Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (экспериментирование) с детьми первой младшей группы «Поиграем с ветерком»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Фофанова Любовь Владимировна

Необходимо создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную деятельность. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать простейшие выводы, развивать естественное любопытство и любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, активизировать речевую деятельность детей, навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_pesonaya_strana.docx607.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2

Конспект

         организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим (экспериментирование)

          с детьми второй младшей группы

«Песочная страна»

                           

Составила:

воспитатель

Фофанова Л. В.

2022 год

Тема ООД: «Песочная страна»

Продолжительность: 15 минут.

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), с правилами поведения детей при игре с песком показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц - зернышек – песчинок.

    2. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи, умение проводить несложные эксперименты, любознательность, умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.  

    3. Развивать у детей творческое воображение, познавательный интерес в процессе экспериментирования с песком, общие речевые навыки, мелкую моторику рук.

4. Расширять словарный запас детей.

5. Воспитывать интерес к окружающему миру, аккуратность в работе, интерес и желание расширять свой кругозор.

6. Вызвать интерес к изображению солнца в сотворчестве с педагогом и другими детьми.

Предварительная работа:

- игры с песком на прогулке;

-  рассматривание фотографий с видами построек из песка; 

- беседа на тему «О свойствах мокрого и сухого песка»;

- проведение опытов с песком «Мокрый – сухой», «Рисование на песке»;

     - чтение загадок, стихотворений о песке.

  Оборудование: ёмкости с песком, лейка с водой, различные формочки, влажные салфетки, массажные мячики – шарики, картинки с правилами работы с песком, фартуки, поднос, куклы, трубочки,  ватман, клеевой карандаш, компьютер, проектор для показа презентации.

  Активизация словаря: сыплется, песочная, шершавый, сыпучий.

Индивидуальная работа: София К. - предложить напомнить детям, свойства песка; Дима Ф., Анжелика Б. - контроль за проведением опыта «Движение песка».

Этап; цели

        Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационный момент

Цель: создание положительной мотивации к экспериментальной деятельности, погружение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращается  к детям.

- Дети, какое у вас сегодня настроение? Покажите. А можем мы свое хорошее настроение кому-нибудь подарить?
- Давайте мы свое хорошее настроение подарим друг другу.

- Дети, а вы любите смотреть сказки? А вы знаете, что в каждой сказке есть своя волшебная страна.

- Но есть необычная страна, а почему она необычная вы узнаете, когда отгадаете загадку:

      - Он и желтый и сыпучий,

      - Во дворе насыпан кучей,

      - Если хочешь, можешь брать

      - И в «куличики» играть. 

- Значит эта страна состоит из чего?

- Посмотрите на экран.

Воспитатель читает стихотворение Н. Дилакторской «Песочная страна»

          Течёт в стране песочной песочная река,

          Построен дом высотный из жёлтого песка,

          А справа возле речки где круче бережок

           Пекут в песочной печки песочный пирожок.

- Посмотрите какой замок построен.

 Слайд замок из песка.

 - Нам пришло письмо от Зайчика, давайте я вам его прочитаю. Воспитатель достает читает письмо от Зайчика.

- Здравствуйте,  ребята, я волшебный Зайчик из песочной страны. В моей стране уже давно не светит солнышко, стало пасмурно и очень скучно и у всех жителей каждый день плохое настроение. Я хочу помочь своим друзьям, но один не справлюсь, вы мне поможете?

Дети стоят полукругом.

- Веселое!

Дети улыбаются друг другу.

- Да!

Дети высказывают свои мнения.

- Из песка.

- Да, поможем!

2

Основная часть Цель: получение новых знаний, проведение экспериментальной деятельности.

- Ребята, а напомните, пожалуйста, из какой страны Зайчик?

- Вы хотите поиграть в песок? Но прежде чем пройти в песочную страну, давайте познакомимся с правилами работы с песком:

1. Не разбрасывать песок.

2. Не брать руки в рот.

3. Не тереть глаза.

4. Обязательно мыть руки после игры с песком.

5. Не обсыпать друг друга. 

Воспитатель показывает карточки с правилами.

- Песок наш тоже волшебный, давайте с ним поздороваемся. Повторяйте за мной.

        Здравствуй, здравствуй песок,

        Здравствуй, здравствуй дружок,

        Будем мы с тобой играть

        И не будем обижать.

- Послушайте, песок тоже с нами здоровается. Воспитатель высыпает песок из ведёрка.

Опыт с сухим песком.

- Положите ладошки на песок и потрогайте его, погладьте какой он?

- Давайте развеселим его, пощекочем. Сначала одной рукой, затем другой и двумя. Сейчас погреем его, наберём в руки песок и потрём его между ладоней. Что вы чувствуете?

- Вот мы с вами и подготовились, узнали правила работы с песком, потрогали его,  теперь нам необходимо подготовить наши ручки и пальчики к работе. Чтобы ручки и пальчики были ловкие и умелые, мы с вами сделаем им массаж. Массаж мы будем делать массажными мячиками.

Физкультминутка «Упражнение с массажными мячиками»:

Этот шарик не простой,

Весь колючий он такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Игра «Самый сильный».

- А теперь поиграем в игру самый сильный. Возьмите немного песка в кулачок и крепко сожмите, чтобы не одна песчинка не упала. А теперь высыпайте его из кулачка. Что происходит?

- Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, поэтому он сыплется. Какой песок?

- Попробуем слепить из него куличики.

- Лепятся?

Слышен шум дождя, слайд дождик.

Воспитатель льёт из лейки воду, играет фоновая музыка.

        Дождик, дождик веселей

        Своих капель не жалей,

        Для цветов и для полей

        И для маленьких детей.

- Посмотрите, куда делась вода? Какой стал песок?

- Потрогайте его. Теперь возьмите в кулачок, попробуйте высыпать. Сыплется?

- Почему?

- Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делали много раз.

- Давайте слепим угощения для жителей песочной страны?

Игра «Я пеку, пеку, пеку».

- Ребята, мы сейчас с помощью формочек для песка будем делать булочки, куличики, пирожки.

- Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.

- Песок сырой, из него хорошо пекутся пирожки. Давайте угостим пирожками наших кукол?

- Жители песочной страны будут очень довольны вашими пирожками.  Молодцы, все правила работы с песком выполнили, работали аккуратно, давайте вспомним ещё одно правило, что нужно сделать после работы с песком? 

- После игры с песком нужно обязательно мыть руки.

Опыт «Движение песка».

- Как вы думаете, песок может двигаться? А как это проверить? Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок.

- А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?

- Песок сухой движется, а сырой нет.

- Из песочной.

- Да!

Дети внимательно слушают воспитателя и рассматривают карточки с правилами.

Дети повторяют слова за воспитателем.

Дети  надевают фартуки, проходят к столу с песком.

Дети трогают песок.

- Шершавый, сухой.

Дети берут в руки песок, пересыпают из одной руки в другую.

Дети высказывают свои мнения.

Дети правильно выполняют физкультминутку в соответствии со словесной инструкцией педагога и показом выполнения движений.

-  Песок сыплется.

- Сухой, сыпучий.

Дети пробуют слепить куличики из песка.

- Нет!

- Впиталась, песок стал мокрый.

- Нет.

- Песок стал мокрый.

- Давайте.

Дети берут разнообразные формочки, насыпают в них песок, утрамбовывают их рукой или совочком. –

Дети выкладывают сделанные куличики на поднос и предлагают куклам.

– Помыть или вытереть  руки!

Дети вытирают руки влажными салфетками.

Дети берут трубочки и начинают дуть на песок на подносе.

- Не движется.

3

Заключительная часть

 Цель: анализ своей деятельности в процессе ООД, обобщение полученных знаний

- Дети, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать. Проходите за мной я вам покажу. 

-  Сейчас я клеем нарисую рисунок, а вы будете сыпать песок. Сейчас я стряхну лишний песок, и мы увидим, что получилось. Дети, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось - яркое, лучистое.

           Смотрит солнышко в окошко,

           Светит в нашу комнату.

           Мы захлопаем в ладошки -

           Очень рады солнышку.

- А давайте мы его подарим Зайчику, чтобы в его стране не было скучно и всегда светило солнышко!

- Дети, посмотрите на экран, в песочной стране засветило солнышко и я думаю, что теперь у жителей хорошее настроение.

На экране слайд солнечной песочной страны.

- Давайте вспомним, что мы для этого сделали? Что вы узнали о песке? Молодцы! Давайте попрощаемся с Зайкой, скажем ему до свидания,  до новых встреч!

Дети подходят к столу с ватманом и жёлтым песком.

Дети повторяют слова за воспитателем.

Дети высказывают свои мнения полным предложением.

- До свидания, Зайка!

Литература

1.  Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада». -  М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010.

3. Молодов Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Учеб.-метод. пособие. - Минск, 1996.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы по теме «Весна»

Материал конспекта поможет закрепить знания о диких и домашних животных,поможет развивать умение группировать  и сравнивать овощи и фрукты....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир природы) в первой младшей группе "В зимнем лесу"

Занятие позволяет расширить представления детей о диких животных, отметить их характерные особенности и повадки: зайце, медведе, лисе,Обогатить активный словарный запас детей: берлога, сладкоежка, зим...

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"

Конспект организованной образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности "Путешествие по реке времени: история прои...

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми второй младшей группы «Маленькие фокусники»

Конспект познавательного и исследовательского занятия по изучению свойств воды через фокусы с целью развития навыков проведения первых опытов....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Узнай все о себе, воздушный шарик»

Обучающие: 1. Учить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, эластичности, проводимости воды. 2. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сд...