Гражданско- патриотическое воспитание детей раннего возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Пермякова Татьяна Сергеевна

Перспективный план работы по гражданоско - патриотическое воспитание детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhd._patriot_vospitanie.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско- патриотическое воспитание детей раннего возраста

Патриотическое воспитание идёт через ознакомление с ближайшим окружением, т.е. с теми предметами. Что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные. Во всех группах планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Детей знакомят с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. Планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи – фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с домашними, дикими животными через рассматривание картин, иллюстраций. Фольклор – это школа патриотического воспитания. Патриоты в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Дошкольный возраст важный этап формирования личности ребенка. У маленького ребенка дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, своей культуре.

Фольклор и народное творчество дополняют и обогащают гражданско- патриотические чувства дошкольника,  поэтому я обратилась к истокам русской народной культуре.

Весь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, чувства предков. Большое значение имеют потешки для воспитания у  детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В потешках,  в которых имеется звукоподражание голосам животным и конкретно описываются их повадки, дети улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Пальчиковые игры являются важной частью для развития мелкой моторики, они требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево»,  «вверх», «вниз». Эти упражнения важны для умственного и психического развития, направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества в которой в предельно сжатой, образной форме дают наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматические и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умению четко и лаконично выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро  и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к адекватной самооценке ощущению того, что нашел свое место в этот мире, к уверенности.

Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• развитие чувства ответственности;
• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основная цель работы с детьми раннего возраста - ознакомление их с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные.

Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр является взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста необходимо совершать прогулки, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения.

Педагогами планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с окружающим миром происходит через рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы.

Перспективный  план   работы   «Гражданско- патриотическое воспитание детей раннего возраста»

Месяц        

Тема

Цель

Формы работы

Используемая

литература

Сентябрь

«Я и моя семья»

Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в  результате взаимодействия с близкими людьми.  Общение со взрослым – важный источник знаний ребенка о себе.

Беседа, рассматривание,

фотографии

Сентябрь

«Детский сад»

«Наша группа»

через игры, экскурсии, прогулки, занятия учили ориентироваться в помещении детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам. Поддерживать порядок в группе.

Экскурсия, беседа

М.А. Васильева

стр.6

Сентябрь

«Культура страны»

Сказка «Репка»

Знакомить детей с русскими народными сказками; формировать интерес к книгам.

Чтение

В.В. Гербова

стр.39

Октябрь

Знакомство с детским садом»

Помочь детям лучше узнать д/с.

        Экскурсия

Октябрь

«Родная природа»

Воспитывать у детей любовь к природе родного края; прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира; относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно,  поощрять желание детей больше узнавать о родной природе.

Рассматривание иллюстрации

М.А. Васильева стр.24

Октябрь

«Желтые листья»

Знакомство с приемами рисования; воспитывать любовь к родному краю.

Рисование

Н.Е. Веракса

стр.79

Ноябрь

        

«Кто нас лечит?»

Воспитывать уважение к чужому труду (профессия мед. сестры)

Экскурсия в мед кабинет

Ноябрь

«Что такое хорошо?»

Формировать представление о том, что такое хорошо и плохо.

Дидактическая игра

Ноябрь

«Культура страны»

Сказка «Как коза избушку построила»

Знакомить детей с русскими народными сказками;

Чтение

Хрестоматия для малышей

Декабрь

«Мы разные»

Продолжить формировать Образ «Я»; учить ориентироваться в частях собственного тела.

Беседа

М.А. Васильева стр. 63

Декабрь

«Новогодняя ёлочка»

Продолжать закреплять приемы рисования; знакомство с празднованием Нового года в родной стране.

Рисование

Доронова  Т.Н.

стр.82

Декабрь

Январь

«Новогодний праздник»

«Как вести себя в д/с?»

Обратить внимание детей на красочное оформление группы и муз зала; исполнение песен, игры.

Помочь ребенку понять, как вести себя в д/с; познакомить с основами этикета.

Утренник

Беседа

Шалаева Г.П.

стр.

Январь

«Культура страны»

Сказка «Курочка Ряба»

 Прививать детям чувство любви и уважения к культурным  ценностям  и традициям русского народа;  воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Игра- драматизация

Винникова Г,И. стр18

Январь

«Семья»

Продолжать учить детей играть вместе, дружно; формировать положительное отношение к семье.

Сюжетно- ролевая игра

Февраль

«Родная природа» «Зимушка- зима»

Продолжать знакомить детей с зимой; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе родного края;

Рассматривание иллюстраций

Колдина Д.Н. стр.50

Февраль

«Культура страны»

Сказка «Колобок»

Привить детям чувство и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа (фольклору).

Чтение

Гербова В.В. стр.75

Февраль

«Родная страна»

«Поздравляем наших пап»

Познакомить детей с празднованием Дня защитника; воспитывать уважение к родителям.

Ознакомление с окружающим миром

Карпухина Н.А. стр

Март

«Вежливые слова»

Приучать детей к вежливости; здороваться с педагогами и детьми, прощаться, благодарить за помощь.

Беседа

Шалаева Г.П.

Март

«Любимой мамочке испеку прянички»

продолжать закреплять приемы лепки с детьми; вызвать чувство энтузиазма при подготовке подарка маме.

Лепка

Винникова Г.И. стр.103

Март

«Мамин праздник»

Исполнение песен, игры.

Утренник

Апрель

«Детский сад»

формировать навыки правильно ориентироваться около д/с и на участке группы.

Экскурсия вокруг детского сада; подвижные игры на участке

М.А. Васильева стр.33

Апрель

Апрель

«Родная природа»

«Весна»

«Кто со мной поздоровался?»

Помочь детям замечать сезонные изменения в природе; воспитывать у детей любовь к природе родного края;

Продолжать учить детей правильно здороваться; прощаться; развивать слуховое восприятие.

Рассматривание иллюстраций

Дидактическая игра

Май

«Как вести себя в гостях»

Научить детей правильно вести себя в гостях; развивать знания о правилах этикета;

Беседа

Шалаева Г.П.

Май

«Культура страны»

Сказка «Козлятки и волк»

Формировать любовь к чтению; книгам; знакомить с русским народным творчеством.

Чтение

Гербова В.В.

стр.93

Май

«Родная природа»

«лето»

Познакомить детей с летом; воспитывать у детей любовь к природе родного края;

Рассматривание иллюстраций

        Список использованной литературы:

  1. Веракса Н.Е. Программа от рождения до школы.
  2. Васильева М.А. «Перспективное планирование».
  3. Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет».
  4. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи».
  5. Доронова Т.Н. «Обучению детей 2-4 лет рисование, лепке в игре».
  6. Карпухина Н.А. «Знакомство с окружающим миром»
  7. Колдина Д.Н. «Игровые занятия 2-3 лет».
  8. Шалаева Г.П. «Правила  поведения для воспитанных детей».
  9. Хрестоматия для малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

материал для подготовки педагогического совета по патриотическому воспитанию...

Гражданско- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данное сообщение к педагогическому совету на мой взгляд на одну из наиболее актуальных тем нашего времени, поскольку патриотизм в детях нужно развивать с самого раннего возраста и работать в данном на...

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Обзор программ, методических разработок, литературы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего возраста. Тема: Золотая осень. ( Целевая прогулка).

Цели: формировать у детей интерес и любовь к родной природе. Познакомить с поэтическими представлениями русского народа об осени....

Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"

В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...

Проектная деятельность в гражданско- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

 Патриотизм- многогранное по своему содержанию, сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Проблема патриоти...