Проект "Природа вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Галина Александровна Носкова

Введение

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:

  • непрерывно  образовательная деятельность;
  • экспериментальная деятельность;
  • прогулки и экскурсии;
  • экологические акции;
  • праздники, развлечения, досуг;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_priroda_vokrug_nas.doc412 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Змеиногорский  детский сад «Радуга»

Змеиногорского района  Алтайского края

Экологический проект

             «Природа вокруг нас»

        

Подготовила:

Носкова Галина Александровна, воспитатель I квалификационной категории

г. Змеиногорск, 2019г.

Содержание

Введение

1. Актуальность…………………………………………………………………   3

1.1 Цели и задачи проекта………………………………………………………..5

1.2 Ожидаемые результаты………………………………………………………6

1.3 Этапы реализации проекта…………………………………………………...7

2. Содержание деятельности участников образовательной деятельности……9

2.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей  группе……………………………………………………………………………...9

2.2  Самостоятельная деятельность детей……………………………………...36

3. Ресурсное обеспечение проекта……………………………………………...36

4. Критерии оценивания проекта……………………………………………….36

5. Заключение…………………………………………………………………….36

Литература……………………………………………………………………….38

Приложение………………………………………………………………………39

Введение

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:

  • непрерывно  образовательная деятельность;
  • экспериментальная деятельность;
  • прогулки и экскурсии;
  • экологические акции;
  • праздники, развлечения, досуг;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • игры.

1. Актуальность

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к области «Познавательное развитие». Таким образом, детское экспериментирование является одним из способов достижения данного целевого ориентира. Эксперименты – это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.

Одна из главных задач  поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.

Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной,  предприняла попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.

1.1 Цель и задачи проекта

Цель: создать условия для формирования у детей старшего возраста осмысленного  и бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  • Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;
  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  • Подвести детей к осознанию  того, что: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
  • Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
  • Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
  • Формировать навыки поведения в природе;
  • Создать условия для непрерывного  экологического образования в системе «ДОУ - семья»;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

1.2 Ожидаемы результаты

Дети:

1.повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;

2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;

3.воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.

Родители:

1. повышение экологической культуры;

2.создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.

1.3 Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана с сентября 2018 г. по май 2019 г.

1этап-подготовительный (сентябрь )

2 этап – практический ( сентября  – апрель )

3 этап – обобщающий (май )

4 этап – презентация проекта

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки выполнения

Подготовительно-проектировочный этап

Повышение профессиональной компетентности

Изучение материала

Сентябрь 2018г.

Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом

Подбор материала по направлению работы

Подбор диагностических карт

Обогащение ППРС   в старшей группе «Пчелки»

Создание новых пособий:

-подбор книг;

-оборудование уголка экспериментирования;

- пополнение уголка природы;

- изготовление дидактических игр;

- изготовление фотоальбомов.

Сентябрь 2018 – апрель 2019

Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования.

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по экологическому  воспитанию дома

Сентябрь 2018

Оформление наглядности по организации экологического воспитания.

Сентябрь 2018 – апрель 2019

Практический этап

Выявить уровень экологической воспитанности детей группы

Проведение мониторинга (наблюдение) по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы «Пчелки»

Сентябрь 2018г

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана

Сентябрь 2018г

Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом

Сентябрь 2018 – апрель 2019

Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор  игр.

Внедрение  в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности

Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной

Привлечь социум( библиотеку, школу) в работу по реализации проекта

Участие в акции «Поможем птицам» - изготовление кормушек для птиц и установка их на территории детского сада»

Декабрь 2018г

Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, буклетов с экологическим содержанием.

Сентябрь 2018 – апрель 2019

Привлекать родителей к посадке  овощей и цветов на подоконнике

Февраль – март 2019

Обобщающе-результативный этап

Оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей старшей группы «Пчелки»

Мониторинг (наблюдения) качества экологического образования в группе

Май 2019г

Оценка эффективности работы с родителями детей старшей группы «Пчелка»

Анкетирование

Май 2019г

Проведение итогового мероприятия: акция «Фотоальбом»

Май 2019г

Презентация проекта

Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми старшей группы «Пчелки»

Подвести итоги работы на педагогическом совете

Оформление проекта

Подготовка презентации на тему «Проект «Природа вокруг нас»

Май 2019

2. Содержание деятельности участников образовательной деятельности

2.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей  группе «Пчёлки»

Сентябрь

Тема: «В гостях у осени»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Работа с родителями

Беседа на тему: «Осень красавица в гости пришла»

Формировать представление об осени, включающее знания об явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды.

Рекомендации родителям: привлекать детей к посильному труду в огороде, на даче, воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к природе.

Папка-передвижка на тему «Роль семьи в воспитании у детей культуры поведения в природе»

    Утренник с музыкальным руководителем «Осень, осень  в гости просим»

НОД Ознакомление с природой в детском саду 

«Во саду ли, в огороде»

Расширять представление детей о многообразии мира растений: об овощах, фруктах и ягодах. Учить правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать представления о пользе овощей и фруктов, об разнообразии блюд из них.  О способах ухода за плодово-огородными растениями. Формировать у детей желание делиться впечатлениями.

Дидактические игры:

«Вершки-корешки»,

«Когда это бывает?»

Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, упражнять в составлении целого растения из его частей.

Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать у детей внимание, логическое  мышления.

Хороводные игры

«Огородная – хороводная»,

 «Осенний хоровод»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, учить договариваться.

Настольно-печатные игры «Во саду иль в огороде», «Дары леса», «Волшебные дары осени»

НОД  Лепка
«Вылепи овощи
и фрукты для игры в магазин»

Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей (моркови, свеклы, репы, огурца, помидора и др.).
Учить сопоставлять форму овощей (фруктов) с геометрическими формами (помидор – круг, огурец – овал), находить сходство и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания, прищипывания, оттягивания.

Театрализация

«Вот веселый огород, что здесь только не растет»

Создать у детей радостное, праздничное  настроение.

Расширить знания детей об овощных культурах.

Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, работающих на земле.

Воспитывать коллективизм.        

Развивать любознательность и познавательный интерес у детей дошкольного возраста.

НОД Рисование по представлению

«Деревья в нашем городском парке»

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

Пальчиковые игры

«Осенние листья», «Овощи»,

«Капуста»

Развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук.

Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Пробудить у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

Сопоставлять раннюю и позднюю осень по стихам русских поэтов.

Развивать образную речь детей - обогащать лексику яркими, красочными признаками (эпитетами, синонимами)

Воспитывать наблюдательность и воображение у детей.

Поисково-экспериментальная деятельность

«Почему осенью листья желтеют?»

Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Закрепить знания у детей  о знакомых деревьях, значении листьев для дерева, форме их листьев. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его формы и величины.

Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Праздник «Осень, осень в гости просим»

Способствовать радостному настроению детей.

Развитие коммуникативных способностей.

Развитие певческих и ритмических способностей у детей, интереса к театральной деятельности

Воспитывать любовь к природе и музыке.

Октябрь

Тема: «Лес – наше богатство»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Работа с родителями

Цикл бесед на тему «Как устроен лес?» из книги Т.А. Шорыгиной

Задачи:

Дать детям представление о лесных этажах, о том, как устроен лес.

Расширять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях леса.

Рассказать о лесной чаще и поляне.

Развивать любознательность и познавательную активность.

Воспитывать любовь к красоте русского леса.

Рекомендации родителям: экскурсии, походы в лес родителей с детьми.

Смотр-конкурс для родителей «Дары осени» - изготовление поделок из природного и бросового материала.

Чтение художественной литературы:

Рассказ «Лесные жилища» М. Пришвина  

Рассказ «Подружись с крапивой» А. Плешакова

Способствовать формированию интереса к природе, понимания поведения и повадок лесных животных.

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Экскурсия в осенний лес (парк).

Тема «Как растения готовятся к зиме»

Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью;

Познакомить с трудом взрослых в городском парке по уходу за растениями осенью.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Развивать познавательную активность детей.

НОД  Лепка предметная

«Осенний натюрморт»

Лепка фруктов из соленого теста, знакомство с натюрмортом, создание объемных композиций.

Хороводная игра «Ой, в лесу, лесочке…»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

НОД Аппликация
«Блюдо с фруктами и ягодами»

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Ознакомление с природой в детском саду

«Прогулка по лесу»

Расширить представление детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить называть отличительные особенности деревьев, кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека, животных, о правильном поведении в лесу.

Дидактические игры

«Напоминающие знаки» (правила поведения в лесу)

«Умеете ли вы беречь лес?»

«С какого дерева листок?»

«Угадай, что где растет»

Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе.

Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листвы.

Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения; развивать внимание, память.

Сбор природного материала во время прогулок

Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья и т.д.) для изготовления поделок.

Пальчиковые игры

«По грибы»

«Наш лесок»

«Лукошко»

Развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук у детей.

Беседа на тему

«Кто главный в лесу?»

Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные лесные животные.

Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает животных от беды.

Развивать навыки разумного поведения в лесу.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа на тему

«Какую пользу приносит лес?»

Объяснить детям, почему лес называют «зелеными легкими» Земли; рассказать, как леса способствуют сохранению воды, чем полезны леса для почвы, что дают леса животным, какую пользу приносят леса людям.

Помочь понять значение поговорок: «Изба елова — сердце здорово», «Липа человека обувает и кормит». Развивать интерес к познанию природы; повышать экологическую грамотность детей.

Воспитывать бережное отношение к лесу и его лесным обитателям.

Беседа на тему «Лекарственные растения родного края»

Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

Развивать познавательную активность, речь (словарный запас).

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, любовь к природе  родного края.

Театрализация В. Бианки «Сова»

Продолжать учить детей элементам драматизации;                                Способствовать развитию речи детей, мышления, памяти, выразительного и творческого пересказа;

 Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой, показать, что всё в природе взаимосвязано.

Экспериментальная деятельность на тему «Дерево: его качества и свойства»

Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкое или шершавое; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде)

Тема: «Птицы осенью»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Работа с родителями

Беседа на тему «Лес без птиц и птицы без леса не живут»

Расширять представления детей о лесе и его обитателях - птицах; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса.

Развивать у детей познавательный интерес, память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования.

Рекомендовать родителям наблюдать за птицами: как они улетают в теплые края, беседовать о птицах.

Рассматривание иллюстраций и картин о перелетных и зимующих птицах, беседа

Закрепить имеющиеся знания о перелетных и зимующих птицах.

Воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать.

Развивать эстетический вкус, умение вести беседу по картине.

Конструктивная игра «Птицы» (из геометрических фигур)

Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Чтение художественной литературы:

Андерсен Г.Х. «Гадкий утенок»

Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Соколов-Микитов И. «Улетают журавли»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

НОД по художественному труду «Птицы на кормушке»

Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»);

Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперед части поделки;

Воспитывать аккуратность в складывании и наклеивании деталей;

Координировать речь с движением, развивать мелкую моторику;

Развивать творческое воображение.

Изготовление кормушек дома.

Подвижная игра «Перелет птиц»

Учить использовать в самостоятельной деятельности подвижные игры.

Экспериментальная деятельность на тему

«Почему птицы могут летать?»

Закрепить знания детей о птицах.

Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.

Дидактическая игра

«Отгадай, какая птица»

Речевая задача «Кто обедал в птичьей столовой?»

Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням

Развивать способность сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность.

Закрепить знания детей о том, чем питаются различные птицы в зимнее время

Способствовать развитию самостоятельности мышления и гибкости ума.

Поддержать у детей интерес к природе, развивать наблюдательность.

Пальчиковые игры

«Перелетные птицы»

«Поздняя осень»

Развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук

Ноябрь

Тема: «Комнатные растения»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Работа с родителями

Занятие

«Комнатные растения в нашем уголке природы»

Обобщить представления детей о комнатных растениях в уголке природы групповой комнаты;

Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

Обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);

Развивать трудовые умения, навыки, соответствующие содержанию знаний;

Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.

Домашнее задание: фотоконкурс «Как я ухаживаю за комнатными растениями дома»

Беседа с элементами экспериментирования на тему

«Как правильно ухаживать за комнатными растениями: влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.

Дать понятие детям о способе потери воды растениями.

Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями правильно

Дидактические игры

«Узнай и назови комнатное растение»

«Что и где растет»

Учить узнавать комнатные растения в натуре и на картинке и называть их.

Помочь установить зависимость роста растений от температуры, влаги, света.

Хороводная игра «Мы на луг ходили, хоровод водили»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться.

Конструктивная игра «Красивые цветы» (из геометрически фигур)

Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Чтение художественной литературы:

Б.Вовк «Чьи цветы лучше?»

Голышевская Н.М. «Зеленый Ёжик»

Расширить представления дошкольников о комнатных растениях.

Развивать любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать любовь к природе.

Пальчиковые игры

«Хризантемы»

«Бегония»

«Фикус»

Развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук.

Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Экспериментальная деятельность

«Вода и растение»

«Как растения пьют воду»

«Расти, мой цветок»

Выявить, необходима ли вода для роста растений

Доказать, что корешок пьет воду, и что стебель проводит ее; объяснять опыт, пользуясь полученными знаниями

Выявить благоприятные условия для роста и развития комнатных растений - определить роль света, воды и тепла в жизни растения.

Декабрь

Тема: «Животный мир. Животные зимой»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Работа с родителями

Цикл бесед на тему «Знакомые незнакомцы»

Продолжать знакомить детей с различными видами животных.

Развивать познавательный интерес к природе, наблюдательность, мышление, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения.

Воспитывать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное.

Дидактические игры

«Чей хвост, чья голова»

«Двуногие - четвероногие»

«Пятнистые - полосатые»

«Кто где живет и чем питается»

Расширять и уточнять знания детей о диких животных.

Развивать мышление, память, внимание, познавательную активность.

Воспитывать доброжелательность, умение играть сообща.

Рассматривание и беседа по картинам

 «Кто и как готовится к зиме» (дикие животные)

«Домашние животные и их детеныши»

Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.

Расширять и систематизировать знания о домашних птицах, домашних животных.

Папка-передвижка на тему «Здравствуй, гостья зима!»

Беседа на тему «Животные и птицы зимой»

Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Продолжать знакомить детей с животными: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, лось; познакомить с некоторыми особенностями приспособления животных к зиме.

Формировать элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии организмов со средой обитания.

Развивать познавательную активность: способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, стремление помогать в трудных условиях (помощь людей животным и птицам зимой).

Проведение акции «Поможем птицам» - установление кормушек, изготовленных дома родителями, на территории детского сада.

Беседа на тему «Сравнение белого и бурого медведей»

Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним.

Развивать умение детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения – устанавливать сначала различия, затем сходство.

Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним.

Экспериментальная деятельность

«Как маскируются животные?»

Выяснить, как маскируются животные;

Подвести детей к выводу: маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской, при этом зверек должен быть не подвижен

Чтение и рассматривание энциклопедии «Животный мир»

Формировать первичные представления о природном многообразии животного мира планеты Земля; понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано.

Развивать любознательность, внимание.

Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Комплексное занятие «Лес – это дом для многих жильцов»

Продолжать учить создавать сюжетные изображения по представлению (зимний лес с его обитателями).

Развивать эстетическое восприятие, обращая внимание детей на красоту окружающей природы; воображение.

Продолжать развивать коллективное творчество.

Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться

в общую картину.

Папка-передвижка на тему «Природа в познавательном и эстетическом развитии детей»

Тема: «Воздух»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Работа с родителями

Беседа с элементами экспериментирования на тему «Воздух нужен для всего живого на Земле»

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух для всего живого на земле.

Расширить знания о роли воздуха в жизни человека; подвести к пониманию, что чистый воздух необходим для здоровья человека.

Формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.

Развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.

Воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Анкетирование родителей на тему «Воздух в нашей квартире»

НОД по экспериментальной деятельности на тему «Про невидимку»

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

Беседа с элементами экспериментирования на тему «Здравствуй, ветер!»

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; его ролью в жизни людей.

Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Развивать познавательную активность, наблюдательность.

Воспитывать внимательность.

Экспериментальная деятельность

Опыты «Парашютист», «Самолётики»

Опыт со свечей «Как можно обнаружить ветер в комнате»

Опыт «Воздух есть везде»

Опыт «Мыльные пузыри»

Игры с воздухом «У кого дольше не упадет перышко», «У кого крупнее мыльные пузыри», «У кого дальше уплывет кораблик»

Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.

Развивать любознательность, познавательную активность.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в процессе совместной деятельности.

Показать детям, что с воздухом можно по-разному играть, если научиться сильно дуть.

Совместная образовательная деятельность на тему «Состояние воздуха в нашем микрорайоне»

Показать детям, что котельная теплостанции является источником загрязнения воздуха.

Рассказать о том, что с воздушными массами переносятся загрязняющие вещества по всему городу.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице»

Совместная деятельность с детьми по изготовлению вертушки

Вызвать у детей интерес к изготовлению вертушки – прибора для определения ветра. Закреплять умение выполнять работу по заданному алгоритму или схеме.

Воспитывать аккуратность, умение добиваться намеченной цели.

Развивать мышление, воображение, память.

Январь

«Вода»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Работа с родителями

Беседа на тему «Волшебница вода»

Познакомить детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с такими явлениями природы, как дождь, роса, снег, иней, гололед, туман и т.д.

Развивать наблюдательность, любознательность, умение делать простейшие выводы.

Подвести к пониманию необходимости бережного отношения к воде.

Чтение экологической сказки «Жила-была река» Н. Рыжовой

Формировать понятия о том,  что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Экспериментальная деятельность

Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Вода – жидкая, может течь», «Вода бывает теплой, холодной», «Три состояния воды»

Наблюдение «Отчего тает снег?»

Наблюдение «Можно ли пить талую воду?»

Опыт «Вода – растворитель. Очищение воды»

Наблюдение «Есть ли в воде воздух?»

Познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Развивать любознательность, мышление детей.

Воспитывать самостоятельность, организованность

Показать детям, что снег тает при воздействии любого источника тепла (солнце, батареи, теплое дыхание и др.)

Показать детям, что даже самый белый чистый снег грязнее водопроводной воды, она не пригодна для питья, однако ею хорошо поливать растения, ее можно давать животным.

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

 Уточнить представления детей о том, что в воде тоже есть воздух, особенно много его в чистой, свежей воде.

«Зимние узоры на окне» - домашнее задание детям и родителям для самостоятельного наблюдения и объяснения: дома, в транспорте или в других местах найти замерзшее окно, рассмотреть узоры, объяснить, как они получились

НОД  на тему «Кому нужна вода?»

Уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт: она нужна всем существам – растениям, животным, человеку.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха.

Развивать познавательный интерес к природным явлениям.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа на тему «Кто живет в воде?»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Воспитывать познавательный интерес к природе.

Развивать экологическое мышление, грамотность.

Подвижные игры

«Мы – водные животные»

«Рыбаки и рыбка»

Закрепить знания детей о водных животных, учить изображать животных, имитировать их движения

Упражнять в прыжках. Развивать ловкость, быстроту реакции

Беседа «Что растет в воде?»

Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

Воспитывать познавательный интерес к природе.

Развивать экологическое мышление, грамотность

Дидактическая игра

«Кому нужна вода?»

Речевая задача «Где снежинки?»

Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.

Развивать логическое мышление, память и внимание.

Воспитывать усидчивость, стремление к самостоятельности

Способствовать развитию самостоятельности мышления и гибкости ума.

Поддержать у детей интерес к природе, развивать наблюдательность.

Совместная образовательная деятельность по экспериментированию на тему «Путешествие капельки»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега.

Расширить представления детей о значении воды в жизни человека.

Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Игра-экспериментирование «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой?»

Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение работать по алгоритму; воспитывать аккуратность, умение играть в игры соревновательного характера.

Экскурсия в живой уголок детского сада – наблюдение за аквариумными рыбами

Определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растения).

Уточнить условия жизни обитателей аквариума, который является домом для рыб.

Уточнить, что является кормом для рыб, как часто и в каким количестве его надо давать.

Развивать внимательность, любознательность.

Папка-передвижка на тему «Прекрасный мир аквариума» с использованием фотоматериала из экскурсии.

Совместная образовательная деятельность на тему «Тайны подводного мира»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды обитания.

Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами: повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы – составление картинок к небольшим стихотворениям.

Развивать творческие способности детей, воображение.

Воспитывать любовь к природе.

Февраль

«Планета Земля»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Работа с родителями

Совместная образовательная деятельность:

Чтение и рассматривание энциклопедии «Планета Земля», рассматривание глобуса

Расширять кругозор детей.

Развивать познавательный интерес к планете Земля, ее природе.

Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь, формировать желание любить и беречь Землю.

Расширять представления детей об охране природы.

Рекомендации родителям: чтение познавательной литературы, рассматривание атласов, энциклопедий о планете Земля

Экспериментальная деятельность

«Сила тяготения»

«Испытание магнита. Компас»

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями.

Опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Показать способ изготовления самодельного компаса

Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность.

Игра с глобусом «Покажи материки и океаны»

Дидактические игры

«Карта – портрет Земли»

«Путешествие»

«Кто летает, бегает, прыгает»

Формировать умение находить на глобусе необходимые географические объекты (океаны и материки). Учить детей составлять рассказы по схеме о материках, развивать навыки общения. Обогатить знания детей об обитателях океана. Закрепить представления о месте жительства ребенка, как гражданина страны.

Учить понимать некоторые знаково-символические обозначения на карте.

Закрепить названия некоторых объектов природы.

Развивать сообразительность.

Уточнить знание детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать их по этому признаку; развивать внимание, память.

Беседа с элементами экспериментирования на тему «Отчего происходит смена дня и ночи?»

Формировать представление детей о строении Солнечной системы.

Совершенствовать представления детей о частях суток.

Развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать.

НОД  на тему «Неживая природа. Каменная одежда земли»

Продолжать знакомство с неживой природой.

Побуждать детей экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности.

Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Развивать у детей представление о самооценности природы.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней.

Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

Экскурсия в музей

Тема: «Полезные ископаемые

Формировать у детей представления о подземных богатствах родного края.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать умение соблюдать нормы и правила поведения в музее.

Помощь родителей в организации экскурсии в музей

Чтение познавательной литературы

А.И. Никитов «Полезные ископаемые», «Охрана недр Земли»

Расширить представления дошкольников о полезных ископаемых.

Развивать любознательность, познавательный интерес.

Воспитывать любовь к природе.

Беседа на тему «Есть ли жизнь под землей (в почве)?»

Дать детям представление о компоненте неживой природы – почве.

Показать, что в почве есть вода, воздух, еда для ее обитателей.

Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе – не вытаптывать землю.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Совместная образовательная деятельность на тему «Планета Земля в опасности!»

Дать простейшие представления о глобальном загрязнении экологии.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру, экологическое мышление, внимание.

Побуждать детей отразить свое отношение к этой проблеме в рисунке.

Воспитывать любовь к природе

Конструктивные игры с использованием игрового набора LEGO DUPLO «В африканской саванне», «Экологи изучают Антарктиду»

Учить создавать конструкции, объединенные общей темой.

Поощрять желание использовать свои экологические знания в игре.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться.

Март

«Пробуждение природы весной»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Работа с родителями

Совместная образовательная деятельность на тему «Пройдет зима холодная»

Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время.

Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут,  потому что не хватает необходимых условий.

Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям.

Воспитывать любовь к природе.

Папка-передвижка на тему «Зеленый мир на окне»

Рассматривание иллюстраций, картин о ранней весне, наблюдения в природе

Расширять представления о весенних изменениях в природе.

Знакомить детей с народными приметами о весне.

Воспитывать любовь к природе, желание любоваться ее красотой, необычайностью.

Наблюдение в уголке природы за комнатными растениями

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения (в частности, фиалки) начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.)

Закрепить представление о роли тепла и солнечного света на рост и развитие растений.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Чтение рассказов И. С. Соколов-Микитова из книги «Весна в лесу»

Развивать интерес к познавательной литературе.

Уточнить представления детей о жизни животных весной, закрепить представления о сезонных изменениях в природе.

Совместная образовательная деятельность:

Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Учить внимательно, рассматривать картину, рассказывать о её содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник.

Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы, правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать в речи эпитеты, сравнения, описание.

Воспитывать умение слушать сверстников, точно высказывать свои мысли. Развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину».

Обогатить словарь детей: гнездование, грачовник.

Совместная образовательная деятельность:

Заучивание стихотворения С. Д. Дрожжина «Пройдет зима холодная»

Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»

Пополнять литературный багаж детей стихотворениями.

Развивать умение находить в стихотворениях красивые сравнения, эпитеты, побуждать их использовать в собственной речи при описании весенней природы.

Воспитывать любовь к природе.

Экспериментальная деятельность

«Холодное и теплое помещение для растений»

««Зеленая служба» Айболита»

Опыт «Растения тянутся к свету»

Опыт «Много – мало»

Опытным путем выявить благоприятные условия для роста и развития растений.

Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить.

Уточнить представления о том, что есть тенелюбивые и светолюбивые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Развивать наблюдательность, прививать детям интерес к труду в природе.

Воспитывать стремление помочь больному растению.

Выявить влияние света на развитие растений.

Показать детям зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

Совместная образовательная деятельность на тему «Цвета в природе»

На примере комнатных растений выделить, какие цвета есть в природе.

Развивать умение созерцать объекты природы (всматриваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

Побуждать детей смешивать краски для получения новых цветов или оттенков, выделять красивые сочетания цветов и оттенков.

Дидактические игры

«Что сначала, что потом»

Речевые задачи

«Волшебные льдинки»

«Когда это бывает?»

«Что здесь случилось?»

«Что случилось на прогулке?»

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.

Способствовать развитию самостоятельности мышления и гибкости ума.

Поддержать у детей интерес к природе, развивать наблюдательность.

Цикл наблюдений в уголке природы за ветками березы с зарисовкой этапов пробуждения почек

Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода, свет), которые должны повлиять на их строение.

Зарисовывать этапы пробуждения почек, появления корешков.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между созданными условиями и развитием растения, делать простейшие выводы.

Труд в уголке природы – посадка лука.

Цикл наблюдений за луком с зарисовкой этапов роста и развития.

Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырасти зеленый лук, если ей создать благоприятные условия.

Обобщить результаты опытного проращивания лука.

Развивать наблюдательность.

Воспитывать трудолюбие.

Апрель

«Насекомые»

Форма организации образовательной деятельности. Тема

Задачи

Работа с родителями

Совместная образовательная деятельность на тему «Волшебная страна Насекомия»

Развивать представление детей о многообразии насекомых, их классификации, приспособляемости к условиям жизни.

Учить понимать этимологию слов, обозначающих названия насекомых; упражнять в подборе определений и синонимов; формировать представления о жанровых особенностях басни.

Формировать умение передавать характерные особенности насекомых с помощью мимики и пантомимики.

Развивать творческое воображение путем изображения сказочных насекомых в рисунке.

Воспитывать милосердие к насекомым и бережное отношение к среде их обитания.

НОД по аппликации на тему «Бабочки на лугу»

Продолжать учить создавать сюжетные изображения: развивать чувство композиции.

Закреплять умение складывать бумагу квадратной в разных направлениях; приемы вырезания несколько предметов из бумаги, сложенной гармошкой.

Поощрять применение приема наклеивания изображений, намазывая их клеем частично, создавая иллюзию передачи объема.

Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции, творчество.

Воспитывать доброжелательность, умение работать в небольших подгруппах.

Игра-драматизация по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Пантомима по стихотворению З.Александровой «Муравей»

Закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.

Развивать артистические способности детей, умение использовать пантомимику в создании выразительного образа муравья.

Дидактические игры

«Назови насекомое»

«Путешествие на луг» (музыка)

«Поиск муравейника»

«Напоминающие знаки»

Закрепить умение узнавать и называть по описанию насекомое.

Развивать внимательность, умение распознавать звуки насекомых

Уточнить знания о жилище муравья, способах охраны муравейников.

Закреплять и расширять знания детей о культуре поведения в природе.

Учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Развивать наблюдательность, умение быть чутким к природе.

Воспитывать любовь к природе, желание ее беречь.

Чтение художественной литературы:

Ф. Тютчев «Весенние воды»

В. Жуковский «Жаворонок»

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» (по методике «Расскажи стихи руками)

Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе.

Развивать поэтический слух.

Воспитывать любовь к чтению

Развивать память, моторику, речь, чувство ритма.

Беседа на тему «Комар: полезное или вредное насекомое»

Расширить знания детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде комаров.

Уточнить представление об экологическом равновесии.

Развивать умение вести беседу, не перебивать, выслушивать ответы, рассказы сверстников.

Воспитывать чувство милосердия к насекомым.

Совместная образовательная деятельность на тему «Красивый мир бабочек»

Уточнить представление детей о многообразии бабочек; закрепит умение различать по внешнему виду и называть бабочек.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов.

Продолжать учить смешивать краски для получения других цветов и оттенков.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к бабочкам.

Наблюдение за муравьиной тропой на прогулке

Уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания, взаимоотношениях.

Закрепить понятие «насекомое».

Способствовать формирования основ экологической культуры.

Совместная образовательная деятельность на тему «Мир насекомых»

Обобщить знания детей о насекомых: строение, среда обитания, размножение, способы защиты.

Продолжать учить понимать противоречивость окружающего мира и пытаться разрешить возникающие проблемы.

Развивать речь, мелкую моторику рук, познавательные и творческие способности; совершенствовать процессы логического и пространственного мышления.

При складывании поделки напомнить детям: линии сгибов должны тщательно проглаживаться, а совмещение углов и сторон должно быть точным.

Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

2.2 Самостоятельная деятельность детей

Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности. Поэтому необходимо создать условия для:

  • индивидуальных проявлений детей в практической (трудовой, экспериментальной), изобразительной  деятельности, чтобы дети имели возможность отразить в рисунках, поделках, труде свое отношение к изучаемому природному объекту или явлению;
  • самостоятельного поиска интересующей информации.

Для решения этих задач необходимо:

1. Организовать выставки книг по тематике: «Животный мир», «Планета Земля», «Растительный мир»

2. Оборудовать уголки экспериментирования и природы таким образом, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную практическую деятельность, учитывая при этом то, что весь материал должен быть безопасным и простым в использовании.

3. Доступность материалов для изобразительной деятельности, ручного труда (природный и бросовый материал).

3. Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы:

•        Методический и художественный материал по тематике проекта.

•        Мониторинговые мероприятия с детьми, анкетирование родителей.

•        Мероприятия по информированию родителей в ходе реализации проекта: папки-передвижки, домашние задания, совместные акции.

Фонд методического кабинета:

•        библиотека: методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников; художественное слово по тематике проекта.

•        Иллюстративный материал по ознакомлению с природным миром

4. Критерии оценивания проекта:

1. Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).

2. Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника

5. Заключение

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста — становление начал экологической культуры, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются духовные и культурные основы, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Литература

1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф

2. Педагогическое образование в России, №2/2011. Статья Л. В. Моисеева и В. А. Зебзеева «Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства» с. 110-117.

3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988

4. Бондаренко Т.М. Организация НОД в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие  для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012

5. Шорыгина Т.А.  Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. (Вместе с детьми)

6. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.

7. Автор-составитель Поваляева М.А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 416 с.

8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.

9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы  дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил. – (Дошкольный мир).

10. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7  лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 181 с., илл.

11. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000. - 575 с. : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.: с.573

12. Шорыгина Т. А. Беседы о русском Севере: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва: Сфера, 2008. - 96 с. - (Вместе с детьми).

13. Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва : Сфера, 2009. - 96 с. - (Вместе с детьми)

14. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»)

15. Н. Рыжова Статья «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом – природа». Газета «Дошкольное образование» №11, 12, 13/2004

16. Н. Ф. Виноградова Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978.

17. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112 с.

18. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5- 7 лет / сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. – Волгоград: Учитель, 2011. – 137 с.

19. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В Ю. Дьяченко [и др.]. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 271 с.

Приложение

Экологические дидактические игры

«Вершки и корешки»

Игровой материал:

Картинки с изображением листьев, плодов, корней овощей.

Правила игры:

 Находить пару только после сигнала, называть съедобную часть растения и что из нее можно приготовить.

Ход игры:

Участники становятся в круг, образуя «корзинку», двигаются по кругу со словами. Дети останавливаются и говорят «корешки»:

Здесь чудо-корешки!

И для пищи мы важны.

Затем произносят «вершки»:

Куда чудеснее вершки,

все блюда с нами так вкусны!

Затем говорит воспитатель:

Опрокинулась корзина, разбежались корешки,

А за ними и вершки.

Дети бегают, не наталкиваясь друг на друга.        

Тише, тише, не спешите

И друг друга находите:

Корешок найдет вершок,

А вершок – свой корешок.

После дети образуют пары. Кто-то из детей называет съедобную часть овоща и блюдо, которое можно из него приготовить.

«Когда это бывает?»

Подготовка к игре. Воспитатель подбирает 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Например, в серию «Осень» входят: «Осенний парк», «Дождь», «Первый снег», «Уборка пшеницы», «Сбор яблок», «Грибы», «Отлет птиц» и др.; в серию «Зима» — «Зимний парк», «Сосульки», «Снегири», «Подкормка птиц», «Уборка снега», «Каток», «Колка дров», «Зимние забавы»; серию «Весна» составляют: «Весенний парк», «Грачевник», «Ледоход», «Весенние игры детей», «Посадка деревьев», «Весенняя пахота», «Цветущие деревья», «Подснежники», «Ландыш»; серию «Лето» — «Летний парк», «Гроза», «Радуга», «Сенокос», «Луг», «Полив цветника», «Купание в речке».

Всем играющим воспитатель раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, белый или голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.

Игровое действие. Воспитатель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).

Правила игры. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:

1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);

2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;

3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

«Угадай, что где растет»

Игра словесная, проводится со всеми детьми или с небольшой группой вне занятия.

Игровое действие. Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель (или ребенок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Правила игры. Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Примечания.

1. В этой игре детей можно разделить на звенья. Звено, набравшее больше фишек, получает флажок.

2. Рекомендуем и другой вариант этой игры (игра с картинками) — по типу лото. Играют 4—5 человек. У каждого — большая картинка, на которой нарисован, например, огород, или сад, или поле. Ведущий поднимает маленькую картинку и называет растение, изображенное на ней.

Эту картинку берет тот, у кого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно отберет все свои картинки.

«С какого дерева листок»

Ход игры: предложить ребёнку  разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.

Речевая задача «Кто обедал в птичьей столовой?»

Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.

Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.

Что это были за птицы? (Снегири.)

Вариант: В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.

Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом.

В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягодки рябины.

А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове.

Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?

Речевая задача «Где снежинки?»

Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые!

А на рукавицах блестят капельки воды.

Где же снежинки?

Речевая задача «Волшебные льдинки»

Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.

Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник иа крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.

До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.

Вдруг ему за воротник... кап-кап, поднял он голову — нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.

Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?

Речевая задача «Когда это бывает?»

Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на земля снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает?

Речевая задача «Что здесь случилось?»

Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.

— Откуда взялось столько воды?— подумал заяц, но так и не догадался.

Расскажите, ребята, что здесь случилось.

Речевая задача «Что случилось на прогулке?»

«В понедельник мы поедем в лес»,— сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.

Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,— сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.

Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду?

Пальчиковые игры

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики на  обеих руках, начиная с больших)

Будем листья собирать

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(приседают, «шагают» по ковру средним

и указательным пальцами обеих рук)

«Овощи»

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев

Вырос у нас чесночок,

(указательный левой руки)

Перец, томат, кабачок,

(средний)

Тыква, капуста, картошка,

(безымянный)

Лук и немножко горошка.

(мизинец)

Овощи мы собирали,

(мизинец правой руки)

Ими друзей угощали,

(безымянный)

Квасили, ели, солили,

(средний)

С дачи домой увозили,

(указательный)

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород.

(большой палец правой руки)

«Овощи»

Ох – ох – ох – лучше всех горох!

(дети соединяют ритмично большой и

указательный пальцы)

Ха – ха – ха – это чепуха!

(хлопают в ладоши)

Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор!

(ударяют кулачками по коленкам)

Овь – овь – овь – сладкая морковь!

(хлопают ладонями по коленам)

Ла – ла – ла – вкусная свекла!

(ритмично сжимают пальцы в кулачок)

Оп – оп – оп – душистый укроп!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх)

«Капуста»

 Тук! Тук Тук! Тук!

Раздаётся в доме стук.

(дети ритмично ударяют ребром ладони по столу)

Мы капусту нарубили,

Перетёрли, посолили.

(выполняют хватательные движения обеими руками,

указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку.

Всё теперь у нас в порядке!

(ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки)

«По грибы»

Топ, топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальцами по столу)

В туесочке пять грибов.

(сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы - ручка)

Мухомор красный – гриб опасный,

А второй лисичка – рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

(загибают по одному пальцу на обеих руках  на каждое название гриба, начиная с мизинцев)

«Наш лесок»

Наш лесок, он не низок не высок.

Зелен светел наш лесок,

Мы когда учиться стали,

В том лесочке насчитали,

8 сосенок густых,

5 березок молодых,

7 осинок невеличек,

9 елочек сестричек.

Хорошо в лесу таком,

Каждый кустик нам знаком.

«Перелётные птицы»

Тили – тили, тили – тили –

На юг птицы улетели!

(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Улетел от нас скворушка –

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей торопились:

Кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж!

(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках,

начиная с мизинца левой руки)

«Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле – еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

(дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют

пальцы обеих рук (на каждую примету))

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком

принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре.

(сжимают руки в «замок»)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводят руками перед собой)

«Хризантемы»

Ах! Какие хризантемы!

(Пальцами показать. как цветок распускается)

Мы сорвем их без проблемы.

(Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали!

(Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали!

(Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало.

(Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало…

(Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили?

(Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили!

(горестно покачать головой)

«Бегония»

Какое красивое имя – бегония!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук)

Как будто все время куда-то бежит.

(Указательными и средними пальцами «бежим» по столу)

Живет на окошке красавица скромная

(Поочередное соединение всех пальцев с

большим, начиная с мизинца)

И убегать никуда не спешит.

(Хлопки)

«Фикус»

Ну-ка, фикус, похвались –

(Хлопки)

Вот какой огромный лист!

(Растопырить пальцы рук)

Сделан будто бы из кожи,

(Потереть ладони)

Фикус, мы тебе поможем:

(Сжимать и разжимать кисти рук)

Каждый толстенький твой лист

(Прижать ладони друг к другу)

Вымоем старательно.

(Поглаживаем кисти («моем»))

Зеленей ты становись.

(Хлопки)

Ростом - с воспитателя!

(Потянуться, руки поднять вверх)

Опытно-экспериментальная деятельность

«Почему осенью листья желтеют?»

Задачи:

Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Ход занятия:

Воспитатель: Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные) А какие приметы осени вы знаете?

Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди надевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь - длиннее.

-А вы молодцы ребята много знаете примет осени. И вот я задумалась, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают

- А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Ответы детей: нужно провести опыты и эксперименты)

-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)

Проблемный вопрос:

- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы  рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.

- А что нам понадобится для наших исследований:

(Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт№2 «Почему лист зеленый?»

- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет и становится желтым или …

- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Опыт№3: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

 Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы

-Из каких частей состоит лист?

-Почему листья зелёные?

-Почему листья меняют свою окраску и опадают?

-Как листья опадают?

-Сейчас я вам предлагаю разделиться на подгруппы и зарисовать результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...