Лексическая тема "Домашние птицы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Канева Ирина Сергеевна

Распределение дидактических игр на учебную неделю по лексической теме: "Домашние птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_domashnie_ptitsy.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема  «Домашние  птицы»

Понедельник

Цель: формирование  словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Один - много» (можно играть с мячиком)

Один петух – много …петухов

Один индюк – много …индюков

Один гусь – много …гусей

Один селезень – много …селезней

Одна курица – много …куриц

Одна индюшка – много ….индюшек

Одна утка – много …уток

Одна гусыня – много …гусынь

Дидактическая игра  «Есть  -  нет»

Есть курица – нет …курицы

Есть индюшка  – нет …индюшки

Есть цыпленок – нет …цыпленка

Есть гусенок – нет …гусенка

Есть индюшонок – нет… индюшонка

Есть гуси – нет … гусей

Есть индюки – нет … индюков  и т.д.

Дидактическая игра  «Назови  ласково»

Петух  - … петушок

Курица - … курочка

Утка  - …уточка

Утенок - … утеночек

Цыпленок - …цыпленочек  и  т.д.

Вторник

Цель: обогащение  и закрепление словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Жадина»

ОНА  МОЯ – курица, утка, индюшка, гусыня…

ОН  МОЙ – петух, селезень, индюк, цыпленок…

ОНИ  МОИ – гуси, утки, цыплята, утята…

Дидактическая игра «Какой, какая,  какие?» 

Цыплята (какие?) – маленькие, желтые, красивые, пушистые …
Утка (какая?) – молодая, старая, жирная, белая ...
Гусь (какой?) – красивый, большой, молодой, старый …  и т.д.

Дидактическая игра «Назови птенцов»

У курицы – … цыпленок

У гусыни - … гусенок

У индюшки – … индюшонок

У утки  - …утенок

Дидактическая игра «Что делают птицы?» (составить предложения)

  • Утка  - крякает, плавает, ныряет, высиживает утят, летит ...
  • Курица - кудахчет, ищет корм, ходит по двору…
  • Индюк – стоит, ходит, болобочет…
  • Цыпленок – пищит, клюет кашу…
  • Гусь – шипит, гогочет, щиплет траву…

 Среда

Цель: развитие грамматической стороны речи по лексической  теме.

Дидактическая игра  «1-3-5»

Одна курица  - три курицы – пять куриц

Одна утка – три утки – пять уток

Один петух  – три  петуха  – пять петухов

Один  индюк - три индюка – пять индюков

Один утенок – три утенка  – пять утят

Один цыпленок – три цыпленка – пять цыплят

Один индюшонок – три индюшонка – пять индюшат    и т.д.

Дидактическая игра «Чьи перья, хвост, шея?»

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

У утки  чьи перья (лапы)? – утиные

У утки чей хвост (клюв)? – утиный

У утки чья шея (голова)? – утиная

        У курицы чьи перья (лапы)? – куриные

        У курицы чей хвост (клюв)?  - куриный

У курицы чья шея (голова)? – куриная

У гуся чьи перья (лапы)? – гусиные

У гуся чей хвост (клюв)? – гусиный

У гуся чья шея (голова)? – гусиная  и т.д.

Дидактическая игра  «Исправь ошибку и скажи правильно»

  • Из яиц курицы вылупились утята.
  • Птенцы высиживают яйца.
  • Тело птицы покрыто шерстью.
  • Индюшка учит гусят плавать.
  • Курица плавает по озеру.
  • Индюк крякает.     И  т.д.

Четверг

Цель: развитие связной речи, логического мышления, памяти.

Дидактическая игра «4 –й лишний»

  • ласточка, гусь, петух, индюк
  • утка, кукушка, курица, гусыня
  • цыплята, гусята, журавлята, индюшата
  • курица, петух, цыпленок, снегирь   
  • синица, гусенок, гусь, гусыня
  • дятел, индюшка, индюшонок, индюк
  • утка, утенок, селезень, ворона

Составление рассказа про домашнюю птицу.

1.Про какую  птицу ты расскажешь?  

2. Какого цвета ее оперение?

3. Какого она (птица)  размера?

4. Какие части тела есть у птицы?

5.Чем питается эта птица?

6.Как за ней ухаживает человек? Какую пользу приносит человеку?

Пример рассказа

Я расскажу про утку. У нее белое оперение, желтый клюв, оранжевые лапы. Она среднего размера. У утки есть голова, шея, туловище, 2 крыла, 2 лапки с перепонками и короткий хвост. На голове у утки глаза, длинный плоский клюв  и слуховые отверстия. Утка питается водорослями, мелкой рыбешкой, травой, человек кормит ее зерном. Утка дает человеку пух и перо, мясо и яйца.

Пятница

Цель: обобщение материала по изученной лексической теме.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

  • Петух большой, а цыпленок …маленький.
  • Петух белый, а индюк … черный.
  • У гуся длинная шея, а у селезня …короткая.
  • У курицы лапки с коготками, а у утки …с перепонками.
  • У зверей шерсть, а у птицы … перья.
  • У человека нос, а у птицы … клюв.
  • У человека руки, а у птицы … крылья.
  • У человека ребенок, а у птицы … птенец.

Дидактическая игра  «Продолжи предложение»

  • На заборе сидел петух. Какой забор? Какой петух? Теперь скажи все вместе. (На деревянном заборе сидел большой петух.)

  • У Оли цыпленок. Какой цыпленок? (У Оли маленький пушистый желтый цыпленок.)

  • Мама купила курочку. Какую курочку? (Мама купила маленькую пестренькую курочку.)

  • По двору ходит индюк. По какому двору? Какой индюк? (По нашему двору ходит огромный сердитый индюк.)

Подготовила Канева И.С. воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».

С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...

Лексическая тема "Птицы"

Загадки, стихи, игры по лексической теме "Птицы"...

Картотека пословиц по лексической теме "Птицы"

Картотека пословиц и поговорок по лексической теме "Птицы"...

картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"

картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....