Лексическая тема "Перелетные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Канева Ирина Сергеевна

Распределение дидактических игр на учебную неделю по лексической теме: "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_pereletnye_ptitsy.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема  «Перелетные птицы»

Понедельник

Цель: формирование  словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Один - много» (можно играть с мячиком)

Один журавль – много …журавлей

Один гусь – много …гусей

Один лебедь – много …лебедей

Один грач – много …грачей

Одна кукушка – много …кукушек

Одна ласточка – много ….ласточек

Одна утка – много …уток

Одна пеночка – много …пеночек

Дидактическая игра  «Есть  -  нет»

Есть ласточка – нет …ласточки

Есть иволга – нет …иволги

Есть зяблик – нет …зяблика

Есть журавль – нет …журавля

Есть кукушка – нет… кукушки

Есть лебеди – нет … лебедей

Есть грачи – нет … грачей  и т.д.

Дидактическая игра  «Назови  ласково»

Соловей - … соловушка

Журавль - … журавушка, журавлик

Кукушка - …кукушечка

Перепел - … перепелочек

трясогузка - …трясогузочка  и  т.д.

Вторник

Цель: обогащение  и закрепление словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Жадина»

ОНА  МОЯ – кукушка, ласточка, иволга, малиновка, камышовка…

ОН  МОЙ – грач, гусь, зяблик, соловей, стриж, чибис, перепел…

ОНИ  МОИ – аисты, гуси, дрозды, жаворонки, зарянки, лебеди…

Дидактическая игра «Какой, какая,  какие?» 

Лебеди (какие?) – маленькие, большие, красивые, гордые, черные, белые …
Ласточка (какая?) – юркая, красивая, звонкая, перелетная, маленькая ...
Грач (какой?) – красивый, черный, большой, молодой, старый …  и т.д.

Дидактическая игра «Назови птенцов»

У грача – … грачонок

 У аиста - … аистенок

У лебедя – …лебеденок

У гуся - …гусенок

У скворца - …скворчонок

У кукушки – кукушонок

У утки - … утенок

У журавля  -… журавленок

У щегла - … щегленок

У дрозда -… дрозденок  и т.д.

Дидактическая игра «Что делают птицы?» (составить предложения)

  • Ласточка  - (щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов).
  • Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
  • Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
  • Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

 Среда

Цель: развитие грамматической стороны речи по лексической  теме.

Дидактическая игра  «1-3-5»

Одна ласточка  - три ласточки – пять ласточек

Одна малиновка – три малиновки – пять малиновок

Один дрозд  – три  дрозда  – пять дроздов

Один  зяблик - три зяблика – пять зябликов

Один журавль – три журавля  – пять журавлей   и т.д.

Дидактическая игра «Образуй новое слово»

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

  • Если у цапли длинный клюв, то это …длинноклювая цапля

  • Если у аиста длинные ноги, то это … длинноногий аист

  • Если у ласточки острые крылья, то это … острокрылая ласточка

  • Если у соловья звонкий голос, то это … звонкоголосый соловей

  • Если у скворца короткий хвост, то это …короткохвостый  скворец

  • Если у гуся длинная шея, то это … длинношеий гусь

  • Если у утки плоский клюв, то это … плоскоклювая утка

  • Если у грача черное крыло, то это … чернокрылый  грач

Дидактическая игра  «Исправь ошибку и скажи правильно»

  • Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
  • Дети сделали для аистов скворечники.
  • Птенцы высиживают яйца.
  • Тело птицы покрыто шерстью.
  • Птенцы строят гнёзда.     И  т.д.

Четверг

Цель: развитие связной речи, логического мышления, памяти.

Дидактическая игра «4 –й лишний»

  • ласточка, ворона, воробей, галка
  • скворец, собака, кукушка, соловей
  • воробей, голубь, журавль, синица.
  • скворец, журавль, лебедь, снегирь   
  • жаворонок, ласточка, аист, синица
  • дятел, кукушка, лебедь, трясогузка
  • чайка, лебедь, утка, ворона
  • сорока, соловей, кукушка, ласточка
  • цапля, голубь, аист, журавль

Составление рассказа про перелетную птицу.

1.Про какую  птицу ты расскажешь?  

2. Какого цвета ее оперение?

3. Какого она (птица)  размера?

4. Какие части тела есть у птицы?

5.Чем питается эта птица?

6. Какую пользу приносит человеку?

Пример рассказа

Я расскажу про  скворца. У него черное оперение с белыми крапинками, желтый клюв. Он среднего размера. У скворца есть голова, туловище, 2 крыла, 2 лапки и короткий хвост. На голове у скворца глаза, длинный острый клюв  и слуховые отверстия. Скворец питается личинками насекомых, дождевыми червями. Скворцы помогают человеку сохранить урожай и защитить  его от насекомых.

Пятница

Цель: обобщение материала по изученной лексической теме.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

  • Аист большой, а соловей …маленький.
  • Кукушка сидит высоко, а ласточка …низко.
  • Лебедь белый, а грач … черный.
  • У журавля широкие крылья, а у ласточки …узкие.
  • У лебедя длинная шея, а у скворца …короткая.
  • Жаворонок живет в поле, а цапля …на болоте.
  • У человека квартира, а у птицы … гнездо.
  • У зверей шерсть, а у птицы … перья.
  • У человека нос, а у птицы … клюв.
  • У человека руки, а у птицы … крылья.
  • У человека ребенок, а у птицы … птенец.

Дидактическая игра  «Составь из слов предложение»

  • Скворец, тёплые края, прилетать.
  • Гнездо, высиживать, грач, птенцы.
  • Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные.
  • Небо, летать, кричать, журавль, большой.
  • Болото, утки, крякать, громко.
  • Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.

Подготовила Канева И.С. воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».

С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...

Лексическая тема "Птицы"

Загадки, стихи, игры по лексической теме "Птицы"...

Картотека пословиц по лексической теме "Птицы"

Картотека пословиц и поговорок по лексической теме "Птицы"...

картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"

картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....