Непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сарыглар Аида Эрес-ооловна

Тему: "Эколята - будущие защитники природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ekologiya_sae.docx46.32 КБ
Файл samoanaliz.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак»

с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республика Тыва

Технологическая карта

организационной образовательной деятельности

во старшей группе

по образовательной области «Познавательное развитие»

Непосредственной образовательной деятельности

по экологическому воспитанию

на тему: "Эколята - будущие защитники природы"

Подготовила воспитатель:

Сарыглар Аида Эрес - ооловна

с.Кызыл-Мажалык

2022г

ФИО воспитателя: Сарыглар Аида Эрес - ооловна

ОО: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая группа.

Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;

- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие

Форма совместной деятельности: занятие-путешествие.

Форма организации: подгрупповая.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная.

Учебно-методический комплект:  ООП дошкольного образования от рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – 3-е изд., испр. И допол.- М.: Мозаика- Синтез, 2015г-368с Соответствует ФГОС.

2. Монгуш Б-к. М, Сувакпит О.О, Чооду К.К-К Уруглар ясли-садтарынга тыва номчулга ному. Кызыл 2001ч

4.А.Х. Алдын-оол, Г.Т.Назытпай Уруглар ясли- садтарынга тыва чугаа сайзырадылгазынын программазы Кызыл 1991ч

Тема: "Эколята - будущие защитники природы"

Цель: ознакомление с основами экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:

- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;

- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка для демонстрации слайдов, презентация. Декорация: мост (дорожка здоровья), ручей (шифоновый шарф голубого цвета длиной 2 м), дерево (макет высотой 1,2 м), пенёк, гнездо их веток и сухой травы, две птицы (муляж), цветочная поляна (на зеленом ковре вырезанные из цветного картона головки цветов), мусор и пакет, картинка «солнышко» на мольберте, дидактическая игра «Найди пару», полоски желтого картона для каждого ребенка.
Методы и приемы: решения проблемной ситуации, игровой, наглядный с использованием ИКТ.

Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук и дикие животные из набора «Дикие звери и птицы», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М.М. Зощенко «Умная птичка», К.И. Чуковского «Муха Цокотуха», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека «Трудный день», совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Планируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные

компоненты деятельности

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Вводная часть

Организационный момент

- Ребята, посмотрите, сколько тут гостей, давайте поздороваемся и пожелаем нашим гостям здоровья. 

Посмотрите, кто нас встречает в волшебном лесу? 

-  Здравствуйте!  

- Старичок-Лесовичок

1 мин.

2.

Мотивационно -побудительный этап

 Слайд 2.

- Правильно - это Старичок-Лесовичок.

Давайте поздороваемся с ним:

Лесовичок говорит:

- Здравствуйте, ребята! Я Старичок-Лесовичок житель волшебного леса!

Я в своём лесу живу, охраняю здесь траву,

все деревья и кусты, берегу жучков, цветы,

каждой птичке и зверьку помогаю, чем могу!

Ребята, я хочу пригласить вас на путешествие в свой сказочный волшебный лес, где много разных чудес!

Слайд 3. (Музыкальное сопровождение «Звуки леса»)

- Дети, посмотрите вокруг себя! Что мы здесь видим? 

- Как вы думаете, куда мы с вами попали? 

 - А лес то непростой, а волшебный!

 Слайд 4.

Однажды я превратил желудей и ёлочку в маленьких Эколят. Эти веселые сказочные герои – Тихоня, Шалун, Умница и Ёлочка мои друзья и защитники леса. Они желают с вами познакомиться. Маленькие Эколята помогут вам подружиться с природой, понять и полюбить её.

 - Ребята, вы согласны познакомиться и подружиться с маленькими Эколятами?

Давайте, сначала посмотрим и послушаем, кто такие маленькие Эколята и чем они занимаются?

 Видеофильм (2мин23сек)

- Так чем же занимаются маленькие Эколята? (собирают мусор в лесу, тушат пожар,…)

Значит, они защитники леса!

- «Здравствуй, Лесовичок!» (хором)

- Деревья, мостик через ручей, полянку с цветами, солнышко светит, птицы поют.

- В лес.

 

- Да.

-Да.

4 мин

3.

Основная часть.

Организационно –поисковый этап.

Слайд 5. (Музыкальное сопровождение «Звуки леса»)

- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться на путешествие в сказочный лес и познакомиться с друзьями  Старичка-Лесовичка?.

- Тогда в путь!

- Какая дивная природа в сказочном лесу! Журчит ручей, бабочки летают вокруг цветов, птицы поют, тепло, солнышко светит.

Слайд 6.

- Ребята, посмотрите, кто нас встречает, вы узнали его? 

- Как вы догадались?

- Правильно, у него оранжевая шапочка и ботинки, зелёные перчатки и воротник из зелёных дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный мальчик-жёлудь, даже скорее стеснительный, но это, ни сколько не мешает ему поближе с вами познакомиться и узнать, как вы относитесь к природе?

-Давайте, ребята, вспомним и покажем Тихоне, что мы делаем доброго и хорошего для природы, как мы её любим?

Слайды 7-8.

- Молодцы, ребята! Вот, что вы делаете доброго и хорошего для природы!

 Слайд 9.

- Тихоня очень рад, а ещё он любит экологические стихи. Давайте, прочитаем стихи о добром отношении к природе на тувинском языке.

1. ребенок:  

Кижи дээрге бойдустун бир,

Хун дег чырык чаялгазы.

Хурээлелди шупту демниг

Хуннун-даа бол кадагалааал.

2. ребенок :

Келир уе салгалдары,

Кежик чолдуг чурттазын дээш

Улуглар-даа, бичиилер-даа

Угаап бодап камнаалынар.

3. ребенок: 

Сугда, черде хамык байлак

 Шуптувустуу утпаалынар,

Чеже – даа хой элбек болза,

 Шеглиг боорун бодаалынар.

4. ребенок: 

Ан – мен, унуш, балык – байлан

Ам – даа озуп бодаразын.

А бистер оларга

Авыралдыг болуулун

- Молодцы, девочки и мальчики! Тихоня очень рад, что вы любите природу!

- Ну что ж, раз вы такие добрые, вежливые и заботливые, отправляемся дальше на прогулку в сказочный лес.

Слайд 10.

- Ребята, посмотрите, а теперь, кто нас встречает в волшебном лесу? 

 - Правильно, вы, наверно её узнали по двум косичкам, и одета она в розовую шапочку, зелёную юбочку и желтые перчатки. Умница серьёзная и ответственная девочка-жёлудь, которая всегда найдёт правильное решение. Она очень любит лесных зверей и птиц, и помогает им. Давайте, отгадаем её загадки о животных.

1. Кыжын ижээннеп чыдыптар.

2. Орук баспас, оӣтан каас .

3. Даалык-даалык чоруктуг, талдар карты чемиштиг.

4. Торгу ышкаш хоюг дуктуг

Тонум чылыг донмас-даа мен.

Кулактарым сыргаларлыг,

Кудуругум сеглен, чараш.

5.Кок  буга  чер  чыттап  маннады.  

- Молодцы, ребята, Умница очень рада, что вы знаете лесных зверей. А теперь она хочет проверить, как вы помогаете лесным обитателям.

- Ребята, смотрите, мостик через ручей. Давайте возьмемся за руки и поможем друг другу перейти через мостик

- Все перебрались на другой берег? Никто не свалился в воду?
На пути у детей дерево с птичьим гнездом, рядом птенчик, выпавший из гнезда.
- Ребята, что я вижу, птенчик выпал из гнезда! Как вы думаете, что произойдет, если мы оставим его здесь?

- Бедный птенчик, как же ему помочь? 

 - Давайте поднимемся на пенек и посадим птенчика в гнездо. 
- Как вы думаете, кого сейчас птенчику не хватает? 
- Ребята, а кто у птенчика мама?
- Может быть, его мама далеко отсюда и не знает, в какую беду попал ее сынок. Надо бы помочь птенчику.

- Дети, а если надо кого-нибудь найти в лесу, как вы думаете, как это можно сделать? 

А как кричат в лесу?

-  Да.

- Это эколёнок-Тихоня).

 - У него оранжевая шапочка и ботинки, зелёные перчатки и воротник из зелёных дубовых листьев.

- Надо беречь природу и  делать добро.

- Птичек зимой подкармливаем: насыпаем корм в кормушку, наблюдаем за птицами;

- Ухаживаем за комнатными растениями: поливаем, рыхлим почву, протираем пыль с листьев;

- Чистим дорожки от снега лопатками, собираем мусор на участке.

- это Умница.

- адыг

- дилги

- кодан

- диин

- бору

Дети поддерживают друг друга за руки переходит через мостик.

- Да.

- Да, погибнет он от холода и голода.

 - Надо посадить в гнездо. 

(Желающий помогает)

- Мамы.

- Птичка.

-Кричать.

- «А-у!».

5 мин

- Давайте наберем через нос побольше воздуха, задержим дыхание и, для начала, выдохнем через рот. А теперь еще раз наберем воздух через нос, задержим дыхание и выдохнем со звуком: «А-у-у!».

Вот теперь давайте позовем маму-птичку громко и дружно, чтобы нас было слышно в лесу: «А-у-у!». Теперь, если мама-птичка услышит нас, то обязательно прилетит к своему сыночку.

- Молодцы, ребята, девочка-Умница очень рада и благодарит вас за помощь её другу-птенчику. А мы пойдем дальше.

Слайд 11.

- Ой, смотрите, ребята, кто нас встречает на полянке? 

 - Правильно, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листиком постоянно мелькает то тут, то там. Он к своей яркой шапочке подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Шалун очень озорной мальчик-жёлудь, любит весёлые игры и порядок в лесу.

- «А-у-у!».

- Это Шалун.

3 мин

4.

Объяснение нового материала.

- Ребята, Шалун приглашает нас на полянку с цветами.

Скажите, красивая полянка?

- Но что, же здесь не так? 

- Давайте поможем Шалуну навести порядок на полянке! 

- Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за помощь и приглашает отдохнуть.

 Слайд 12.(Звучит спокойная музыка «Звуки леса»)
Примечание: когда дети закроют глаза, в гнездо к птенчику нужно «подсадить» маму с червяком в клюве (червяка можно слепить из коричневого пластилина)
- Вы, наверно, устали, давайте сядем в кружок, вытянем ножки, закроем глазки и представим, что мы сидим на мягкой травке, солнышко нас согревает.

Вот его лучики греют нам щечки.

Оздоровительная физминутка «Солнышко».

В небе солнышко играет, (покачивание вытянутых рук над головой)

Нас лучами согревает.

Наши щёчки, наши щёчки (поглаживание пальцами щёчек)

Подрумянило слегка.

- Теперь солнышко греет наши ручки и ножки.

В небе солнышко играет, (покачивание вытянутых рук над головой)

Нас лучами согревает.

Мы похлопаем в ладоши,

Мы потопаем немножко.

- Ребята, что-то солнышко не очень меня греет, может быть, ему не хватает лучиков? Давайте подарим ему теплые лучи!
- Ну вот, теперь совсем другое дело. Посмотрите, и солнышко сияет, у него теперь тоже хорошее настроение, как у Шалуна.

 Слайд 13.

-Давайте здесь на полянке поиграем немного. Смотрите, кто это? 

- Правильно! Как вы догадались?

- Ёлочка – весёлая общительная подруга маленьких Эколят. Она часто заходит в гости к своим друзьям, чтобы поиграть и повеселить их. Вот и сегодня она пришла к нам в гости и предлагает игру «Найди друга».

-А у вас, ребята, много друзей? 

 -А правила игры такие: под музыку мы будем гулять с одной частью картинки со словами: «По полянке мы идем и друзей себе найдем». Но как только музыка закончится, нам нужно будет найти вторую половину картинки у кого-то из вас и встать в пару.

- Раз, два, три – начали.

- Посмотрите, кого вы нашли?  

Слайд 14.
- А теперь давайте встанем в круг, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, и с этой минуты постараемся быть добрыми и заботливыми друзьями природы. Скажем Старичку-лесовичку и его друзьям – Ёлочке, Тихоне, Умнице и Шалуну «Спасибо» и наш девиз: «Только вместе, только дружно. Помогать природе нужно!»
- Как хорошо, что мы такие дружные и веселые!

Дружат с небом облака, (дети идут по кругу и говорят хором)
А роса с травою,
Дружит бабочка с цветком,
Дружим мы с тобою.
Дружат взрослые и дети – 
Все должны дружить на свете.

- Старичок-Лесовичок очень рад, что вы все добрые и воспитанные дети! Давайте послушаем его.

Лесовичок говорит:

Ребята, как же вы меня порадовали – соблюдали все правила поведения в лесу! Я хочу подарить вам картинки с изображением растений леса. Предлагаю их раскрасить и вместе оформить книгу «Растения леса». Эта книга поможет вам ещё лучше узнать удивительный мир природы. До свидания! До новых встреч!

 - Поблагодарим нашего друга и скажем: «Спасибо и до свидания!»

- Нам теперь пора возвращаться тем же путем обратно.

- Смотрите, ребята, нашего друга- птенчика мама кормит червячком. Помашем им и скажем: «До свидания!

Слайд 15.

Звучит песенка М. Минкова и Ю. Энтина «Дорога добра»

1) Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра! - 2раза.

- Нет.

- Кругом мусор.

(Дети собирают мусор)


Дети выполняют физминутку.

 

- Дети встают и прикрепляют лучики.

- Ёлочка.

                                                              - У неё зелёное платье, жёлтая шапочка, перчатки и любимое украшение – брошка с шишечками.

 - Да

(Ответы детей)

- Спасибо

 

- Спасибо и до свидания!

-До свидания!

5 мин.

 

5.

Рефлексивно-оценочный этап.

- Вот мы и вернулись с путешествия

- Давайте вспомним, где мы с вами побывали? 

 -Кого мы там встретили?

- С кем он вас сегодня познакомил? 

 - А мы с ними подружились?

- Так, хорошо ли иметь друзей, быть добрыми и заботливыми?

- Кому мы с вами помогали на прогулке в сказочном лесу? 

- Понравилась вам прогулка в сказочный лес?

- С кем бы вы хотели поделиться, рассказать о своих новых друзьях?

 - Ребята, я всё же хочу проверить, всегда ли вы готовы делать добрые дела, быть настоящими защитниками леса? Если вы готовы, отвечайте трижды: «Да, да, да»
Будем старших уважать?

Будем маме помогать?
Позаботимся о кошке?
Птицам мы насыплем крошки?
Будем добрыми всегда?

- Молодцы, ребята! Я очень рада за вас!

- В сказочном лесу.

- Старичка-Лесовичка.

 -С маленькими Эколятами.

- Да.

- Птенчику, маме-птичке, солнышку и маленьким Эколятам – Тихоне, Умнице, Шалуну и Ёлочке) 
- Да

 (Ответы детей)

«Да, да, да».

Да, да, да!
Да, да, да!

Да, да, да!

Да, да, да!

2 мин



Предварительный просмотр:

Самоанализ по экологическому воспитанию

на тему: "Эколята - будущие защитники природы"

в старшей группе.


Цель: ознакомление с основами экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук и дикие животные из набора «Дикие звери и птицы», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М.М. Зощенко «Умная птичка», К.И. Чуковского «Муха Цокотуха», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека «Трудный день», совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Планируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.
                                                                                                                    Организационная деятельность, подготовка к занятию.

При составлении занятие учитывается программные содержание, возрастные особенности детей. Занятие в соответствии с задачами ООП дошкольного образования от рождения до школы под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, соответствует ФГОС. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме был преподнесен материал для ознакомления детям. .

На каждый момент занятия были подобраны наглядные картинки в слайдах, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену видов детской деятельности.

Перемещение по группе во время поиска выхода и рассматривание презентации с правилами поведения в лесу.

Оценивание поступков и правил, сбор мусора в лесу, так же способствовали смене видов деятельности детей на занятии, смене поз детей, с учетом Санпин. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемост детей.

Использование презентации, помогло в  игровой форме реализовать основную обучающую задачу. Моя роль сводилась к обучению детей давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован  вопросы .На протяжении всего занятия я добивалась полных грамотных ответов детей на поставленные вопросы. Не всегда дети отвечали полным ответом.

В связи с тем, что было много хоровых ответов, я планирую в дальнейшем особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь.

Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

Соблюдены все требования Санпина к проведению занятия: временные рамки занятия — 20 минут, в середине занятия проведена физминутка, смена видов деятельности. и статических поз на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (экологический эксперимент с воздухом) «Разноцветные шары для весёлой детворы» в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности- экологический эксперимент. Составлен для детей среднего возраста с учетом интеграции образовательных областей. В ходе эксперимента уточняются зна...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (экологическое воспитание) в старшей группе «Экскурсия на озеро Огороднее».

Проводились экскурсии в другие места в посёлке Исток, города Екатеринбурга, рассматривались иллюстрации, фотографии, чтение художественной литературы, рисовали рисунки, экспериментировали и т.д.....

Непосредственно -образовательная деятельность "Экологическая сказка"

Цель: формированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему...