Организованная познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Зима. Ледяные забавы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Создавать условия для получения информации о свойствах льда опытным путём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_ledyanye_zabavy.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная познавательно-исследовательская деятельность

Тема: «Зима. Ледяные забавы»

(старшая группа)

 Автор – составитель

воспитатель Леонтьева Е.В.

Программное содержание.

Закрепить знания детей о зимних погодных явлениях.

Уточнить представления о снеге, льде как особых состояниях воды. Продолжать знакомить детей со свойствами льда.

Создавать условия для получения информации о свойствах льда опытным путём.

Обогащать словарный запас.

Развивать общую и мелкую моторику, мышление, познавательный интерес.

Учить детей чётко отвечать на вопросы, осуществлять самоконтроль за звуками.

Материал. Львёнок, картинки-схемы по теме «Зима», два рисунка с изображением снежинок, снег, «снежок», кусочки льда на тарелочках, салфетки, молоток, кусочки льда с замороженными внутри мелкими предметами, стаканы с цветной водой, шприцы, пластилин.

Ход:

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?

Дети. Зима.

Воспитатель. Правильно!

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

К нам в гости пришёл Львёнок. Он никогда не видел зимы, ничего о ней не знает. Давайте вместе расскажем ему об этом времени года.

Нам помогут картинки-схемы.

Какая погода бывает зимой?

Дети. Погода зимой холодная. Иногда бывают сильные морозы. Надо тепло одеваться, чтобы не замёрзнуть.

Воспитатель. Что можете сказать про зимние дни и ночи?

Дети. Дни зимой короткие, а ночи длинные.

Воспитатель. Какое небо зимой?

Дети. Небо часто серое, хмурое, затянуто тучами.

Воспитатель. Что можете сказать о солнце?

Дети. Солнце светит редко, не греет.

Воспитатель. Что можете рассказать про деревья и кусты?

Дети. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не растут, спят.

Воспитатель. Ребята, Львёнка особенно заинтересовал снег. Расскажите про него.

Дети. Зимой часто идёт снег. Иногда бывают сильные снегопады. Белый пушистый снег лежит везде: на земле, на деревьях, на кустах, на крышах домов...

Динамическая пауза «Снег»

Снег, снег, белый снег, («фонарики»)

Кружит, (вращательные движения кистями рук)

Падает на всех, (плавные движения руками вверх, вниз)

Засыпает он нас всех!

Логическое упражнение «Снежинки».

Воспитатель. Ой, пальчик уколола! (2 картинки с изображением снежинок: у одной снежинки на концах лучей – кружочки, а у другой – треугольники)

Ребята, посмотрите и скажите, чем похожи снежинки? Чем отличаются? Какая из них меня уколола? Почему? Дети сравнивают снежинки, находят сходство и различие.

Ребята, что можно сделать из снега? Ответы детей.

Динамическая пауза «Снеговик»

Раз рука, два рука, (Сначала показывают правую руку, потом левую)

Лепим мы снеговика, (Круговые движения ладонями рук)

Мы скатаем снежный ком –

Вот такой! (Показывают руками ком)

А потом поменьше ком –

Вот такой! (Показывают руками ком поменьше)

А наверх поставим мы

Маленький комок. (Соединяют кончики пальцев обеих рук в форме шара)

И готов снеговичок, (Надувают щёки)

Очень милый толстячок! (Улыбаются, быстро моргают глазами)

Воспитатель. Львёнок, мы тебе сейчас покажем снег, из которого мы слепили снеговика. (Беру тарелку со снегом, а в ней вода.)

Ой! А где же снег? Почему он растаял? Ответы детей.

Не расстраивайся, Львёнок, мы тебе расскажем, какой бывает снег.

Игровое упражнение «Какой снег?»

Дети передают «снежок» и называют слова.

Воспитатель. Послушайте стихотворение.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Что случилось с водой? Почему она неподвижна и тверда? Ответы детей.

Воспитатель. Лёд обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы сможем в ледяной лаборатории Снежной королевы.

На одной ножке покрутись,

В лаборатории Снежной королевы окажись!

Воспитатель. Снежная королева приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.

Возьмите по кусочку льда и положите его на ладошку. Что вы чувствуете? Замёрзла ладошка? Какой лёд?

Вывод. Лёд холодный.

Посмотрите, что происходит с вашими кусочками льда. Они стали больше или меньше? Почему? Откуда появилась на ладошках вода?

Вывод. Лёд в тепле тает.

А теперь давайте покатаем лёд с горки. Наклоните левую ладошку – это горка. Почему лёд скатился? Какой он?

Вывод. Лёд гладкий, скользкий.

Пальчиковая гимнастика.

Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)

Поиграем немножко да похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! (Хлопают в ладоши)

Пальчики, чтоб их согреть,

Сильно надо растереть. (Тереть ладонь об ладонь)

Пальчики мы согреваем, (Сгибают, разгибают пальцы)

Их сжимаем, разжимаем.

Возьмите кусочек льда. Сожмите его. Изменил он свою форму? Почему?

Вывод. Лёд твёрдый.

А если лёд ударить чем-либо, например, молотком, что с ним случится? Давайте проверим. Что случилось? Какой лёд?

Вывод. Лёд хрупкий.

Я сейчас вам дам интересные кусочки льда. Внутри них что-то заморожено. Посмотрите, что там внутри льда? Почему вы видите эти предметы?

Вывод. Лёд прозрачный.

Дети, а если мы опустим кусочки льда в воду, они утонут или нет? Давайте проверим. Дети помещают кусочки льда в воду, наблюдают, как они плавают.

Вывод. Лёд в воде не тонет, потому что он легче воды.

Про лёд говорят: «В огне не горит, в воде не тонет».

Воспитатель. Ребята. Снежная королева приготовила для вас угощение – свои любимые ледяные конфеты. Вы съедите их? Почему? Ответы детей.

Молодцы!

Чтобы получить лёд, что надо сделать?

Дети: Надо заморозить воду.

Воспитатель: Где это можно сделать? Ответы детей.

Давайте вылепим из пластилина мисочки, наполним их цветной водой с помощью шприца. Когда пойдём на прогулку, возьмём их с собой. Что произойдёт? Какие льдинки у нас получатся? Как их можно использовать? Ответы детей.

Ребята, что вы узнали про лёд в лаборатории Снежной королевы? Лёд – это что? Какой он?

Пора возвращаться.

На одной ножке покрутись,

В детский сад возвратись!

Итог. Ребята, Львёнок вас благодарит. Он узнал много интересного о зиме.

Теперь Он обязательно расскажет своим друзьям, что такое снег, лёд. А теперь ему пора возвращаться к себе домой. До свидания!

Литература:

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»

Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. «Детское экспериментирование»:

Нищева Н.В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима".

Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима" во II младшей группе....

Конспект занятия Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимние забавы»

Развить у ребят творческий  потенциал  самостоятельность, умение на практике применять имеющиеся знания и умения....

Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: «Зима. Зимние забавы».

Программное содержание: 1. Закреплять знания детей о зиме и зимних явлениях природы; умение передавать характер музыки движениями.2. Развивать умение отгадывать загадки, активизировать мыслительную де...

Организованная познавательно – исследовательская деятельность «Тайны воздуха» в подготовительной группе.

Организованная познавательно – исследовательская деятельность«Тайны воздуха» в подготовительной группе. Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно - ис...

Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Все о соли знать хотим».

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....