продуктивная  деятельность  детей:   Принимайтесь,  девицы,  за  рукоделие,  да  и вы,  ребята,  за  ремесло  -   кому    что  по  душе!  1.Девочки  плетут  среднюю  часть  подсолнуха  (простое  плетение:  основа  -  круг) .  

  1. Мальчики  -  плетень.

DSCF3547

 Звучит  русская  народная  мелодия.

Воспитатель:  Умел  народ трудиться  -  умел  и  веселиться!

Будем  мы  сейчас  играть  -  себе  друга  выбирать!

Игра  « Перстенёк»

Дети  встают  в  круг  и  вытягивают  вперед  руки,  сложив,  ладони  друг  к  другу.  Ведущий  прячет  в  своих  руках  перстенёк  и  под  песню  задевает  ладошки  детей,  незаметно  опускает  кому-то.

               Покатился  перстенек

               Через поле  и  мосток.

                К  кому  перстень  попадет,

                Тот  сейчас  плясать  пойдет.

Дети  спрашивают «где  ты,  перстень,  перстенек?  Ты  подай  свой  голосок!»  Ребенок,  у  которого  перстень  говорит:  «Я  здесь!»,  выходит  и  танцует.  Дети  хлопают.

Воспитатель:   Много  народных  обычаев  и  традиций  мы  вспомнили  сегодня:  гостеприимство,  радушие,  трудолюбие:   приучали  детей  к  посильному  труду,  разумно  чередовали  работу  и  отдых,  весело  и  с  пользой  проводили  свободное  время,  развивать  в  себе  лучшие    качества  характера,  необходимые  для  жизни.

За  делами,  за  разговорами  мы  и  не  заметили,  как  прошло  время.  Нам  пора  с  вами  прощаться.  

Вы  трудились  и  играли

Очень  я  довольна  вами.

Вы,  ребята,  молодцы,

Получайте  леденцы.

Дети  под  русскую народную  мелодию  проходят  через  «ворота».

Ничего  нет  лучше,  краше

Милой  Родины  своей!

Слава  нашей  стороне!

Слава  русской  старине!  

                                          (Н.  Кончаловская)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...