Лексическая тема "Зимующие птицы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Канева Ирина Сергеевна

Распределение дидактических игр на учебную неделю по лексической теме: "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_zimuyushchie_ptitsy.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема  «Зимующие птицы»

Понедельник

Цель: формирование  словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Один - много» (можно играть с мячиком)

Один снегирь – много …снегирей

Один голубь – много …голубей

Один дятел – много …дятлов

Один сыч – много …сычей

Одна ворона – много …ворон

Одна галка – много ….галок

Одна сорока – много …сорок

Одна синица – много …синиц

Дидактическая игра  «Есть  -  нет»

Есть ворона – нет …вороны

Есть синица – нет …синицы

Есть галка – нет …галки

Есть дятел – нет …дятла

Есть сова – нет… совы

Есть голубь – нет … голубя

Есть снегирь – нет … снегиря и т.д.

Дидактическая игра  «Назови  ласково»

Синица - … синичка

Голубь - … голубок, голубочек

Сова - …совушка

Галка - … галочка

Ворона - …воронушка  и  т.д.

Вторник

Цель: обогащение  и закрепление словарного запаса по лексической  теме.

Дидактическая игра «Жадина»

ОНА  МОЯ – галка, ворона, синица…

ОН  МОЙ – голубь, снегирь, дятел…

ОНИ  МОИ – голуби, сороки, вороны…

Дидактическая игра «Какой, какая,  какие?»

  • Воробьи  (какие?) – маленькие, большие, толстые, растрепанные
  • Ворона  (какая?) – серая, старая, крикливая, хитрая ...
  • Снегирь  (какой?) – красивый, большой, молодой, старый …  и т.д.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?»

У вороны клюв чей? - … вороний.

У вороны голова чья? - … воронья.

У вороны лапы чьи? - … вороньи.

        У сороки клюв чей? - … сорочий.

        У сороки голова чья? - … сорочья.

        У сороки  лапы чьи? - … сорочьи.

У воробья  клюв чей? - …воробьиный.

У воробья голова чья? - …воробьиная.

У воробья лапы чьи? - …воробьиные.

Дидактическая игра «Как птицы голос подают?» (составить предложения)

  • Сова  - … ухает.
  • Ворона, галка  – … каркает.
  • Сорока  – … стрекочет.
  • Воробей  – … чирикает.
  • Голубь  - …воркует.

Среда

Цель: развитие грамматической стороны речи по лексической  теме.

Дидактическая игра  «1-3-5»

Одна синица  - три синицы – пять синиц

Одна сорока – три сороки – пять сорок

Одна ворона  – три  вороны – пять ворон

Один  дятел - три дятла – пять дятлов

Один голубь – три голубя  – пять голубей  и т.д.

Дидактическая игра «Образуй новое слово»

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля). 

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая. 

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист). 

Если у аиста красный клюв – красноклювый. 

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). 

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). 

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она... (Длиннохвостая) 

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

  • Если у сороки  белые бока, то она …белобокая

  • Если у синицы желтая грудка, то она … желтогрудая

  • Если у снегиря красная грудка, то он … красногрудый

  • Если у сороки  длинный хвост, то она …длиннохвостая

  • Если у совы  большие глаза, то она … большеглазая

  • Если у дятла  красная голова, то он … красноголовый

Дидактическая игра  «Подбери нужное слово»

  • Ворона большая, а воробей… маленький.
  • У дятла длинный клюв, а у синицы … короткий.
  • У снегиря грудка красная, а у синицы … желтая.
  • У сороки клюв толстый, а у воробья… тонкий.
  • У сороки хвост длинный, а у синицы …короткий.
  • У совы большие глаза, а у воробья… маленькие.
  • Ворона каркает, а воробей… чирикает.
  • У синицы лапки тонкие, а у вороны …толстые.        И  т.д.

Четверг

Цель: развитие связной речи, логического мышления, памяти.

Дидактическая игра «4 –й лишний»

  • ласточка, ворона, воробей, галка
  • ворона, скворец, кукушка, соловей
  • воробей, голубь, журавль, синица.
  • скворец, журавль, лебедь, снегирь  
  • голубь, галка, утка, синица
  • дятел, сова, курица, свиристель
  • голубь, ворона, галка, сова
  • сорока, соловей, ворона, снегирь
  • цапля, голубь, дятел, воробей

Составление рассказа про зимующую птицу.

1.Про какую  птицу ты расскажешь?  

2. Какого она (птица)  размера?

3. Какие части тела есть у птицы?

4. Какого цвета ее (его) оперение?

5.Чем питается эта птица?

6. Какую пользу приносит?

Пример рассказа

Я расскажу про  дятла. Это лесная птица среднего размера. У него есть голова, туловище, длинный хвост, 2 лапки с коготками. Оперение дятла пестрое: черная спинка с белыми крапинками, на голове красные перышки. Сильный черный хвост помогает дятлу упираться в дерево.  Дятел питается личинками насекомых, семенами шишек. Дятел  помогает сохранить деревья, поедая насекомых-вредителей.

Пятница

Цель: обобщение материала по изученной лексической теме.

Дидактическая игра «Подбери нужное слово» (с показом на схеме)

  • Сова вылетела (откуда?) – из дупла.
  • Сова влетела (куда?) -  в дупло.
  • Голубь прилетел и сел (куда?) – на крышу.
  • Сорока вылетела (откуда?) – из дупла.
  • Сорока влетела (куда?) -  в дупло.
  • Синица залетела (куда?) –  за дерево.
  • Синица вылетела (откуда?) – из-за куста.
  • Ворона прилетела и села (куда?) – на ветку дерева.
  • Галка пролетела (над чем?) – над деревом.

Дидактическая игра  «Объясни пословицу»

  • Всякая птица своим голосом поёт.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Всякая птица к своей стае летит.
  • Где птица не летает, а своё гнездо знает.
  • Каждая птица своим носом кормится.
  • Красна птица пером, а человек умом.
  • Птицы сильны крыльями, а человек дружбой.
  • Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Подготовила Канева И.С. воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».

С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...

Лексическая тема "Птицы"

Загадки, стихи, игры по лексической теме "Птицы"...

Картотека пословиц по лексической теме "Птицы"

Картотека пословиц и поговорок по лексической теме "Птицы"...

картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"

картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....