Сценарий занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Помогаем Айболиту»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чиркова Галина Александровна

Цель: Развивать познавательную активность в процессе закрепления знаний об окружающем мире.

 

Программные задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с миром природы, расширять представление о его многообразии;
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»;
  • Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
  • Углублять и конкретизировать знания детей о животных;
  • Закрепить представление о последовательности трудового процесса по выращиванию растений.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, творческие способности детей, внимание и память;
  • Развивать наблюдательность,  любознательность и интерес к исследованиям;
  • Развивать самостоятельность, умение рассуждать;
  • Обогащать и активизировать словарь.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным и растениям, желание заботиться о них;
  • Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения, умение слушать, не перебивая;
  • Воспитывать желание помочь в трудной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomogaem_aybolitu.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования

МБДОУ детского сада №11 «Светлячок»

г. Сергач Нижегородской обл.

Чиркова Галина Александровна

Сценарий занятия по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

 «Помогаем Айболиту»

Цель: Развивать познавательную активность в процессе закрепления знаний об окружающем мире.

 

Программные задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с миром природы, расширять представление о его многообразии;
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»;
  • Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
  • Углублять и конкретизировать знания детей о животных;
  • Закрепить представление о последовательности трудового процесса по выращиванию растений.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, творческие способности детей, внимание и память;
  • Развивать наблюдательность,  любознательность и интерес к исследованиям;
  • Развивать самостоятельность, умение рассуждать;
  • Обогащать и активизировать словарь.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным и растениям, желание заботиться о них;
  • Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения, умение слушать, не перебивая;

Воспитывать желание помочь в трудной ситуации.

При подготовке занятия была проведена предварительная работа:

  • Беседы о мире природы;
  • Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по данной теме;
  • Чтение художественной литературы, стихов, рассказов;
  • Закрепление алгоритма работы с микроскопом;
  • Закрепление алгоритма посадки семян растений;
  • Интерактивные и дидактические игры;
  • Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».

 

Также была проведена словарная работа на активизацию словаря:

Микроскоп, экран, предметный столик, пинцет, предметное стекло, световой стол, живая и неживая природа, окружающий мир, Солнце, планета Земля, питаются, размножаются, двигаются, дышат, растут, сухопутная черепаха, волнистый попугай, кормить, поить, ухаживать, помогать, часть растений, земля, вода, семена, овес, съедобные, несъедобные, песок.

 

Подготовлено оборудование:

Интерактивная доска, чудо – тепличка, микроскоп, пинцет, предметные стекла, световой стол с песком, корм для черепахи, горшок с землей,  лейка с водой, семена овса, карточки дополненной реальности, планшет, авторская интерактивная игра «Вершки и корешки», презентация «Помогаем доктору Айболиту», сказочный герой доктор Айболит, макет градусника, аудиозапись для физкультминутки "Айболит", видеофрагменты со сказочным героем Айболитом.

Воспитанники старшей группы заходят в экологическую комнату.

Организационный момент.

Педагог: Если хмуримся с утра,

                 Нам поможет доброта.

                Ну-ка, дети, соберитесь

                И друг другу улыбнитесь. (улыбаются)

Педагог: Ребята, какое время года сейчас?

Дети: Зима.

Педагог: Правильно. Сейчас у нас в России зима. Зима – это одно из четырех времен года. Основной признак этого времени года — устойчивая низкая температура воздуха, на поверхность земли выпадает и ложится снег. Ребята, а как вы думаете, во всех ли уголках нашей планеты Земля сейчас зима?

Дети: Нет.

Педагог: Где же сейчас нет зимы, нет снега?

Дети: Зимы нет в жарких странах, в Африке.

Педагог: Все верно. В Африке не бывает зимы. Там всегда жарко, всегда светит солнце, не выпадает снег. (В это время на экране интерактивной доски выставлена картинка «Африка» и пролетает сказочный персонаж доктор Айболит)

Педагог: Ой, ребята. А это кто?

Дети: Доктор, доктор Айболит.

Педагог: Действительно, это доктор Айболит летит на большой птице.

(на экране звонок от Айболита)

Ребята, нам звонит сам доктор Айболит. Ответим ему?

Дети: Да. (отвечаем на видеозвонок нажав на зеленую кнопку на экране интерактивной доски)

Педагог: Здравствуй Доктор Айболит, что случилось, почему ты так горько плачешь?

Айболит: Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда! Мой градусник разбился (плачет). Как же я теперь буду лечить зверей?

Педагог: Подожди Айболит, не плачь. Мы постараемся тебе помочь. А почему ты позвонил именно в наш детский сад, нашим ребятам?

Айболит: Потому что ребята из детского сада «Светлячок» всегда помогают природе. Мне об этом лесные жители рассказали. Вот я и обращаюсь к вам за помощью.

Педагог: Ребята, вы хотите помочь Айболиту?

Дети: Да

Айболит: Ой, спасибо (радуется). Мой градусник разбился и разлетелся в разные стороны. Вам ребята, нужно собрать все его части. А я время не буду терять, пойду пока зверятам помогать.

Педагог: Айболит, ты не переживай. Ребята обязательно тебе помогут.

Видео с Айболитом закрываем. Нажимаем на красную трубку на экране и появляется слайд с заданиями.

Педагог: Ребята, чтобы собрать все части градусника, нужно выполнить несколько заданий. Вы готовы?

Дети: Готовы.

Педагог: Тогда предлагаю время не терять, и начнем задания выполнять. На нашей интерактивной доске представлено несколько заданий. Выполняя каждое задание, вы получите одну часть градусника. Когда все задания будут выполнены, вы сможете собрать градусник полностью. Ну что, начнем?

Дети: Да.

Задание №1 «Живая – неживая природа»

Педагог: Ребята, а что такое природа?

Дети: Природа – это окружающий нас мир, это то, что не создано руками человека. Это солнце, животные, растения, вода, человек и т.д.

Педагог: Правильно. Природа – это окружающий нас мир. А можно ли назвать природой игрушки, мебель, транспорт?

Дети: Нет. Это не природа. Все это создано руками человека.

Педагог: Игрушки, мебель, транспорт – не относятся к миру природы. Все это создано руками человека.

Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы. Что же относиться к миру живой природе?

Дети: Мир живой природы - это все что питается, растет, размножается, двигается, дышит.

Педагог: Правильно. К миру живой природы относятся объекты, которые питаются, растут, размножаются, дышат, двигаются.

Посмотрите перед вами лежат карточки с дополненной реальностью. Я предлагаю вам разделить их на два вида: в одну сторону отложить карточки, на которых изображены объекты живой природы, а в другую сторону отложить карточки, на которых изображены объекты неживой природы или объекты, которые вообще не относятся к миру природы.

Дети выполняют задание.

А теперь с помощью планшета мы с вами проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Рассматривают карточки через планшет и отмечают, что животные двигаются, кричат, питаются, дышат, размножаются).

Педагог: Молодцы. И вы получаете первую часть градусника.

Задание №2 «Посадим травку»

Педагог: В нашей экологической комнате живут волнистые попугайчики. А что любят кушать наши попугайчики?

Дети: Попугайчики кушают зернышки, овес и просо.

Педагог: Правильно, волнистые попугаи едят зернышки овса и просо, а еще их можно кормить зеленой травкой, которую вы можете вырастить сами. Посмотрите, на экране нашей интерактивной доски изображены несколько предметов. Что это за предметы?

Дети: Горшок с землей, леечка с водой и зерна овса.

Педагог: Все верно. На экране интерактивной доски мы видим горшок  с землей, семена овса и леечку с водой. Я предлагаю вам подойти к столу, где лежат эти предметы. (Дети подходят). А теперь расскажите, что нужно сделать, чтобы вырастить зеленую травку для наших попугайчиков.

Дети: Для того чтобы вырастить зеленую травку для попугайчиков нужно в горшок с землей положить зерна овса, сверху присыпать немного землей и полить водой. Для того чтобы семена быстрее проросли им нужен свет и тепло, поэтому мы поставим наш горшок в чудо-грядку и включим свет. Так наши семена прорастут быстрее. (Выполняют посадку).

Педагог: Все верно. Чтобы семена растений проросли, им необходимы свет, тепло и конечно вода.  Поэтому мы поставим горшочек с семенами в чудо, закроем ее, включим свет и будем поливать их.  А на улице сейчас можно посадить травку?

Дети: Нет

Педагог: А почему?

Дети: Потому что на улице очень холодно. А семенам нужно тепло.

Педагог: Молодцы. Сейчас на улице зима, холод, снег и семена не прорастут, а замерзнут, если их вынести на улицу. Получайте еще одну часть разбитого градусника.

Физкультминутка.

Педагог: Вы, наверное, устали,

                Айболиту помогали.

                Предлагаю отдохнуть,

                Сил набрать, и снова в путь. (Выполняют упражнения под ритмичную музыку)

Задание №3 «Вершки – корешки»

Педагог: Ребята, у всех растений есть «вершки» и «корешки». Я  предлагаю вам вспомнить, какую часть растений называют корешками?

Дети: Корешки – это часть растения, расположенная под землей.

Педагог: Все верно. Корешки – это часть растений, которая растет под землей. А какую часть растений называют вершками?

Дети: Вершки – это часть растения, которая растет над землей.

Педагог: и снова вы ответили верно. Корешки – это часть растений, которая растет под землей. Чтобы получить еще одну часть разбитого градусника, я предлагаю вам поиграть в интерактивную игру «Вершки и корешки».  Помните сказку, где мужик медведя обманул? Так вот съедобные «вершки» нужно положить в корзину к медведю, а съедобные «корешки» в корзину к мужику. (Дети по очереди называют растение и говорят, какая часть растения съедобная, вершки или корешки, и отправляют растения в корзину мужику или медведю).

Педагог: За правильно выполненное задание получайте еще одну часть градусника.

Задание №4 «Покорми черепаху»

Педагог: Посмотрите, следующее задание связано с еще одним жителем нашей экологической комнаты. Ребята, кто это?

Дети: Это сухопутная черепаха.

Педагог: Да, это сухопутная черепаха. Наша черепашка давно живет у нас в детском саду. А значит, ей здесь очень нравится. Как вы думаете почему?

Дети: Черепашке хорошо у нас в детском саду, потому что мы ухаживаем за ней, кормим, моей ей клетку, наливаем ей пить чистую свежую воду, купаем ее, а летом, когда на улице тепло, мы выносим ее погулять.

Педагог: Правильно. Мы с вами заботимся о черепашке, кормим ее, моем, выносим летом на прогулку. Ребята, а чем можно кормить черепаху?

Дети: Черепаху можно кормить листьями салата, свежими огурцами, фруктами, творогом, мясом. А еще наша черепаха любит кушать макароны и вареное яйцо.

Педагог: Молодцы ребята. Черепашка любит кушать свежие зеленые листья салата, овощи и фрукты, творог, мясо. Я предлагаю вам накормить нашу черепашку. Выберите из предложенных продуктов только то, что можно ей кушать. (Дети выбирают и кормят черепаху)

Педагог: Черепашку покормили и еще одну часть градусника получили.

Задание №5  «Волшебный песок»

Педагог: Ребята, скажите мне, пожалуйста, к какой природе относится песок: живой или неживой?

Дети: Песок это неживая природа.

Педагог: Правильно. Песок относится к неживой природе. Я предлагаю вам нарисовать на нашем световом столе с песком объекты живой и неживой природы. Что вы хотите нарисовать?

Дети: Солнце, воду, дерево, цветок. (Рисуют).

Педагог: Вы отлично справились. Нарисовали солнце, облака, травку, дерево, цветок. Все это природа.

 В нашем детском саду есть микроскоп, с которым вы уже знакомы. С помощью микроскопа мы можем рассмотреть частички песка. Я предлагаю вам рассказать и показать как мы пользуемся микроскопом?

Дети: С начала нужно включить микроскоп, чтобы загорелся свет. Потом положим на стекло несколько частиц песка и сверху накроем еще одним стеклом. Все это положим на предметный столик и закрепим. Потом будем смотреть в окуляр и, с помощью винтов, будем приближать или удалять предметный столик пока изображение  не станет хорошо видно. (Выполняют)

Педагог: Все верно вы выполнили. Для того чтобы рассмотреть объект под микроскопом, мы должны в первую очередь поместить этот объект на стеклышко, сверху прикрыть еще одним стеклом, поместить стеклышко с объектом на предметный столик, закрепить его с помощью зажимов, включить подсветку верхнюю и нижнюю, затем, с помощью винтов, приближать и удалять предметный столик с положенным на него объектом под стеклом, пока изображение не станет хорошо видно в окуляр.  

В нашем детском саду не простой микроскоп. Изображение частиц песка мы можем посмотреть на экране интерактивной доски. (Микроскоп подключают к интерактивной доске). Получайте последнюю часть градусника. Теперь мы можем собрать градусник,  и передать его Айболиту. (Приклеивают к основе части градусника).

Педагог: Вы ребята молодцы, настоящие бойцы.

               Айболиту помогали, градусник его собрали.

На экране интерактивной доски раздается звонок по скайпу.

Педагог: Ребята, у нас на связи доктор Айболит. Примем звонок?

Дети: Да.

На экране Айболит на фоне Африки.

Айболит: Ребята, ребята, ну как дела?

                 Вы градусник собрали? Лечить зверей пора!

Педагог: Наши ребята вам помогли,

                Выполнив задания, все части градусника нашли.

                А теперь, Айболит, ты не зевай.

                Лови градусник, и лечить зверей начинай. (Бросает градусник за интерактивную доску, Айболит на экране ловит его)

Айболит: Ой, спасибо, детвора.

                 Помогли вы мне. Ура!!!

                 Я вам желаю не скучать

                 И мои советы  соблюдать!

                 Вы себе их ребята возьмите

                И товарищей своих научите:

                Чтобы быть здоровыми всегда,

                Не забывайте эти правила никогда.

                Ну а мне пора с вами прощаться,

                И в сказку свою возвращаться.

                  (Айболит машет рукой, изображение на экране исчезает)

Дети машут рукой Айболиту и говорят до свидания. На экране появляется слайд с советами от доктора Айболита.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам советы от доктора Айболита не забывать. А чтобы поделится этими советами со своими друзьями, я вам их распечатала. (В руки детям дают буклеты).

Ребята, вам понравилось помогать Айболиту?

Дети: Да, нам понравилось помогать Айболиту. Теперь он вылечит всех зверей.

Педагог: Чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Вспомнили, что такое природа.

          Что природа есть живая и неживая.

           Посадили травку для попугайчиков.

           Покормили черепаху.

          Рассмотрели частички песка под микроскопом.

          Поиграли в игру «Вершки и корешки»

          Танцевали.

Педагог: А что больше всего вам сегодня понравилось?

Дети: Выполнять задания и собирать градусник. Помогать Айболиту.

Педагог: Вы большие молодцы. Справились со всеми заданиями  и помогли Айболиту. Теперь он вылечит всех больных зверей.  Возьмите буклеты с советами от доктора Айболита в группу и выполняйте эти правила всегда и друзей своих научите.

Настроенье у нас отличное,

А улыбка – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра.

Нам занятие заканчивать пора!

Предлагаю вам пройти в свою группу. (дети уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Гигиена кожи ребенка»

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Гигиена кожи ребенка»...

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Приходи к нам на посиделки».

Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, частушки). Расширить словарный запас детей....

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.

Материалы к кзанятию по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В цирке"...

Конспект занятия по Формированию элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста "Помоги Незнайке в счёте ."

Цель: Создать условия для закрепления порядкового и обратного счета до 10.Задачи:Образовательная:- Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10;- Закреплять умение детей ориентироваться в пространст...