"Свет вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Михайлина Любовь Валерьевна

Учить детей определять принадлежность источников света к рукотворному миру и природному, уметь их классифицировать. Развивать умение моделировать части суток. Формировать знания детей о том, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. Воспитывать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _svet_vokrug_nas.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  в средней группе

Тема. « Свет вокруг нас».

Цель. Познакомить детей с разнообразными источниками света.

Задачи. Учить детей определять принадлежность источников света к рукотворному миру и природному, уметь их классифицировать. Развивать умение моделировать части суток. Формировать знания детей о том, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. Воспитывать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Чтение художественной литературы Чуковский « Краденое солнце», « В гостях у солнышка».

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами. Мы с вами сегодня поговорим, а о чем вы узнаете, отгадав загадки:

1.В дверь, в окно стучать не будет,

  А взойдет – и всех разбудит.     /Солнце/

2.Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

  Собаки лают, а достать не могут.      /Луна/

Дети. Солнце и луна.

Воспитатель. Да ребята мы с вами поговорим о природных источниках света. Ребята, а когда светит солнце? В какое время суток светят звезды и луна? Найдите на картине утро, день, вечер, ночь. Почему вы так думаете? /Дети объясняют свои предположения/.

- Мы сейчас с вами изготовим волшебный круг, в котором живут части суток.

-Когда мы просыпаемся?

Дети. Утром.

Воспитатель. – Посмотрите, какой цвет больше подходит для обозначения утра?

Дети выбирают цвет, который больше подходит для утра (голубой), и объясняют свой выбор.

Воспитатель. Что мы делаем днем?

Дети. Играем,  обедаем, спим,

Воспитатель. - Каким цветом можно обозначить день?

Дети выбирают цвет, который больше подходит для дня (белый), и объясняют свой выбор.

Воспитатель. Когда мы возвращаемся из детского сада?

Дети. Вечером.

Воспитатель. - Какой цвет подходит для обозначения вечера?

Дети выбирают цвет, который больше подходит для вечера (синий), и объясняют свой выбор.

Воспитатель. Когда мы спим?

Дети. Ночью.

Воспитатель. - Каким цветом можно обозначить ночь?

Дети выбирают цвет, который больше подходит для ночи (черный), и объясняют свой выбор.

Воспитатель. Ну, вот у нас получился волшебный круг, в котором живут части  суток.

(Стук в дверь, появляется сказочный персонаж и говорит, что ему нужна помощь).

В городе, где я живу, растут очень красивые цветы, живут веселые человечки. По утрам мы часто любовались ласковым солнышком, а вечером наблюдали за звездами и лунной дорожкой на озере. Но однажды к нам в город залетела злая волшебница Бастинда  и украла у нас солнце, луну и звезды и сказала: «Если вы сможете обойтись  10 дней без луны, солнца и звезд, то я вам все верну, а если не сможете, то останетесь навсегда в темноте». Нам очень не хочется жить в темноте, оказывается, что это очень трудно. Ничего не видно, ничего нельзя сделать, перестают расти растения… Ребята, подскажите, как нам быть?

Воспитатель. Да, мы с ребятами знаем, как плохо когда солнце появляется на небе редко. Мы живем в Сибири, и у нас очень короткое лето, когда ярко светит солнце, и длинная зима, когда солнце выходит очень редко. Ребята, солнце, луна и звезды это природные источники света. Но люди научились заменять природные источники света. Что может осветить предметы в темноте, когда в природе темно?

Дети. Лампочка, свеча, фонарик…

Воспитатель. Лампочка, свеча, фонарик – это предметы рукотворного мира. Как вы думаете, почему они называются рукотворными? /предположения детей/

Давайте пройдем в лабораторию и проверим.

Опыт № 1

Продемонстрировать действие свечи, фонарика, настольной лампы. Сравнить, что светит ярче.

Опыт №2

Обсудить с детьми, почему плохо видно, когда на предмет светит (свеча), фонарик, что нужно сделать, чтобы разглядеть предмет лучше?

Дети. Нужно приблизить фонарик, (свечу).

Вывод: освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света и наоборот.

Воспитатель. А сейчас вернемся в комнату для занятий и поиграем в игру. На столе лежат картинки  отберите те картинки, которые  дают свет, и разложите их на две группы с одной стороны положите предметы природные, а с другой рукотворные.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Вы молодцы, ребята. А сейчас, что же мы посоветуем нашему гостю, что может заменить солнце, луну и звезды.

Дети. Лампочка, свеча, фонарик.

Сказочный человечек благодарит детей и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в форме занятия " СВЕТ вокруг нас " средняя группа

Конспект  непосредственно образовательной деятельности в форме занятия. Познавательно-исследовательская деятельность   «Свет вокруг нас » в средней группе...

Экспериментальная деятельность с детьми средней группы «Свет вокруг нас»

Цель: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности; расширить представление детей об источниках света и показать зн...

Проект «Свет вокруг нас»

Информационная карта проектаТип проекта: Познавательно-исследовательский.Участники проекта: дети, воспитатель, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель.Продолжительность проекта: 1 неделя....

Исследовательский проект старшая группа "Свет вокруг нас..."

Исследовательский проект старшая группа "Свет вокруг нас..."...

Экспериментальная деятельность с детьми средней группы «Свет вокруг нас»

Цель: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности; расширить представление детей об источниках света и показать зн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «СВЕТ ВОКРУГ НАС» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности «СВЕТ ВОКРУГ НАС» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: изучить строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зелено...

Проект «Свет вокруг нас» по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы

Проект про электричество «Свет вокруг нас» по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы...