Непосредственная образовательная деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру

Лаврова Ирина Вячеславовна

расширение и углубление представлений  детей о зимующих птицах нашего края и формирования бережного и заботливого отношения к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kak_soroka_klesta_sudila.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД УРАЙ

Ханты-мансийский автономный округ- Югра

МБДОУ  «Детский сад комбинирующей направленности  №7  «Антошка»

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию

в подготовительной группе  «Как сорока клеста судила».

Воспитатель: Лаврова Ирина Вячеславовна

Цель: расширение и углубление представлений  детей о зимующих птицах нашего края и формирования бережного и заботливого отношения к ним.

Образовательные задачи: продолжать расширять знания детей о зимующих птицах (сороке, синице, сове, свиристели, дятле,  снегире)  их внешнем виде,  строении, чем питаются.  Познакомить с птицей «клёст» с характерными особенностями, внешним видом, чем питаётся. Расширять и активизировать словарь детей по теме (постройка гнезда, откладывание яиц, выведение птенцов, семена  шишек, красногрудый, прицепившийся на ствол ели, оперение, клестята,  клестиха, хлопанье крыльев, трескотня).

Развивающие задачи: развивать познавательные процессы. Предпосылки словесно-логического мышления, наглядно-образное мышление, воображение, зрительно-моторную координацию, память, внимание.

Воспитательные задачи: воспитываем  любовь к природе, бережное отношение к птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;

развиваем умение заботиться о них. Формировать экологическое сознание детей.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке «Как сорока клеста судила», картинки зимующих птиц, зимних деревьев, музыкальный центр, запись музыки Чайковского «Времена года-январь», схема составление рассказа, запись логоритмики «Вот так холод»

Раздаточный материал:  тарелочки и мешочки с крупами, семечками, орешками,

Ход  НОД

Содержание НОД

Примечание

Организационный момент

1.

Звучит тихо музыка , дети входят в группу, присаживаются вокруг педагога.

Педагог: Ребята! Вы когда-нибудь были в зимнем лесу?  Давайте закроем глаза и послушаем музыку.

Педагог: расскажите, что вы представили?

Дети: в лесу есть дикие животные, и диких птицы и т.д.

Дети  вместе с педагогом слушают музыку Чайковского зима …  

Отвечают на вопросы.

Основная часть

2.

 Педагог: давайте представим, что мы с вами попали в зимний лес, кругом зимние деревья, а на деревьях птицы. Рассмотрите внимательно, каких птиц вы видите?

Дети дают ответы.

Педагог: Ребята, расскажите про ту птицу, которую вы увидали, с помощью схемы. Рассмотрите её. Сначала называем птицу, затем описываем её внешний вид, чем питается и где живёт.

Ответы детей.

Педагог: какие молодцы, вы знаете птиц, которые живут в нашем крае.

Педагог предлагает детям схему, по которой нужно описать птицу.

Дети по очереди описывают птиц, которых увидели в лесу.

3.

Педагог: А сейчас я хочу с вами поиграть, в лесу холодно, давайте погреемся. Логоритмика «Вот так холод»

Вот так холод, вот мороз

Больно щиплет нос, больно щиплет нос.

Чтоб согреть его скорей, надо потереть сильней.

Чтоб согреть его сильней, потереть сильней.

Будем ноги согревать прыгать и скакать.

Будем ноги согревать прыгать и скакать.

Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.

Очень холодно стоять стали замерзать.

Крепче стал мороз никак,

Мерзнем стоя так, мерзнем стоя так.

Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.

Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.

Чтобы ручки согревать, будем мы махать.

Чтобы ручки согревать, будем мы махать.

И в ладоши будем бить и локтями шевелить.

Мы на месте не стоим, мы бежим, бежим.

Мы на месте не стоим, мы бежим, бежим.

Чтоб согреться поскорей, надо нам бежать быстрей.

Чтоб согреться поскорей, побежим быстрей.

Дети с педагогом выполняют действия по тексту.

4.

Педагог: Ребята присаживайтесь на пенёчки, я хочу рассказать вам сказку про очень необычную птицу «Как сорока клеста судила» я буду рассказывать, а вы мне будете помогать.

Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы берёзы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы ели. Вдруг- шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока- белобока с разлёту шлёпнулась на ветку ёлки, тряхнула с неё снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест.

 — Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов! — Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь.

Педагог: ребята, почему сорока так сказала клесту?

Дети дают ответы.

Птенцов положено весной выводить.

- Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков. Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.

 — Что за шум? За что клеста судить? — спросил он. — Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

— И холодов не боишься? — Нет.

Педагог: ребята, как вы думаете почему клесты не боятся холодов?

Дети дают ответы.

 Клесты гнездо делают очень толстое, из мелких веточек, утепляют его шерстью, перьями, прячут  среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.

Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.

 — А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут?

Дети дают ответы.

— Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

 — А как же она питается? — спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.

Дети дают ответы.

 — Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, — сказал клест.

— Молодцы, клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся на ствол ели. — Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное — так же любят еловые семена, как и я.

Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала: — Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?

Педагог: ребята, как вы думаете, птицы осудили клеста, послушали сороку?

Ответы детей.

Педагог рассказывает детям историю и  задаёт вопросы по ходу рассказывания. Дети размышляют и дают ответы.

 

Игра «Покормим птиц».

Педагог:  ребята, вы знаете, что птицам зимой голодно. Как мы можем им помочь?

Ответы детей.

 Педагог: я приготовила для вас мешочки с кормом, вы возьмёте их на прогулку, и сможете покормить птиц. Но сначала вы должны определить, какой корм лежит в мешочке. Подойти к столу, на котором стоят тарелочки с кормом. Назовите, что вы видите?

Ответы детей: Зернышками, крошками, семечками.

Педагог: а теперь  пощупайте их и запомните.

Педагог: кто запомнил корм, может подойти  выбрать мешочек и определить, что в нём лежит.

Ответы детей.

Педагог предлагает детям тактильно обследовать крупы лежащие на тарелочках, а затем в мешочках.

5.

Итог НОД  Ребята! Мы были такие молодцы, мне понравилась с вами играть. А вам понравилось путешествие в зимний лес. У меня есть смайлики. У них разное настроение. Если вам понравилась  путешествие, возьмите весёлый смайлик. Если нет- грустный.

Объясните свой выбор.

играть.

Дети выбирают смайлики, затем объясняют сой выбор.

Литература.

1.Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие-конспект.2-е изд. испр. и доп.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-48с.

2. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

3.http://vmusice.net/- Пётр Ильич Чайковский-  Времена года. Январь.У камелька.

4.http://iplayer.fm/  Вот так холод © Музыкальный кружок "ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...