Конспект НОД "Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Морозова Юлия Николаевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности,  посвященной празднику "Масленеца".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_maslenitsa.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Масленица»

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».

Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

— продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице.

— Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.

— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.

2. Развивающие задачи:

— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

— Развивать координацию речи с движением.

— Развивать внимание, любознательность.

3. Воспитательные задачи:

— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.

— Вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему Масленица.

4. Речевые задачи:

Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ». Учить детей использовать в речи пословицы.

Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица, изображение картин «Масленица» художника Б.Кустодиева. Аудиозапись с песней «Масленица».

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Очень рада встрече с вами. Дети, а вы знаете какие праздники, мы отмечаем в феврале?
Дети. 23 февраля, Праздник Масленицы
Воспитатель. Совершенно правильно. Сейчас идет праздник Масленицы, это самый веселый, народный праздник. Вот и сегодня мы с вами поговорим о Масленице.
Масленица-это долгожданное прощание с зимой, проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла и пробуждение природы. Испокон веков люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца на Масленицу пекут блины.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как люди проводят этот праздник?
Дети. Люди устраивают народные гуляния, организуют уличные игры, пляски, песни.
Воспитатель. Молодцы, правильно. А что считается главным угощением на праздник Масленицы?
Дети. Главное угощение праздника- это блины.
Воспитатель. Ребята, а хотите я вам расскажу одну древнюю легенду про Масленицу?
Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но какого же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.
Воспитатель. Ребята, а сколько длится Масленица, вы знаете? Скажите?
Дети. Масленица длится целую неделю.
Воспитатель. Правильно. Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник - встреча.
В этот день наряжали большую куклу, одевали ее в женский наряд и ставили на площади. Кукла означала долгую и хмурую зиму. Также в первый день масленицы люди ходили в гости к родным, делали горки, качели, столы со сладостями. Не забывали, испечь первый блин, который принято было отдавать нищим. Дети ходили по домам и выпрашивали блины, поздравляли хозяев с наступившей Масленицей.
Воспитатель. 

Вторник -заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, и поздравляли всех с Масленицей, выпрашивали блины. В этот день начинались игры и потехи, устраивали поездки на лошадях. Вот и сейчас мы тоже с вами поиграем в игру «Игра с солнцем»
Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.
Воспитатель. Ребята, а как называется третий день Масленицы?
Дети. Лакомка
Воспитатель. Правильно, молодцы. В этот день люди лакомились блинами. Блины пекли из разной муки и с разными начинками.
Воспитатель. 

Четверг- разгуляй. В этот день было больше всего развлечений.
Устраивались кулачные бои и борьбу. Ряженые веселили народ

Проводится подвижная игра "Бой петухов"

Игра на развитие ловкости и прыжковой выносливости.
Подготовка. Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу.
Описание игры. По сигналу тренера участники игры, прыгая на одной ноге и заложив руки за спину, сближаются и, толкая друг друга плечом, стараются вывести противника из равновесия таким образом, чтобы тот коснулся земли второй ногой. Такой игрок считается проигравшим и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока в какой-нибудь команде не останется ни одного игрока. В каждом последующем бое участники меняют толчковую ногу.
Правило. Нельзя во время боя убирать руки из-за спины и менять опорные ноги.
Воспитатель. Молодцы, ребята. А мы продолжаем нашу беседу дальше.
Пятница- тещины вечерки. В этот день зятья угощали своих тещ блинами.
Суббота – золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и близких и потчевали их угощением.
Воспитатель. Седьмой день Масленицы- Прощеное воскресенье.
В этот день были проводы Масленицы. Разводили костер и сжигали (чучело)-куклу с песнями. Еще в прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения. Так и заканчивалась Масленица.
Воспитатель. Вот и подошла к концу наша с вами беседа. Ребята что интересного вы запомнили? Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы, спасибо вам. Вы были активными собеседниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....