Методическая разработка "я и моя семья"
методическая разработка по окружающему миру

Валюк Ольга Петровна

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: социально-коммуникативная.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: подготовительная.

Тема: «Я и моя семья».

Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Программное содержание.

Образовательные задачи: дать представление детям о родственных связях о сообществе «семья» и о генеалогическом дереве. Показать многообразие имён, необходимость имени для каждого человека.

Развивающие: развивать чувство благодарности и уважения к родителям и семейным традициям. Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к близким людям.

Предварительная работа: чтение и обсуждение литературных произведений, рассматривание семейных альбомов, беседы в семье.

Словарная работа: поколение, отчество, род.

Материалы и оборудование: фотографии с семейного альбома, эскизы деревьев на листах бумаги, слайды семейных фотографий, фотографии в форме листочков, платочек.

Ход деятельности.

Педагог. Планету Земля населяют разные народы. Как называется наша страна?

Дети. Россия.

Педагог. А как называется город, в котором вы живёте?

Дети. Наш город называется Кропоткин.

Педагог. Какие народы (представители каких народов) живут в нашем городе?

Дети. У нас в городе живут: русские, армяне, украинцы, белорусы, дагестанцы, азербайджанцы.

Педагог. Дети у каждого человека на Земле есть имя: у самого маленького ребёнка, у взрослого, у старика и старушки. Давайте послушаем как по разному звучат наши имена. Пусть каждый громко назовёт своё имя, а мы послушаем.

(Дети друг за другом произносят свои имена.)

Педагог. Вот как много разных имён! Но мы услышали, что есть и одинаковые имена. Встаньте, пожалуйста, дети с одинаковыми именами.

(Дети встают, уточняют: в группе есть два Даниила, и три Оли.)

Педагог. Как вы думаете, зачем человеку имя?

Дети. Чтобы обратиться к человеку, назвать его ласково.

Педагог. Ребята, а чтобы случилось, если бы у людей вдруг исчезли их имена?

(Ответы детей.)

Педагог. Каждый из народов имеет свою историю, культуру, свои имена для мальчиков и девочек. Давайте познакомимся с историей имён. Старорусские имена очень отличаются от тех имён, которые мы употребляем сегодня. Вот лишь некоторые из известных нам имён. Имена девочек: Александра- мужественная, Анастасия- воскресенье, Валентина- постоянная, Василиса- царственная, Екатерина- чистая, Ирина- мир, Ксения- странница, Лариса- чайка, Татьяна- устроительница.

 Имена мальчиков: Александр- защитник, Андрей- мужественный, Николай- побеждающий, Станислав- прославляющий, Фёдор- божий дар, Филипп- любящий.

Педагог. Мы всегда знаем своё имя, отзываемся на него, наши собственные имена очень разнообразны.

А кто даёт ребёнку имя?

Дети. Имя ребёнку дают родители.

Педагог. Знакомые и близкие нам люди придумывают имена, употребляемые только в соей семье- и тогда Светлана может оказаться Светиком или Ланой.

Ребята вспомните, как вас называют в вашей семье.

(Ответы детей.)

Педагог. Давайте поиграем в игру «Мы любим тебя». (Каждый ребёнок должен побывать в центре круга. Игра заключается в том, что дети идут по кругу, затем вместе подходят к ребёнку в центре круга, ласково дотрагиваются платочком и говорят: «Мы любим тебя, Юличка».)

Педагог. Мы так же знаем, что у человека есть не только имя- у него есть отчество, фамилия. Как вы думаете, что такое «отчество»? Какое слово «спряталось» внутри? А кто знает, что это слово означает?

Дети. Это папино имя, по нему можно узнать как зовут папу. Слово «отче». Имя- я, отчество- мой отец, фамилия- мой род.

Педагог. Правильно, по отчеству мы узнаём имя отца. И я вам предлагаю поиграть в игру: «Здравствуйте!»- будем здороваться и прощаться друг с другом по имени и отчеству, как будто вы все уже взрослые.

Педагог. Вы слышали выражения «Я счастливый человек»? Что оно означает? Кто из вас может сказать, что он счастливый человек?

(Ответы детей.)

Педагог. Каждый из вас живёт в семье. Семья может быть большой или маленькой, но в любом случае около вас есть родные люди: папа, мама, бабушка, дедушка. Они любят вас и заботятся о вас: покупают красивую одежду; лечат вас, когда заболеете; играют с вами. У каждого из вас есть тёплый, уютный дом в который вы с удовольствием идёте и где есть всё, что вам необходимо. И вы, наверное, не задумываетесь о том, что всего этого может и не быть. А ведь есть на свете дети у которых нет семьи, нет своего родного дома. Таким детям требуются особые забота и внимание не только со стороны взрослых, но и со стороны таких детей, как вы, счастливых и любимых.

Педагог. Сейчас мы с вами посмотрим семейные фотографии на экране, и вы нам о них расскажите.

 (Дети рассказывают. Примерный план: член семьи, его имя и отчество, возраст, род занятий, чувства, который ребёнок испытывает по отношению к нему.)

Педагог. Вы прекрасно рассказывали о своих родителях, а сейчас расскажите о бабушках и дедушках.

(Ответы детей.)

Педагог. Ребята, я предлагаю поиграть в игру: «Назови ласково».

(Педагог читает слово, а дети образуют от него уменьшительно- ласкательную форму).

Бабушка- бабуля- бабулечка- бабуся.

Папа- папочка- папуля.

Дедушка- дедуля- дедуся.

Сын- сынок- сыночек- сынулечка.

Мама- матушка- мамочка- мамулечка.

Дочь- доченька- дочурка.

Педагог. Сегодня вы принесли фотографии членов своей семьи. Каждая семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят в глубь и мы их не видим. Точно так же мы порой не знаем о своих древних предках.

(Педагог раздаёт листы бумаги с изображением дерева.)

Педагог. Ребята, посмотрите на свою картинку. Как вы думаете, толстые нижние ветви- это кто?

(Ответы детей.)

Педагог. Да, это наши дедушки и бабушки, а может быть прадедушки и прабабушки. Давайте расположим их фотографии на нижних ветках. Они родили кого? (Маму, папу, тётю, дядю). Их фотографии мы расположим на ветках повыше. А на самых верхних ветвях будут расположены ваши фотографии, а так же фото ваших братьев, сестёр, двоюродных братьев и сестёр.

(Дети располагают фотографии, любуются большими деревьями с необычными листьями- лицами.)

Педагог. Дети, а вы знаете, что означает слово «поколение»?

(Ответы детей.)

Педагог. Так вот, мы расположили на нашем дереве три поколения (дети показывают каждое поколение).

Ребята, продолжайте составлять своё дерево, когда- нибудь вы подарите его своим детям, которые продолжат ваше дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного занятия "Семья"

Аннотация Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного  воспитания детей среднего дошкольного возраста через раскрытие понятия  «семья ».  Помог...

Методическая разработка. Проект "Моя семья"

Музыкальные занятия по проекту "Моя семья": 1-е занятие - "Веселушка и ее семья - папа", 2-е - "Веселушка и ее семья  - мама", 3-е - "Веселушка и ее семья - бабушка и дедушка"...

Методическая разработка на тему "Семья"

Конспект занятия ориентирован на детей среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Проект "Вся семья вместе, так и душа на месте""

Проект предназначен для ознакомление детей дошкольного возраста с понятием "Семья" и всем, что с ним связано....

Методическая разработка : «ПУТЕШЕСТВИЕ К СЕМИ ГНОМАМ» Конспект подгруппового занятия с элементами мнемотехники

«ПУТЕШЕСТВИЕ  К СЕМИ ГНОМАМ» Конспект подгруппового занятия с элементами мнемотехникис детьми старшей группы ...

Методическая разработка Тема «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребенка основ эколого-валеологического мировоззрения».

Основополагающей мотивацией приобщения детей дошкольного возраста к валеологической культуре является здоровый образ жизни каждого члена общества и всей семьи в целом. В здоровой семье, как и  в ...