Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет на тему: Образовательная область «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Систематизировать представление детей о соли и ее свойствах в процессе экспериментально - исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s_solyu.docx | 152.49 КБ |
Предварительный просмотр:
в группе компенсирующей направленности
для детей 5 - 6 лет на тему:
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Подготовила:
воспитатель
Иванова А.С.
Коркино, 2020г.
Организационная информация | |||
1. | Доминирующая Образовательная деятельность | Познавательное развитие | |
2. | Вид деятельности детей |
| |
Методическая информация | |||
3. | Тема образовательной деятельности |
«Волшебная соль» | |
4. | Методы и приемы реализации содержания ОД |
| |
5. | Интеграция образовательных областей |
| |
6. | Возрастная группа | 5 - 6 лет | |
7. | Цель | Систематизировать представление детей о соли и ее свойствах в процессе экспериментально - исследовательской деятельности. | |
8. | Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
9. Ожидаемые результаты | |||
У детей сформированы: - умение работать по правилам, образцу, четко выполнять инструкции педагога, действовать самостоятельно, согласовывать свои действия со сверстниками;
| |||
10. | Организация среды для проведения ОД |
| |
11. | Критерии оценки деятельности детей во время ОД |
| |
12. | Предварительная работа | беседа «Что мы знаем о соли и ее свойствах?»;
| |
13. | План ОД | 1. Вводная часть:
2. Основная часть:
3. Заключительная часть:
| |
14. | Мотивация | Гномам нужны наши результаты исследования соли. Вы готовы поделиться своими исследованиями? | |
15. | Проблема | Принимая решение, вы должны добросовестно выполнить все задания, чтобы поделиться результатами с Гномами | |
Ход образовательной деятельности | |||
1.Введение в тему. Создание проблемной ситуации Конструктивная Беседа с детьми Актуализация ранее приобретенных знаний
2.Основная часть Проведение экспериментально-исследовательской деятельности | (Воспитатель обращает внимание детей на гостей и предлагает с ними поздороваться). Воспитатель: ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои очаровательные улыбки. Улыбнемся, подмигнем и занятие начнем. А кто из вас знает, как по старинному русскому обычаю принято встречать гостей? Дети: хлебом и солью. Воспитатель: правильно, вот и мы сегодня не будем отступать от этого замечательного обычая. (звучит музыка, в зал входят двое детей и вносят на рушнике хлеб и соль, приговаривая: дорогих гостей встречаем, хлебом- солью угощаем). Ребенок №2: Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней! Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Научиться наблюдать, Много нового узнать. (Стук в дверь, почтальон приносит посылку) Воспитатель: здравствуйте! Почтальон: это детский сад № 56? Группа №9? Вам посылка, получите пожалуйста. Воспитатель: спасибо вам за посылку. Ребята, вы хотите узнать, от кого эта посылка и что в этой посылке находится? Дети: да! Воспитатель: посмотрите, здесь письмо. Интересно узнать от кого оно? (ответы детей) Воспитатель: слушайте внимательно, вам предстоит самим отгадать, откуда пришло это письмо. (достает письмо и читает) « Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам, подземные жители – Земных богатств – хранители - ГНОМЫ. Мы знаем, что вы любите заниматься исследовательской деятельностью. Поэтому шлём вам волшебное стекло, чтобы вы могли его исследовать и поделиться с нами результатами ваших исследований. Воспитатель: возьмите все по одному мешочку, помните в руках. Как вы думаете, что в них находится? (ответы детей) Воспитатель: чтобы проверить правильно ли вы назвали вещество нужно отгадать загадку: без нее, ребята, повар, просто, как без рук, и становится вся пища несъедобной вдруг! если в ранку попадет – испытаешь боль. вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) Воспитатель: ну что, вы готовы поделиться своими исследованиями с Гномами? (ответы детей) Воспитатель: я в этом даже и не сомневалась. Откройте мешочки. Что там? Дети: соль! Воспитатель: правильно - это соль. Что вы знаете о соли? Какого цвета соль? Дети: соль белого цвета. Воспитатель: какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? Дети: сыпучее. Воспитатель: какие виды соли вы знаете? Дети: соль бывает пищевая, техническая и морская. Воспитатель: где и как используют морскую соль? Дети: морскую соль применяют в медицине (соляные шахты, где лечат людей), также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Воспитатель: правильно, молодцы, а еще с морской солью очень полезны ванны. Воспитатель: где используют пищевую соль? Дети: пищевую соль используют в приготовлении еды, в консервировании овощей, а еще соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду. Воспитатель: где и как используют техническую соль? Дети: техническую соль используют на улице, для безопасности посыпают солью дороги и тротуары от гололеда. Воспитатель: а как вы думаете, соль полезна или вредна? Дети: соль полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, который нужен людям для жизни. Воспитатель: конечно, соль не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене). Но это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо, когда в меру. Ребята, давайте вспомним, как и где добывают соль? Дети: каменную соль добывают в соляных шахтах; а морскую в море. Воспитатель: а хотите еще больше узнать о соли и ее свойствах? Дети: да! Воспитатель: тогда я вас приглашаю в лабораторию, где будем проводить опыты по исследованию соли. Воспитатель: прежде, чем начать наши исследования, давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать в лаборатории? Дети: надеть специальную одежду (фартуки, колпачки), внимательно слушать взрослого, быть осторожными и аккуратными (ничего не трогать без разрешения.)
Воспитатель: ребята, вы молодцы, подойдите к столам и наденьте спецодежду. Я вижу, что все готовы. Как вы думаете, что, мы должны сделать перед началом исследования? Дети: определить число, день недели, месяц и год когда мы начинаем эксперимент по исследованию соли. Воспитатель: правильно. Итак, какое сегодня число? (ответы детей) Воспитатель: какой сегодня день недели? (ответы детей) Воспитатель: а какой месяц? (ответы детей) Воспитатель: а какой год? (ответы детей) Воспитатель: а теперь вам предстоит назвать, в какое время суток мы приступаем к нашему исследованию? Дети: утром. Воспитатель: хорошо, мы с вами выяснили дату и время начала нашего исследования. Пора приступать к экспериментально - исследовательской деятельности. Воспитатель: все готовы приступить к работе? Дети: готовы! Воспитатель: итак, мы сейчас с вами будем в роли настоящих ученых-исследователей соли. Исследование №1: «Из чего состоит соль». Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Хотите ее рассмотреть? Дети: да! Воспитатель: первый опыт называется «Из чего состоит соль». Воспитатель: что вы можете сказать о её внешнем виде? Какая она? Дети: соль белого цвета, похожа на порошок. Воспитатель: а теперь рассмотрим соль через лупу (дети берут лупы). Что вы видите? Дети: соль состоит из белых кристаллов, крупинок. Воспитатель: имеет ли соль запах? Дети: соль не имеет запаха. Воспитатель: подуйте тихонько на соль через трубочку. Что происходит? (ответы детей) Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов. Исследование №2 «Соль хрустит» Воспитатель: ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё ложкой, что мы услышали? Дети: мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день. Соль хрустит как снег. Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст её кристаллов. Исследование №3 «Поглощение воды солью» Воспитатель: возьмите стакан насыпьте в неё ложку соли и налейте ложку воды размешайте, что произошло с солью? Куда делась вода? Дети: вода исчезла. Воспитатель: значит, какой следует вывод? Правильно соль поглощает воду. Исследование №4 «Растворение соли в воде» Воспитатель: добавьте еще воды и размешайте. Ч то происходит с солью? Дети: соль растворяется в воде. Воспитатель: значит, какой можно сделать вывод? Правильно, молодцы- соль растворяется в воде. Недаром в пословице говориться, что соль воды не боится. | ||
Продуктивная деятельность | Воспитатель: ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый». (проводится физминутка: дети приседают, услышав продукт, который можно солить, а если нельзя солить топают ногами (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, грибы, сок, апельсин) Воспитатель: отдохнули, продолжаем работу. Как вы думаете, можно ли получить цветную соль? (ответы детей) Воспитатель: а мы сейчас это проверим. Исследование №5 Воспитатель: у вас на столах находится разноцветная краска и соль. Добавьте несколько капель краски на соль. Что с ней произошло? Дети: она закрасилась. Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (ответы детей) Воспитатель: правильно, соль закрасилась. Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи красок. Воспитатель: ребята мы с вами провели несколько опытов с солью. Но это еще не всё. А как вы думаете, солью можно рисовать? (ответы детей) Воспитатель: я с вами полностью согласна, солью можно рисовать. И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую для того, чтобы с помощью волшебной соли создать необыкновенные рисунки. А что за рисунки вы мне скажите сами, отгадав загадку: «Появился во дворе он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык, наш приятель Дети: снеговик! Воспитатель: правильно, я предлагаю вам с помощью волшебной соли нарисовать Снеговиков. Слушайте внимательно: на Снеговика нужно, нанести кисточкой клей, насыпать цветную соль дождаться полного высыхания, стряхнуть лишнюю соль. (Дети выполняют задание) Воспитатель: заканчиваем работу, аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку. Посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок соль? Дети: рисунок стал красивым, волшебным, необычным. Воспитатель: давайте покажем наши рисунки гостям. (дети показывают гостям рисунки) Воспитатель: ребята, можно ли сказать про соль, что она - волшебная? (ответы детей) Воспитатель: действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная. Ну, что мои юные исследователи-волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией. | ||
3.Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний | Воспитатель: пришло время подвести итог нашей работы. Давайте вспомним цель нашего занятия, в чем она заключалась? (ответы детей) Воспитатель: что нового вы сегодня узнали? (ответы детей) Воспитатель: какое задание было самым трудным для вас? (ответы детей); Воспитатель: итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Дети: соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека и животных. Давайте вспомним, какие существуют виды соли? Дети: пищевая, морская и техническая. Воспитатель: согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? (да) Воспитатель: молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Со всеми заданиями справились. За ваше старание и любознательность вручаю вам медали. После занятия я соберу все результаты исследований и отправлю их Гномам. Думаю, что они будут вашей работой очень довольны. А еще нам нужно попрощаться с гостями и сказать всем «До свидания». |
Длительность: 25 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе на тему: «Деление квадрата на части». Образовательная область (Познавательное развитие)
Этот материал поможет воспитателям старших групп в игровой форме познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть, закрепить прямой и обратный с...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: познавательное развитие. «Осень в гости к нам пришла»
· Воспитывать у дошкольников экологическое сознание, живой познавательный интерес к природе нашей планеты Земля....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста. Образовательная область: познавательное развитие. «Мы едем, едем, едем...» (Виды транспорта)
Тема «Транспорт» изучается во всех возрастных группах детского сада и любима дошкольниками, особенно мальчиками. В рамках изучения этой темы у дошкольников формируют знания о транспорте, знакомят их с...
конспект непосредственно образовательной деятельности в группе детей третьего года жизни образовательная область:познавательное развитие тема:транспорт
Познавательное развитие. Расширение кругозора.Тема: «Транспорт»Программное содержание.Цель: закрепить знания о разнообразии транспортных средств.Задачи: Образовательные:·...
Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР По образовательной области познавательное развитие: математические представления. Тема НОД: «Путеше
Конспект Итоговой непосредственн...
Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Из бабушкиного сундучка» (старшая группа)
Образовательная деятельность в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Куклы наших бабушек» по образовательной области «Познавательное развитие...
Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для старшей группы «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»
Цель:создать условия для закрепления порядкового счета до 10Задачи:Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание ге...