Акция "Покормите птиц зимой"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Кобаидзе Светлана Владимировна

 Акция «Каждой пичужке - кормушка!» и «Покормите птиц зимой». Отчет о проделанной работе в средней группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_pokormite_ptits_zimoy.docx973.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 «Колосок» села Горнозаводского

Отчет о проделанной работе

в средней группе «Звёздочки».

Акция «Каждой пичужке - кормушка!»

и

 «Покормите птиц зимой».

                 Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории

                                                          Кобаидзе Светлана Владимировна.

село Горнозаводское

2022 год.

Цели и задачи.

Цель:

Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу о них.

Расширить знания детей о птицах.

Задачи:

1.Формироват экологическое представление детей об окружающем мире.

2. Обобщить и расширить знания детей о зимующих птицах.

3. Воспитывать и развивать единую экологическую задачу: помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.

4. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.

5. Развивать в детях ответственность за «братьев наших меньших».

       Снится ночью пауку

       Чудо - юдо на суку:

       Длинный клюв и два крыла

       Прилетит - плохи дела.

       А кого паук боится?

       Угадали? Это…   (Птицы)

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, характерные особенности внешнего вида и поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от того, что делясь крохами, подкармливая птиц, спасают их от гибели.

Наша группа «Звёздочки» приняли участие в акции «Покормите птиц зимой». Кормушки для птиц сделали воспитанники: Еремчук Алексей, Миссаль Ксения, Кравченко Ксения, Мамон Богдан.                 

В рамках акции «Покормите птиц зимой» в нашей группе прошел цикл мероприятий:

Знакомство с зимующими птицами

Цель: Познакомить детей с зимующими птицами, воспитывать желание помогать птицам в тяжелое для них время.

Воспитатель вносит в группу картину с изображением синицы. Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это птичка – синичка. Эта птица не простая, ее еще называют зимующей. Называют ее так потому, что она не улетает на зиму в теплые страны, а остается зимовать в городах. Давайте ее рассмотрим. Все тело птицы покрыто перьями. Они разного цвета. Какого цвета перышки у синички? Какие части тела у нее есть? Синичкам очень тяжело в зимнее время добывать себе еду. Она питается мелкими насекомыми - букашками. Можно ли найти зимой насекомых на улице? Поэтому люди делают кормушки и подкармливают синиц. Воспитатель выставляет картину с изображением других зимующих птиц. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Рассматривание картины. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек  на кормушку прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, какие же птицы прилетели на нашу кормушку.

(воспитатель выставляет на кормушку картинки птиц, о которых говорит).
1. Синицы прилетали первыми на кормушку.
2. Во вторник прилетели снегири.
3. В среду прилетели вороны.
4. В четверг прилетели воробьи к кормушке.
5. В пятницу прилетал голубь.
6. А в субботу семь сорок  лакомились на кормушке!

Воспитатель: Вот видите, как много птиц прилетело за кормом на кормушку. Мы с вами сейчас на прогулке установим кормушки на нашем участке, и каждый день будем кормить птиц, так им легче будет перенести сильные морозы зимой.

Дети одеваются и с помощью взрослых устанавливают кормушки на своем  участке.

Пластилинография в средней группе «Снегирь на ветке»

Цель: продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования — рисование пластилином (пластилинография).

Задачи: 

Образовательные:

- Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и различия.

- Учить детей смешивать пластилин из 2-х цветов, образовывая новый оттенок. Продолжать учить соблюдать правила композиции, аккуратно работать с пластилином, совершенствовать умение отщипывать маленький кусочек пластилина и растягивать его по силуэту снегиря.

Развивающие:

- активизировать внимание, память и мышление;

- развивать мелкую моторику рук,

- продолжать развивать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших»;

- вызывать стремление беречь птиц, помогать им.

Оборудование:

- демонстрационный материал (картинки зимующих птиц);

- раздаточный материал (пластилин, доски для лепки, стеки, листы бумаги с изображением снегиря на ветке рябины).

Ход: Организационный момент.

Воспитатель: Эй, девчонки, эй, мальчишки!

Убирайте куклы, книжки,

Так же пазлы и машинки.

На ковер вас всех зову,

Срочной новостью с вами поделиться хочу.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Поздняя осень.) Какая сегодня погода? (Идет снег.)

Правильно, вчера весь день и сегодня идет снег.

Воспитатель: Сегодня вместе со снегом к нам в группу прилетела срочная телеграмма«Прилетаем. Встречайте!»

Интересно, от кого эта телеграмма? Может вы, знаете, ребята?

Вот здесь еще, что написано:

Пусть я птичка невеличка

У меня друзья, привычка -

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда

Черно-красный, красногрудый,

И зимой найду приют:

Не боюсь любой простуды,

С первым снегом тут как тут!

Что это за птица? (Снегирь.)

Воспитатель: Правильно: Снегири – наши друзья и гости. На севере у снегирей уже давно трещат морозы. Вот птицы и прилетают в наши края, им кажется, что у нас тепло и, главное, много корма – всевозможные ягоды и семена.

Какими ягодами питаются снегири? (Ягодами рябины.)

- Чем отличается снегирь от других птиц? Что есть у снегиря? (Туловище, голова, лапки, крылья, тело покрыто перьями, на голове есть клюв, глаза.)

Какого цвета грудка у снегиря? А крыло?

Игра «Найди снегиря» - закрепить знания об окраске снегиря.

- Почему снегирей так назвали?

Прилетают со снегом, будто приносят с собой зиму. 

Есть такая пословицаСнегирь прилетел – зима пришла.

- А где же наши гости. Что-то их не видно. Давайте их поищем.

Посмотрите, да вот же они, на окошке сидят, их просто запорошило снегом, поэтому их не заметно.

Что мы можем сделать, чтобы вернуть птицам их красоту (раскрасить).

С техникой пластилинографией мы уже знакомы. А сначала подготовим наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки,

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

Воспитатель: Ребята, какого цвета крылья у снегиря? А у вас есть серый цвет? Может, кто из вас знает, как сделать серый цвет? Смешивание белого пластилина с черным.

Поэтапный показ и объяснение последовательности выполнения работы.

Для грудки используем красный пластилин, для крыльев серый пластилин (смешиваем белый и черный, для хвоста и головы черный пластилин. Отщипываю маленький кусочек, прикладываю к картинке и большим пальцем правой руки прижимаю и растягиваю.

Посмотрите, мой снегирь стряхнул с себя снег и сразу ожил, повеселел.

Художественное творчество детей, индивидуальная помощь.

Анализ и оценка детских работ. Рефлексия.

Воспитатель: Какие яркие, красивые снегири у вас получились! Как живые, настоящие, очень симпатичные и весёлые!

Ребята, что вам сегодня понравилось?

Как вы считаете, получилось у вас раскрасить снегиря с помощью пластилина?

Я думаю, что у многих из вас около дома висит кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и становятся частыми гостями в ней. А вы можете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней.

Приучите этих птиц -

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Мне очень понравились ваши работы, они такие замечательные, мы сейчас сделаем выставку.

C:\Users\Слава\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20211215_073443.jpg

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

Цель - научить составлять описательный рассказ.

«Моделирование»  Строение птицы

Дети из отдельных частей собирают птицу.

Упражнение «Кто как поет?»

Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.

«Накорми птиц»

На картинке нарисованы птицы и разные варианты корма. Надо от каждой птицы нарисовать линию к любимому корму.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Покрошить хлеб птицам.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем. 
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых крылышках. 
Всем хватило зернышек.                    Н. Нищева

Подвижная игра «Собачка и воробьи».

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок —«собачка»,  все остальные — «воробьи».

Скачет, скачет воробей — Дети скачут. 
Скок-поскок! 
Скок-поскок! 
Кличет маленьких детей:
 -  Повторяют: «Чив! Чив! Чив!»
Чив! Чив! Чив! 
Чив! Чив! Чив! 
Киньте крошек воробью, 
Я вам песенку спою: 
Чик-чирик!  -  
Повторяют: «Чик-чирик!»
Чик-чирик! 
Вдруг прибежала «собачка" и громко залаяла. 
«Воробьи» разлетаются.

Игра проводится 2—3 раза.

Цель - Закрепить знание детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о зимующих птицах.

Ход прогулки:

Наблюдение: Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.

C:\Users\Слава\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220204_104200.jpg        C:\Users\Слава\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20220218_152359.jpg

Беседа «В гостях у зимующих птиц».

--Что ты знаешь о птицах?

- Ребята, какое сейчас время года?

- Что зима принесла с собой?

- Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

- Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость?

-Какими природными явлениями зима выражает свою злость?                          

Чтение книг:

Сладкова «Волшебная палочка», «Кусок хлеба».

В. Бианки «Сумасшедшая птица», «Кто сыт, тому голод не страшен», С. Маршак «Где обедал воробей».

Г. Скребицкий и В. Чаплина «Зимние гости», «Чем дятел зимой питается».

Чтение и разучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

             

Полученные знания дети отразили в своем творчестве:

Ручной труд «Синичка на ветке»

 C:\Users\Слава\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20211111_094352.jpg C:\Users\Слава\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20211111_095120.jpg

Рисование ладошкой.

C:\Users\Слава\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20211112_093504.jpg   C:\Users\Слава\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20211112_102149.jpg

ЧЕМ КОРМИТЬ ПТИЦ:

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и

поползни.

Овес, если нет ничего лучше, едят воробьи, синицы.

Пшено и просо – любимая еда  воробьев и голубей.

Семена репейника – основной корм щеглов.

Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

Хлебные крошки едят синицы, воробьи и голуби.

Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Сырое мясо  – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Корм для птиц

       

Игра-диалог: «Чем питаются зимующие птицы».

Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.

В рамках образовательной деятельности дети изучили зимующих птиц, особенности их жизни зимой. Во время прогулок дети учились наблюдать за зимующими птицами, во время чего дети отметили, что большое количество птиц можно увидеть возле кормушек, которые изготавливает человек. Так же детям совместно с родителями было поручено провести эксперимент и узнать, чем же питаются зимующие птицы, после чего был организован благотворительный сбор корма для птиц.

Наблюдение за птицами у кормушки.

Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правило кормления.

Развешивание кормушек.

Цель: развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм. 

Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.

Зимнее время – это не только веселые праздники, но и самое тяжелое время для зимующих птиц. Перед ними встаёт жизненно важный вопрос, как прокормиться: доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм практически недоступен, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

«Вечер - загадок о птицах»

Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.

  - Консультация для родителей: 

«Как помочь зимующим птицам».

- Оформление стенда «Покормите птиц зимой»

  Работа с родителями:

- Подготовка кормушек для птиц

- Организация выставки кормушек

- Подборка художественной литературы о птицах.

Вывод и впечатления о проведённых наблюдениях:

В нашем детском саду стартовала акция «Покорми птиц зимой». Целью, которой является привлечение внимания детей и взрослых к зимующим птицам. Много пернатых погибает от холода и голода. Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. Понимая всю важность и значимость данной акции, мы с ребятами нашей группы тоже решили принять в ней участие.

Я предложила родителям совместно с детьми изготовить кормушки для птиц. На что родители охотно откликнулись. Дети принесли кормушки и рассказывали о том, как они их с родителями делали. Во время прогулок мы развесили кормушки на участке и ежедневно пополняли их запасами еды. В разные кормушки мы насыпали различный корм. О том, чем же можно кормить птиц была изучена специальная литература. Осенью мы с ребятами заготовили корм для птиц. Выходя на прогулку, мы с детьми наблюдали за птицами, прислушивались к их голосам.

В ходе проведения акции дети много узнали о птицах. Так, например, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму. Как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают. Но самое главное, они поняли, что в наших силах помогать птицам – братьям нашим меньшим, заботиться о них, ведь мы - люди!

По итогам проведенной акции, можно сделать вывод, что дети стали более заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются на вкусный обед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...