ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «МОЖЕТ ЛИ ГОВОРИТЬ ДОЖДЬ?» (ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ)
методическая разработка по окружающему миру

Веселова Виктория Валерьевна

Цель занятия: проверить у детей уровень сформированности умения задавать вопросы, проверить умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file0-4e9502ab45f79bdbb95bb21639dd48f15035bfd4.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5) ЛЕТ

С УЧЕТОМ ФГОС

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «МОЖЕТ ЛИ ГОВОРИТЬ ДОЖДЬ?»

(ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМНО-ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ)

Структура конспекта занятия:

Тип занятия: комбинированное.

Цель занятия: проверить у детей уровень сформированности умения задавать вопросы, проверить умение выдвигать гипотезы, строить предположения.

Задачи:

Обучающая: уточнить знания детей о дожде, помочь понять, что дождь состоит из капель воды, познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь; расширять словарный запас, учить рассуждать, развивать умение делать выводы, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать познавательные способности;

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, экологическую культуру, познавательный интерес к экспериментированию.

Интеграция областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое.

Планируемый результат: с интересом слушать рассказ, эмоционально и заинтересованно следить за проведением опытов, участвовать в экспериментировании, отвечать на вопросы воспитателя, искать решения проблемных ситуаций.

Форма занятия: фронтальное.

Продолжительность: 20 минут.

Участники: 10 детей.

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Оборудование и материалы: игрушка-кот, зонт, ведерко детское, пипетка для демонстрации опытов, пластиковые прозрачные стаканы, аудиозапись с шумом дождя, пластиковые емкости для воды, детские лейки, поролоновые губки голубого цвета, подставка с подсветкой, фартуки, полотенца.

Предварительная подготовка: разгадывание загадок об осени, дожде, воде; чтение произведений о дожде (авторские сказки и художественная литература Э.Ю.Шим «Слепой дождик»), беседы по теме.

Словарная работа: ввести в словарь детей слова: «эксперимент», «грибной дождь», «поток воды», «пипетка».

Методы и приемы работы с детьми: использование наглядных и игровых методов в сочетании со словесным.

Словесный – рассказ воспитателя, чтение стихотворения, вопросы, указания, поощрения.

Наглядный – показ опытов.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Вводная часть

Сюрпризный момент

Мотивация к деятельности

3 минуты

Основная часть

Создание проблемно-игровой ситуации (формулировка вопроса)

Актуализация знаний детей:

- выдвижение предположений

- поиск возможных вариантов решения

- демонстрация опытов

Динамическая пауза «Дождь»

Прослушивание аудиозаписи

15 минут

Заключительная часть

Стихотворение

Рефлексия

5 минут

Ход занятия.

Организационный момент.

Сюрпризный момент. Воспитатель сообщает детям о том, что по дороге в детский сад с ней произошел интересный случай.

Воспитатель: Ребята, а знаете, что сегодня произошло со мной по дороге в детский сад?

Дети: Нет! Что?

Воспитатель: Вы хотите узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда мы вместе уберем все игрушки на свои места, наведем в группе порядок. А пока раскладываем игрушки, вспомним наши веселые стихотворения про мышат.

Тиши, мыши, кот на крыше!

А котята еще выше!

Кот пошел за молоком,

А котята кувырком!

Кот пришел без молока,

А котята: «Ха-ха-ха».

Воспитатель: Смотрите, кто тут дремлет! Кот! Расскажем про кота Ваську стихотворение?

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тиши, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод (Дети бегут к стульям)

Рассаживаемся на стулья.

Воспитатель: Всем хватило места? Кто не успел сесть на стул, того кот заберет к себе на крышу!

Готовы услышать мою историю? Ушки приготовили, ротики закрыли. Слушаем.

Вышла я из дома и направилась в наш садик. Как вдруг начался дождь. Я достала зонт. Вот такой (показывает), и на мой красивый зонт, стало что-то капать, и тут со мной заговорил дождь.

Пауза.

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, умеет ли говорить дождь?

Дети: Нет! Он не человек. У него нет рта! Голоса. Он не живой.

Воспитатель: Так. А что такое дождь? Из чего он состоит?

Дети: Из капель. Из воды. Из капель воды.

Воспитатель: Верно, из капель воды состоит дождь. Когда идет дождик, мы слышим, как капельки стучат в окно, по подоконнику, по крышам машин и зонту (Воспитатель обращает внимание детей на окно группы).

Воспитатель: Сейчас вы сможете услышать, как стучит дождь.

Опыт №1. Показать детям, как капли воды стучат по пластиковой емкости или металлическому разносу.

Воспитатель: Я возьму ведерко, интересный прибор для опытов – пипетку, она наполнена водой (Воспитатель показывает, как капают капли из пипетки в пластиковое ведерко, слышится шум).

Воспитатель: Так начинается маленький дождик. Но он может вырасти! Капли соберутся вместе, и с неба уже льется поток воды!

Опыт №2. Показать детям, как течет вода.

Воспитатель: Сейчас я наберу из нашего крана чистой воды и покажу вам как вырос дождик! (Воспитатель берет пластиковый стакан с отверстиями снизу, наливает в него воду из пластиковой бутылки, вода льется в ведерко)

Воспитатель: Вот какой дождик: сначала маленький – с капельку, а потом вырастает! Точь-в точь как в игре «Дождик».

Ребята, как мы покажем маленький дождик? (хлопают тих в ладоши)

И вот он растет (хлопают громче)

Гремит гром (топают ногами).

А нам не страшен никакой дождик!

Мы раскрыли зонт (руки над головой в стороны)

И спрятались под ним! (руки «домиком» над головой)

Воспитатель: Мы с вами показали дождик, а теперь послушаем дождь.

Аудиозапись шума дождя с комментариями воспитателя.

  1. Говорит о том, что после дождя вырастут грибы.
  2. Наступила осень.
  3. Теплый летний дождь! Можно бегать по лужам!

Воспитатель: Вот как разговаривает с нами дождик, по-своему, особенно: то капельками тихо стучит в окно, а то барабанит по крыше.

Воспитатель: А мы можем здесь, в группе, сделать дождь?

Дети: Нет! Здесь нет туч. Он зальет нам всю группу.

Воспитатель: А может быть, все же попробуем?! Дождик – это…капельки воды. Они могут медленно капать, а могут литься. Посмотрите вокруг – из чего у нас может течь вода.

Дети: Из крана.

Воспитатель: (Удивляется) У нас из крана течет вода?! Кто же из ребят не закрыл кран после мытья рук?! Катя, пожалуйста, сходи и посмотри, закрыт ли кран?

Воспитатель: Ребята, можно оставлять кран с водой открытым?

Дети: Нет, воду надо беречь. Она нужна растениям, животным.

Воспитатель: Правильно.

Ребенок возвращается. Закрыт.

Воспитатель: Спасибо. Так как же нам сделать дождик?  Какие еще предложения? Хотите, я вам немного помогу? Из чего мы поливаем цветы?

Дети: Из лейки!

Опыт №3. Дети сами показывают, как из лейки течет вода.

Воспитатель: Помогать «делать дождик» мне будет Полина, мы с ней подготовим рабочее место, накроем клеенкой стол, поставим емкости для воды. Катя и Вика будут показывать дождь.

Воспитатель: Надеваем фартучки, нарукавники. Берем лейки (они уже наполнены водой). И вот у нас в группе идет дождь! А какой это дождь?

Дети: Летний! Грибной! Осенний! Холодный.

Воспитатель: Спасибо, ребята. Проходите на свои места. А еще как мы можем показать дождик? (Дети затрудняются с ответом, воспитатель показывает губки голубого цвета, похожи на облака: Посмотрите, что у меня есть!).

Дети: Нужно опустить губки в воду! Намочить их.

Воспитатель: Верно! Полина и Настя подходите к столу. Вот вам фартуки, губки и вода.

Опыт №4. Дети сами показывают, как можно сделать дождь с помощью губки. (После опыта вытирают руки полотенцем)

Воспитатель: Вот какой мы с вами сделали Дождик! Дождик пришел к нам в группу! А вы любите дождь?

Дети: Нет! На улице холодно и сыро. Придется сидеть дома.

Да – можно взять зонтики, надеть резиновые сапожки и немного погулять по лужам!

Воспитатель: Кому-то из нас нравится дождь, другим нет.

Дети, в начале нашей беседы я вам сказала, что со мной говорил дождик и сказал по секрету о том, что капельки воды могут светиться. И просил меня показать вам это. Смотрите! (Воспитатель берет подставку с подсветкой, ставит на нее емкость с водой)

Опыт №5. Показать детям, как свет проходит сквозь прозрачную воду.

Воспитатель: Вот такой он волшебный – обычный осенний дождь…

Заключительную часть занятия.

Воспитатель читает стихотворение.

Осень.

Дождь на улице идёт, мокрая дорога,

Много капель на стекле, а тепла немного,

Как осенние грибы, зонтики мы носим,

Потому что на дворе наступила осень.

 

Рефлексия.

 Что мы с вами думали о дожде в начале нашей беседы? (Он не умеет говорить)

К чему мы пришли потом? (Дождь говорит на своем языке, стучит капельками воды)

Воспитатель: Верно. А Дождик приготовил для вас подарок. Как вы думаете, что может подарить дождь?

Дети: Радугу! Лужи! Хорошее настроение!

Воспитатель (Выносит волшебный мешочек): Наш дождик дарит вам волшебные разноцветные капельки.

Приложение.

Загадка.

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Эдуард Юрьевич Шим

                            СЛЕПОЙ ДОЖДИК

_______________________________________________________________

    Минск, "Юнацтва", 1987

    OCR Dauphin, 2003

________________________________________________________________

    Летний весёлый Дождик прибежал в лес - и давай плясать! По

берёзовым листочкам пощёлкивает, по круглым осиновым листьям

барабанит, напевает песенку:

                        Я из тучи упал,

                        По земле побежал,

                        Мои ножки легки -

                        Ни разу не споткнутся...

    - Какая славная песня! - сказали вдруг тоненькие голоса.  -  Какой

добрый Дождик!..

    Это радовались Водомерки. Они жили в маленьком лесном озерце и

сейчас стояли рядышком у берега, как маленькие лодочки у пристани.

    - Значит, я вам нравлюсь? - спросил Дождик.

    - Ну, конечно! - ответили Водомерки. - Мы тебя так ждали!  Наше

озерцо уже совсем высыхало, мы не знали, куда деваться... А теперь оно

разольётся снова, жить нам будет просторно, привольно...  Лей пуще,

Дождик!

    И Дождик защёлкал сильнее и ещё громче запел:

                        ...Под кустом ждут меня,

                        Под листком ждут меня,

                        Птицы ждут, звери ждут,

                        Просто не дождутся!

    - Как бы не так! - послышался злющий скрипучий голос Паука. - Кому

ты нужен, глупый Дождь... Только мешаешь.  Я трудился, я старался,

паутину свою плёл. Между ветками её растянул, думаю: сейчас добыча

попадётся! А попали одни твои капли, намочили паутину, разорвали...

Убирайся из лесу!

    - Вот тебе на! - сказал Дождик. - Одни меня хвалят, другие меня

прочь гонят... Интересно, - нужен я всё-таки здесь пли нет?

    - Конечно, нужен!.. - пыхтя и отдуваясь, казала Сыроежка.  Она

только что проглянула из-под земли, и на её круглой фиолетовой шапочке

ещё лежал сучок и сосновые иглы. - Припусти, Дождик! Мы, грибы, расти

без тебя не можем!

    - Нет, нет! - закричала лесная Земляника в белом платочке.  -  Ты

сейчас совсем не нужен! Я вся вымокну, и у меня тогда ягод не будет!

    - Молодец, Дождик! - сказал мокрый, но очень довольный Лось. -  Ты

слепней разогнал, мух распугал, а то ведь житья от них не было!

    - Тьфу! -  рассердился Барсук.  -  Я нору чистил, проветривал,

подстилку менял, а тут -  хлынуло...  Безобразие!  Совсем не вовремя

дождик!

    Слушал Дождик, слушал - ничего понять не может.

    - Ну, - говорит, - вы тут без меня разберитесь - нужен я или нет.

А я покуда в деревню сбегаю.

    Прибежал в деревню, по тесовым крышам постукивает, в желобах

побулькивает, распевает:

                        Я из тучи упал,

                        По земле побежал,

                        Мои ножки тонки -

                        А всё равно не гнутся!

                        В деревнях меня ждут,

                        В городах меня ждут,

                        Тут и там, там и тут

                        Просто не дождутся!

    Это верно! - сказали Огурцы, росшие в огороде.  -  Заждались мы

тебя, Дождик... Ух, напьёмся сейчас!

    - Ах, так?! - сказали капризные Помидоры. - Дождик пошёл? Ну, так

не будет вам красных помидоров. Чтоб нам цвести, жара нужна, сухой

воздух... А сырость нам вредна, вредна, понимаете?

    - Ничего, ничего! - весело сказал жёлтый Лилейник, стоявший в

палисаднике перед домом. - Дождик - это хорошо, это полезно...  После

него я так расцвету, что моя хозяйка будет очень довольна!

    - Хозяйка не будет довольна! -  захныкали синие Люпинусы.  -  Мы

очень нежные цветы...  У нас такие тяжёлые шапки, что если они

намокнут, то мы не выдержим и сломаемся...

    Не успели цветы договорить, как на улице кто-то закричал и

засмеялся. Босые мальчишки шлёпали по лужам, брызгались и просили:

    - Дождик, Дождик, - пуще! Дождик, Дождик, - пуще!

    - Ага! - обрадовался Дождик. - Люди-то уже лучше всех знают, нужен

я или нет. Пуще - так пуще!

    И только он собрался припустить вовсю, как загромыхали колёса - на

конных граблях ехали колхозники.

    - Эх, - говорили они, - помешает нам дождик сено убрать... Хоть бы

унялся, погодил маленько!

    Дождик совсем растерялся. Он даже петь начал шёпотом и перепутал

слова своей песенки:

                        Я на тучу упал,

                        Я с земли убежал,

                        Мои ножки тонки -

                        Меня не дождутся...

    А тут между туч выглянуло ясное солнышко. Оно так заблестело,

засияло, что Дождик сразу ослеп.

    Ведь всегда при солнце Дождик становится слепым...

    И он уже теперь не мог выбирать дороги, и пошёл по земле просто

наугад. И больше на него никто не сердился. Все понимали, что, если

Дождик пришёл не вовремя, то сделал это он нечаянно.

______________________________________________________________________

    Сказки   советских   писателей: Для   мл.шк.возраста   /   Сост.

А.П.Костелецкая; Вступ. ст. Т.В.Кобржицкой; Худож.  К.П.Шарангович.  -

Мн.: Юнацтва, 1987. - 447 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Формирование творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность посредством использования нетрадиционных техник рисования

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках п...

План самообразования педагога по теме: " Развитие познавательной деятельности детей через опытно-экспериментальную деятельность"

Подобранна методическая литература по развитию познавательных способностей детей в средней группе...

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Развитие познавательных способностей у детей через опытно-экспериментальную деятельность»

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов....

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....