«Кислотные истории»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Саакян  Наталья Станиславовна

Исследование 1. Кислая  кола

Исследование 2. Мой полезный лимонад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kislotnye_istorii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Кислотные истории»

А вы никогда не хотели узнать, что находится внутри телефона и почему он вообще работает? Возможно, там сидит маленький волшебник и передает информацию и изображения? Или там какое-то научно-потрясающее техни ческое устройство? Правильно! Это современная наука и работа инженеров и дизайнеров создали такое полезное, удобное и красивое устройство! Мы с вами знаем, что наука очень важное и очень интересное занятие! Знаем, что бывают разные направления науки: физика, химия, биология... Наука влияет на все, что нас окружает и чем мы пользуемся! И даже на наши любимые вкусняшки! Хотите узнать, как там внутри все устроено, например, у газировки?! Почему она вкусная и пузырчато-колючая?

Давайте мы сегодня превратимся в команду пищевых химиков, которые изучают, из чего состоят продукты, решают, можно ли их употреблять и как они взаимодействуют между собой с точки зрения великой науки химии! Предлагаю исследовать сегодня газировку! Ну кто может быть равнодушным к газировке? Кока-кола, фанта, спрайт, байкал, тархун... Представляете, каждый житель Земли за год выпивает по 28 больших (двухлитровых) бутылок газировки!

Сегодня наша команда пищевых химиков:

узнает, из чего состоит газировка и как ее делают;

проведет исследования по определению кислотной среды газировки;

создаст самый настоящий полезный лимонад!

А в чем, собственно, дело? Из чего же она состоит, эта газировка? Она полез- оранж ная или все-таки не очень? Давайте ее поподробнее исследуем!

Начнем с ее состава. На каждом продукте, который мы покупаем в магазине, всегда написано, из чего его сделали - это состав продукта. На бутылках с газировкой он тоже есть. Она состоит из воды, сахара, специальных красителей, ароматических композиций, подкислителей и углекислого газа. Чего же в газировке больше всего? Конечно, воды! Как вы думаете, чтобы газировка была не вредной, какая в ней должна быть вода? Очень качественная, очищенная! Итак, сначала берется много воды.

Мы знаем, разные газировки - разные по вкусу. Бывают со вкусом мандарина или, например, со вкусом карамельки. Но есть ли что-то общее у вкусов всех газировок? Есть четыре основных вкуса: соленый, кислый, сладкий, горький. Как вы думаете, какой из базовых вкусов есть у всех газировок? Они все сладкие! Некоторые больше, некоторые меньше, но все содержат сладость! Во все газировки кладут сахар. Иногда вместо сахара кладут сахарозаменители.

Затем, чтобы вкус напитков был не приторно сладкий, в газировку добавляют лимонную кислоту или ее заменитель. А чтобы он был особенным, добавляют различные пищевые ароматизаторы. Так вода становится уже не водой, а напитком с определенным уникальным вкусом.

Напиток нужно сделать не только вкусным, но и красивым. Поэтому производители добавляют в газировку пищевые красители. Они бывают натуральные, например, краска из морковки, которая окрашивает жидкость в желтовато оранжевые цвета. А бывают химические, не натуральные.

Газировка в бутылках должна достаточно долго храниться. Как это делается? Производители добавляют в нее специальные вещества - консерванты. Они сохраняются все свойства и вкус газировки и долго не дают ей испортиться.

Как вы думаете, почему газировку называют иногда шипучкой? Потому что, когда мы ее наливаем в стакан, она шипит и пенится! Все это происходит по тому, что в напиток добавляют углекислый газ, который нам уже очень даже знаком!

Что же у нас получается? Готовая газировка в бутылках, которую мы покупаем и пьем, во многом сделана искусственно! Цвет - воду красят. Вкус - воду сахарят, кислят и так далее. Шипучесть - тоже искусственная. Выходит, газировка - ненатуральный продукт? А полезная ли она тогда? Если нет, если такая газировка не полезна, есть ли другая, натуральная, полезная газировка? Ведь она такая вкусная и мы ее так любим!

На самом деле натуральная газировка есть даже в природе! Просто она редко встречается, и ее шипучесть быстро проходит! Люди знали о ней и использовали еще с древних времен. Берут ее из-под земли и используют не только для питья, но и для лечения! Однако лечебная природная газированная вода не всегда вкусная. Поэтому люди научились сами делать натуральную и вкусную газировку!

А что, если попробовать сделать так, уважаемые коллеги - пищевые химики. Давайте-ка мы похимичим с покупной газировкой, а потом создадим собствен- ную и решим, какая из них полезнее!

Исследование 1. Кислая  кола (проводит преподаватель, но могут проводить и дети).

Итак, мы теперь знаем, что в газировку кладут кислоту. Получается, что с точки зрения науки химии газировка - это кислая среда! А мы с вами уже знаем, что в химии все вещества делятся на два вида: кислотные вещества - это, например, лимон, уксус, и щелочные вещества - это моющие средства, стиральный порошок, мыло, пищевая сода и т. д. Но неужели в газировке действительно есть кислота, ведь она такая вкусная! Давайте проверим, ведь мы сегодня ученые-химики! Можно ли на вкус определить кислую среду, на пример, в коле? Сложно. У нее такой насыщенный, сложный, карамельный вкус. Как же нам узнать, есть ли в коле кислота? Сегодня нам поможет... молоко! Оно очень быстро умеет становиться кислым, заквашиваться и пре- вкусом. вращаться в ряженку, кефир, йогурт или творожок! Поэтому, если молочко добавить в кислую среду, оно превращается в творожистую массу. Давайте проверим колу, есть ли в ней кислота или нет, с помощью молока! Смешаем колу с молоком и смотрим:

- если молочко створожится, значит, в коле есть кислота, на которую и среагирует молочко;

- если не створожится - значит, кислоты нет!

Порядок проведения исследования 1.

Берем одну бутылку колы, открываем ее и немного помешиваем, выпуская излишки газа, чтобы они нам не мешали. Потом наливаем колу в стакан, заполняя его наполовину. В другой стакан наливаем молоко.

Затем набираем шприцом 10 кубиков молока, наливаем его в стакан с колой и размешиваем. Карамельный краситель, который находится в коле, легко прилипает к молекулам белка в молоке. Смесь сразу становится мутной.

Наблюдаем! Минут через 5 в стакане появятся крупные бурые хлопья! Ещё минут через 5 смесь начнёт расслаиваться на прозрачную жидкость и тëмную взвесь. Примерно через час хлопья осядут на дно в виде неаппетитного творожка кофейного цвета, а жидкость станет прозрачной.

Что у нас произошло?

Молоко створожилось, значит попало в кислую среду. Это означает, что в коле мы обнаружили кислоту. Она вступила в настоящую химическую реакцию с белками, из которых состоит молоко. Молочные белки изменились под действием кислоты, слиплись друг с другом. И в результате выпал осадок - творожок из бурых хлопьев. Значит, в газированных напитках имеется кислая среда.

Исследование 2. Мой полезный лимонад (делают дети).

Дорогие коллеги пищевые химики! Мы достаточно подробно изучили готовую газировку на примере колы. Предлагаю создать свой собственный газированный напиток!

Но сначала вспомним, что мы определили два вида веществ в химии: кислотные и щелочные. Так вот, когда Эти вещества смешиваются, то всегда начинают между собой бороться - взаимодействовать, вместо них появляются совсем другие вещества! Используем это свойство веществ для создания шипучки. Сначала мы сделаем напиток со вкусом. А потом, смешивая определенные пищевые вещества, получим реак цию выделения углекислого газа и превратим наш напиток в газировку! Полу яший вкусный и безопасный лимонад!

Порядок проведения исследования 2.

1. Делаем газировку:

Раздаем ребятам по сухому стакану и чайной ложке.

Ставим соду, лимонную кислоту и 2 литра теплой питьевой воды. Затем набираем в свои стаканы по 1/3 ложки лимонной кислоты.

Теперь добавляем в свои стаканы сахар по вкусу - по 1-3 ложки.

Потом с помощью педагога наливаем ребятам в стаканы со смесью воду. Хорошенько все перемешиваем, пока все вещества не растворятся.

 Наконец, набираем по 1/2 чайной ложки соды, засыпаем в свои стаканы

и перемешиваем. В напитках начинается бурление и появляется пена!

2. Лимонада готов! Проводим дегустацию! Провести дегустацию - значит по пробовать на вкус, оценить качество продукта.

3.Проводим оценку: вкусно или нет? Если не хватает сахара, можно немножко - Буты добавить.

Ищем варианты, как можно улучшить наш лимонад: можно добавить фруктовый сок, Mожно листочки мяты.

4. С удовольствием пьем свои лимонады и обсуждаем, что произошло.

Почему появились пузырьки в нашей газировке? Когда они появились?

Могли ли они появиться, если смешать кислоту и соду, но не добавить воду? (Пока ребята пьют свою газировку, преподаватель смешивает ложку лимонной кислоты с ложкой соды и показывает, что ничего не происходит. Потом добавляет  каплю воды, и реакция начинается.)

Что запустило реакцию кислоты с щелочью? Вода - причина начала химической реакции между щелочью и кислотой! Без нее эта реакция не получится! Вода - катализатор реакции (запускает и ускоряет реакцию).

Что показало нам исследование?

Полезную и вкусную газировку можно сделать самостоятельно, но она быстро «выдыхается» - из нее выходят газики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: Природное явление - кислотный дождь?

Занятие, которое учит детей бережно относиться к природе, через литературное слово, невербальные средства общения, непосредственное общение с природой. На занятии используется множество различных мето...

Статья "кислотные дожди"

Кислотный дождь — все виды метеорологических осадков — дождь,  снег,  град,  туман, дождь со снегом, — при которых наблюдается понижение pH  (водородного п...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Кислотность»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему  «Кислотность»...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ) тему «Кислотный дождь» для старшего дошкольного возраста

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение. Развивать любознательность, память, умение делать логические выводы о развитии природы и взаимоотношениях людей, животных, растений....

ООД с использованием ИКТ технологии «Лаборатория Наураша» «Кислотность»( подготовительной группе )

Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований....

Конспект НОД с использованием ИКТ технологии «Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе Тема: «Кислотность»

Конспект НОДс использованием ИКТ технологии«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»в подготовительной группе. Тема: «Кислотность»...