Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «В гостях Хозяйки Медной горы»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Активизация познавательной деятельности на занятиях через опытно-экспериментальную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
"Воркута" кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №1» г.Воркуты
1 №-а прогимназия» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение Воркута к.

Конспект непосредственно образовательной

деятельности по опытно-экспериментальной деятельности

«В гостях Хозяйки Медной горы»

        

        Воспитатель:

                             Иваник О.В.

                                                              (первая квалификационная категория)

г. Воркута

2019 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «В гостях у Хозяйки Медной горы».

Подготовительная группа «Б»

Цель:

Задачи:

Образовательные области:

Формы обучения:

Методы и приемы:

Материально-техническое обеспечение:

Используемые технологии:

Активизация познавательной деятельности на занятии через опытно - экспериментальную деятельность.

Образовательные:

  • Расширять и обобщать представления детей о свойствах и качествах предмет, тяжелые, легкие.
  •  Навык связной речи, в доказательной речи.
  • Совершенствовать навыки фонематического анализа и синтез: слоговой анализ слов.
  • Расширять знания детей о природных явлениях.

Развивающие:

  • Развивать любознательность у детей, мыслительные операции: делать выводы, выбирать способ действия.
  • Слуховую и зрительную память, мышление, воображение.
  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Развивать умение отражать в речи  результат исследовательских действий, активизировать словарь детей по данной теме.

Воспитательные:

  • Совершенствовать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение действовать в команде.
  • Воспитывать желание проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Игровые, практические, наглядные, словесные, исследовательские.

Электронный микроскоп, экран, компьютер, проектор, предметы для дидактической игры и картинки «Собери рюкзак», предметные картинки о воде, стаканы и воронки, фильтры по количеству детей. Камни речные, каменный уголь: разного размера, аметист, флюорит, гранат, и интернет ресурсы:

nttp://nsporral/ru/user

vou Tube

Discovery

Информационно-коммуникационные технологии;

Технология исследовательской деятельности (экспериментирование);

здоровьесберигающие технологии.

        

Этапы занятия:

  1. Организационный момент.

Цель: Вызвать у детей потребность  включения в деятельность, осознать цель занятия.

-рассматривание предметов (микроскоп, лупа, ноутбук)

II. Ход занятия:

Цель: активизация познавательной деятельности на занятиях через опытно-экспериментальную деятельность.

1.Д/игра «Собери рюкзак»

Эксперимент №1

  • Очистить неочищенную воду с помощью фильтров.
  • Физминутка «Тучка виновата».

Эксперимент №2

  • Исследование камней, каменный уголь, породу.
  • Рассматривание камней и каменный уголь через лупу, микроскоп.

Эксперимент №3

  • «Вулкан».

Итог занятия.

Дети входят в группу вместе с воспитателем и проходят на коврик.

I.Организационный момент.

Звучит звукозапись (показ отрывка из сказки П.Бажова «Горный мастер»).

Ребята давайте, давайте с вами отправимся в гости к Хозяйке Медной горы.

Слайд №1

   Помните ребята, что нелегко вам будет добраться до владений Хозяйки Медной горы, а если получится у вас, то увидите много интересного, и волшебного.

Воспитатель:  Перед вами 2 рюкзака и предметы необходимые для похода.

Задание: Каждому выбрать по одному необходимому предмету в рюкзак и объяснить свой выбор для одной подгруппы, а другой предметные картинки.

(Под музыку дети выбирают предметы, картинки).

Слайд №2

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто что выбрал.

Дети объясняют свой выбор необходимых предметов в поход.

Слайд №3

Воспитатель: Ребята, в лесу много интересного можно увидеть, давайте   сегодня исследователями. Как вы считаете, исследователем легче быть одному или в команде?

Ответы детей:

Слайд № 4  (звуки природы).

Воспитатель: Ну что в путь.

«Вместе по лесу идем».

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг!

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо, и на налево.

Обращаю внимание на капельку, на капельке задание от Хозяйки Медной горы.

Воспитатель: А вот для нас и первое задание от Хозяйки Медной горы.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Здесь находится неочищенная вода. Нам нужно ее очистить. А очищать мы ее будем с помощью фильтров.

У каждого из вас есть свой фильтр:

  • уголь;
  • стружка;
  • вата;
  • песок

Мы должны с вами очистить воду через разные фильтры.

(Дети начинают пропускать воду через разные фильтры).

Эксперимент №1

1.Возьмите стаканчики с неочищенной водой.

2. Пропустите через фильтр.

3.Понаблюдайте за своим фильтром.

4.Сравните с фильтром друзей.

Воспитатель: Пока наша вода очищается, отгадайте загадки.

(Отгадывание загадок).

Воспитатель: Быстрее очистилась вода, через какой фильтр?

Воспитатель: Давайте вернемся к нашим фильтрам и выберем лучший.

(Дети вместе с воспитателем определяют лучший).

Водичку мы очистили, можно и дальше идти, а чтоб горы быстрее показались, давайте о них вспомним.

Слайд №5

Стоит гора-старушка.

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора страдает.

И камешки теряет,

И каждый день.

И каждую ночь.

Катятся, катятся камушки прочь.

Воспитатель: А вот и камни Хозяйки Медной горы, наверное, и владения ее совсем рядом? Какие красивые! Давайте их рассмотрим.

Эксперимент №2

Исследование камней.

Воспитатель: Мы сейчас по очереди обследуем каждый камушек.

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным –или в полоску из-за пронизывающих жилок, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из разных материалов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы.

Как мы можем их обследовать, как это сделать?

Ответы детей.

Погладим, рассмотрим.

Воспитатель: Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?

(Дети делятся открытиями).

Воспитатель: Покажите самый гладкий и самый шершавый камушек.

Камень может быть гладким и шероховатым.

Какие камушки гладкие, блестящие? (искусственные)

Ответы детей.

Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

Лупа (для чего она нужна- чтобы увеличить предметы).

(Дети рассматривают все свои камни).

Воспитатель: Что интересного вы увидели?

Дети: (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и.т.д.).

Воспитатель: В природе минералы встречаются   в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами.

Слайд №6

Воспитатель: Что вы заметили необычного среди этих камней?

Я сейчас загадаю загадку про полезные ископаемые, которые люди добывают на земле и под землёй.

Чёрен, да не ночь,

Твёрдый, да не камень.

На весь мир славен! (Уголь)

Слайд № 7

Воспитатель: Я думаю, Уголёк может рассказать нам много интересного. Я-

чудесный Уголёк. Чёрный у меня бочок. Ярко я в печи горю, людям всем тепло дарю! Ребята, вы меня узнали? (Да). Я, Уголёк, везде желанный гость. (Уголь  твёрдый как камень). Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так называли. Но ведь камни не горят.  Почему горит уголь?  (Предположения детей). Великий русский Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку. Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле. Всем известно, что дерево хорошо горит. Уголь- главное богатство наше края, под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.

      А сейчас давайте каменный уголь, рассмотрим через микроскоп. (Это необычный микроскоп, а электронный, который видит невидимые вещества и увеличивает их, а на экране мы сможем увидеть изображение, что увеличивает микроскоп). Вот это окуляр с помощью него микроскоп увеличивает. Сейчас мы  с вами увидим ярче и больше разных крапинок, дорожек, ямочек, углубления, узоры.

 Рассматривание под микроскопом: каменный уголь, разной крупности, по размеру. Также измельчённый - лабораторный, который используют для анализа качества угля.

Воспитатель: Ребята, в каком угле, видно больше разных узоров, дорожек, который похож на черный камень или который как черный порошок?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята обратите внимание, что уголь черный, но среди угля встречаются другие горные породы, порода. Вот так выглядит порода среди  угля. Рассматривание под микроскопом.

        У меня есть для вас, ещё одно волшебство, вот из угля крупностью как песок, делают таблеточки и сейчас мы увидим красивые узоры, разводы, пятна.

Вывод:  в угле очень много разных веществ, которых можно увидеть только с помощью микроскопа.

Воспитатель: Давайте  рассмотрим под микроскопом камушек «Аметист», выглядит лучше всего при дневном свете, непосредственно после восхода солнца, когда свет мягкий и теплый. Форма кристаллов,  для каждого минерала индивидуальная. Аметист имеет стеклянный блеск.

Воспитатель: Что вы, увидели интересного?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас рассмотрим «Флюорит», он светится в темноте после освещения фонариком. Вот так выглядит под микроскопом «Флюорит». Давайте вместе произнесем названия этих минералов, так –как называют эти камушки, «Аметист», «Флюорит». Но у меня для вас есть ещё один необычный камушек - это  «Гранат», посмотрите, он по праву считается одним из красивейших самоцветов. Самоцветы- прозрачные, бесцветные и цветные минералы и породы, некоторые обладающие ценными свойствами.

Слайд №8  (показ, самоцветы)

Хозяйка Медной горы: Давно вас жду и вижу, много знаете, умеете делать, но я знаю то, о чем вы не знаете, я вам расскажу о вулканах.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, когда «просыпаются» вулканы они извергаются, а как это происходит, я вам сейчас покажу.

Эксперимент №3.

  1. 1-ч.л. соды

2.Сухая красная краска

3.3- капли моющего средства.

4.Уксус.

(Воспитатель показывает извержение вулкана с сопровождением звукозаписи «Извержение вулкана»).

Ребята, вулканы разные и извергаются по – разному. Иногда они как-  будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно». У нас в стране вулканов очень много. В этих местах существуют службы предупреждения об опасности и эвакуации людей перед  извержением вулканов.

Слайд №9

  1. Итог занятия.

Воспитатель: Вам понравилось путешествие?

А что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Все вы были сегодня умницами  и умниками, настоящими исследователями.

 

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проектной деятельности в старшей группе "В гостях у хозяйки медной горы"

Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезными ис...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «В гостях у Хозяйки медной горы»

Задачи:1) расширить представление детей о свойствах камней («Познание»);2) формировать умение детей классифицировать камни по признакам («Познание»);3) продолжать формировать визуальную, аудиальную, м...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе на тему «Подарки Хозяйки Медной горы»

Обогащать и систематизировать знания детей о драгоценных камнях, минералах и их применении в украшениях, медицине....

Конспект занятия в старшей группе по математике на тему: «Хозяйка Медной горы» МДОУ «Детский сад № 5 «Солнышко» Города Алушта Автор занятия: Евфимова Виктория Васильевна 1-ая квалификационная категория 2017 г.

Задачи .   Образовательные. Закрепить  виды счета, считать четными, нечетными, тройками, десятками.Ориентироваться в пространстве  и на математических ковриках, закрепить знан...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «В гости к хозяйке медной горы»

Интеграция образовательных областей:Речевая образовательная областьПознавательная образовательная областьСоциально-коммуникация образовательная областьФизическая образовательная область...