Конспект занятия «Пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Пернатые друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_okr_mir_pernatye_druzya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №10»

Конспект

непосредственно организованной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе

«Пернатые друзья»

                                                                                                                                                           Подготовила: воспитатель

                                                                      Тишкина Анастасия Александровна

г.о. Саранск

Цель: знакомить детей с зимующими и перелётными птицами.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • расширять представления детей о птицах;
  • закрепить название зимующих птиц;
  • продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам;
  • дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;

Развивающие задачи:

  • активизировать внимание, память и мышление;
  • развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, совершенствовать диалогическую речь;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;
  • вызывать стремление беречь птиц, помогать им.

Предварительная работа: Беседы и чтение книг.  Индивидуальные задания. Дидактические игры. Рассмотрение иллюстраций. Разучивание физкультминутки. Изготовление кормушек (дети с родителями). Наблюдения на прогулке.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Речевое развитие: обогащать и расширять словарный запас у детей, способность развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражателям. Артикуляционная гимнастика.

Социально-коммуникативное развитие: игра «Голоса птиц», «Улетают, не улетают», «Кто лишний».

Физическое развитие:  формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем. Развивать любовь к физическим упражнениям. Разучивание физкультминутки «Скачет шустрая синичка»

Художественно-эстетическое развитие: Формировать и развивать высокочастотное слуховое восприятие.

Методические приемы:

Словесный: беседа, вопросы и ответы, анализ занятия.

Наглядный:  использование наглядного материала.

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использование ТСО (технические средства обучения)

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Словарная работа:  мороз лютует, невмочь,  всеядны, грызуны, пустыня.

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, дифференцированный подход к детям.

Материал и оборудование: музыкальный центр, телевизор, магнитная доска, картинки зимующих птиц.

Ход НОД

Артикуляционная гимнастика 

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я вам прочитаю стихотворение М.В. Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

Воспитатель: Ребята о каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Воспитатель: Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края. А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

   

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. ( Грач)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. ( Ласточка)

Я в скворечнике живу

Песни звонкие пою. (Скворец)

Клином печальным в небесной дали

С криком прощальным летят… (Журавли)

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири! (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём (показывает картинки перелётных птиц, дети их называют).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц. Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? ( Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

Воспитатель:  Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей. А теперь мы с вами поиграем в игру «Голоса птиц» - необходимо угадать, какая птица издаёт такие звуки, найти соответствующую картинку и повторить эти звуки. ( Звучит  аудиозапись)

- Кар-кар! (Ворона)

- Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

- Ча-ча-ча! (Сорока)

- Синь-синь-синь (Синица)

Воспитатель: Молодцы, правильно угадали. А сейчас поиграем ещё в одну игру «Кто лишний?»,  где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая  (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

Воспитатель:  Молодцы,  справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение А. Григорьев «Птицы зимой»

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь?                        

Воспитатель:  Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? Дети: Да.

Воспитатель: Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому  голод для птиц зимой страшнее холода. Как можно помочь птицам зимой?

Дети:  Ответы детей.

Воспитатель: Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

Воспитатель: Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Игра «Улетают – не улетают»

Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

Воспитатель: Молодцы, вы были внимательны. Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы?

Дети:  Ответы детей.

Воспитатель:  Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут? Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

 

1 слайд – изображение  леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях,  в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают лягушки и другие животные, живущие у воды.

4 слайд – растительности нет, водоёмов нет, нет животных, живущих у воды.

Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.

5 слайд – пустыня.

Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.

Чтение  отрывка  стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Гость зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

 

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? (Ответы детей). Молодцы, вы хорошо потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Пернатые друзья"

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы. Чтение стихотворения по теме, рассматривание картинок, непосредственно - образовательная деятельность, лепка птиц. Обсуждение с детьми, проде...

Конспект занятия «Пернатые друзья» (для детей средней группы)

Совместное занятие детей и их родителей...

Конспект занятия "Пернатые гости весны"

Цель: расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах....

конспект занятия "Пернатые друзья"

Формировать у детей дошколного возраста представление о зимующих и перелетных птицах. Воспитание у детей внимание  и желание заботиться о птицах...

Конспект занятия "Пернатые жители нашего края"

Занятие  познакомит детей  с многообразием и жизнедеятельностью птиц, активизирует познавательные способности, повысит интерес  к  природе....

Конспект занятий «Пернатые друзья»

Форма-проведения - игра-экскурсияЗадачиРазвивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира.Способствовать формированию умений называть отличит...