Конспект НООД Искусствнные материалы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ситникова Анна Андреевна

Расширение представлений детей о естественных и искусственных материалов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nood_iskusstvennye_materialy.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

НООД «Искусственные материалы: пластмасса, пластик, полиэтилен»

(подготовительная к школе группа)

Программное содержание: 

  • Углублять представление детей об искусственных материалах: пластмасса, пластик, полиэтилен.
  • Уточнить знания детей о естественных и искусственных материалах.
  • Закрепить знания о свойствах и качествах пластмассы, пластика и полиэтилена.
  • Расширять представление детей о применении этих материалов в быту.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и уважительное отношение к трудовой деятельности людей.

Материал к занятию: Набор предметов, сделанных из пластмассы (банки для сыпучих продуктов, игрушки, пробки, ручки, ведро); из пластика (бутылки, ваза, одноразовая посуда); образцы полиэтилена, скатерть, полиэтиленовый пакет; образцы природных материалов (глина, дерево, кожа, песок).

 

                                                   Ход занятия.

   - Дети, мы с вами знаем о том, что предметы, которые нас окружают, сделаны из разных материалов. Одни из них человек нашёл в природе (это естественные, натуральные материалы). Назовите, что к ним относится? (глина, песок, дерево - их нам дают растения или люди добывают их из земли (уголь, нефть)).

      (Показать образцы природных материалов).

- А ещё есть материалы, которые получают на промышленных предприятиях. Они создаются руками человека или техникой, придуманной им. Эти материалы носят название, - вспомните какое? (рукотворные или искусственные).

- Дети, посмотрите, у меня на столе лежат предметы (показать игрушки пластмассовые, ведро, пробки, телефон). Как вы думаете, из чего они сделаны?

- Это пластмассовые предметы.

- Как вы думаете, это природный или искусственный материал?

- Искусственный. (Почему?)

     Слово пластмасса обозначает «пластическая масса». Пластическая потому, что при сильном нагревании она превращается в массу, напоминающую пластилин, и из этой массы можно сделать любой предмет (как из пластилина). Затем пластмасса охлаждается и застывает, и получается предмет любой нужной формы.

- А сейчас возьмите эти предметы в руки. Потрогайте. Что вы можете о них сказать? Они какие? (Дети делают выводы: тяжёлые или лёгкие, мягкие или твёрдые, шершавые или гладкие).

- А если посмотреть сквозь пластмассу? (Дети пробуют. Приходят к выводу, что она не прозрачная).

- А если уронить предметы на пол, то они разобьются? (Нет, они прочные.)

    Пластмасса очень практичный и дешёвый материал. Благодаря тому, что пластмасса обладает такими свойствами и качествами, как твёрдость, гладкость, лёгкий вес, прочность – люди стали широко применять предметы из пластмассы в своей жизни. Более того, без них уже невозможно представить нашу жизнь.

- Назовите пластмассовые предметы, которые вам встречаются (игрушки, телефоны, часы, пуговицы, шприцы, корпус холодильника, компьютера; пластмассовые детали есть и в машинах, и на кораблях, и на самолётах).

   Вот как много пластмассовых предметов, потому что они удобные в использовании и не сложные в исполнении.

      - Дети, на моём столе есть ещё одна группа предметов, сделанных из другого искусственного материала – он называется пластик. С предметами, сделанными из пластика, вы тоже часто встречаетесь. Вот, например, пластиковые бутылки, в которых продаётся газированная вода или соки. Они разные по размеру: большие и маленькие. Они удобны в использовании.  А ещё есть пластиковая одноразовая посуда; вам она тоже, наверное, встречалась. Вот она, какая разноцветная (показать), чтобы было приятно ею пользоваться.  

- Потрогайте, пожалуйста, пластиковые предметы и скажите, какие они?

(Дети ощупывают предметы. Приходят к выводу, что все они лёгкие, твёрдые, гладкие, тонкие, пластик легко гнётся.)

    По сравнению с пластмассой, пластик более мягкий, пластичный. Менее прочный, если задеть чем-то острым или сильно загнуть, он может порваться. (Режется ножницами).

    А сейчас перейдём к третьей группе предметов.

- Вот, посмотрите – это пакеты, скатерть, плёнка пищевая. Они тоже встречаются нам каждый день. Сделаны они из искусственного материала, который называется (спросить, кто знает) – полиэтилен.

 - Возьмите образцы полиэтилена, потрогайте. Что вы можете сказать о свойствах полиэтилена?

(Дети изучают предметы, делают выводы о свойствах материалов.)

 - Он мягкий, если крепко сжать в кулак – мнётся, шуршит (издаёт звук); если потянуть, то он сначала потянется, а затем порвётся. Значит, он не очень прочный. Лёгкий по весу. Может быть как прозрачный, так и не прозрачный.

    Из полиэтилена делают занавески для ванной, т.к. полиэтилен не пропускает воду.

   А ещё вы, наверное, видели, как на даче, на огороде, мамы и бабушки делают парник (домик для растущих овощей). Там летом, благодаря полиэтилену, всегда тепло, даже жарко. Оно долго сохраняется, и посаженные овощи растут и созревают быстрее, т.к. очень любят тепло.

   А теперь вы подумайте, и подскажите мне, где вы встречали полиэтилен? (Ответы детей.)

      Дети, представьте себе, что вы поиграли в пластмассовую игрушку, и она сломалась; попили из пластиковой бутылки, поели из одноразовой пластиковой посуды; использовали полиэтиленовые пакеты, они порвались, помялись – что вы тогда с ними делаете?

 Выбрасываете. Часто люди выбрасывают это не в специальные места, а прямо на землю. Или ветер унёс лёгкий полиэтиленовый пакет из мусора, и не один! То возникает какая проблема? – Мы засоряем природу, засоряем нашу землю. У искусственных  материалов (пластмасса, пластик, полиэтилен) есть одно отрицательное (плохое) свойство – они трудно уничтожаются. Им не страшны ни солнечные лучи, ни вода; они могут сотни лет пролежать в земле! А если каждый день это выкидывать, то сколько мусора может накопиться!

  Один учёный говорил об этих искусственных  материалах: « Вы можете их ломать, рубить, закапывать, но они всё равно отказываются умирать!»

  А если их сжигать, то они выделяют вредный ядовитый дым, и мы загрязняем воздух.

  Поэтому, если вы воспользовались чем-то пластмассовым, пластиковым, полиэтиленовым, то выбрасывать это необходимо только в специальные места для мусора. А затем машина это увезёт и на специальных заводах это переработают.

      Подведение итога:  

Сегодня мы с вами рассмотрели предметы, сделанные из пластмассы, пластика и полиэтилена. Это искусственные материалы, их создал человек.

 Определили, какими свойствами и качествами они обладают. Вспомнили, где и как применяет человек предметы, сделанные из этих материалов в своей жизни.

 А также вы теперь знаете, что использованные предметы, попадая в природу, засоряют её. Поэтому надо заботиться о природе, беречь её и правильно поступать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НООД "Три медведя" в старшей группе (лепка сюжетная)

Образовательная область "Художественное творчество". Лепка сюжетная....

Конспект НООД в подготовительной группе заучивание стиха В. Левина "История с сундуком"

Конспект интегрированной  непосредственно организованнной образовательной деятельности заучивание стиха "История с сундуком" для подготовительной группы. Образовательная область "Чтение художеств...

Конспект НООД по нравственному воспитанию "Что такое дружба"

раскрыть понятие о нстоящей дружбе, приобщать к элементарным нормам м правилам взаимоотношений со сверстниками...

конспект НООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы

в сценарии представлен материал для старших дошкольников познавательного характера с элементами опытно-экспериментальной деятельности...

конспект НООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы

в сценарии представлен материал для младших  дошкольников познавательного характера с элементами опытно-экспериментальной деятельности - знакомство со свойствами песка и камня...

Конспект НООД "КРАСНАЯ КНИГА МОРДОВИИ", подготовлен к городскому этапу конкурса "Воспитатель года - 2013"

Непосредственно организованная образовательная деятельность для детей старшей группы по ознакомлению с редкими представителями растительного и животного мира родного края....