Конспект занятия "Деревья, лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14 «ДЮЙМОВОЧКА» ГОРОДА ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КОНСПЕКТ ООД
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ДЕРЕВЬЯЛЕС»
Подготовила:
Воспитатель Мирвалеева И.Ф
Янаул 2022 г.
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию
в старшей группе
«Деревья. Лес.»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразии деревьев, растущих в Республике Башкортостан, дать первоначальные сведения о названиях деревьев на башкирском языке.
Задачи:
Образовательная: продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, и к изучению башкирского языка.
Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, воображение, мелкую моторику.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к лесу, деревьям, к природе родного края.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Оборудование, материалы: Презентация, иллюстрации правила поведения в лесу, веточки сосны, веточки березы, листья деревьев, для практической части: цветная бумага, клей.
Методы и приемы:
словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);
наглядный (презентация ПК, рассматривание веточек, листьев);
практический (изготовление елочки из бумаги);
игровой (игра «Найди лист»).
Здоровьесберегающие технологии: Физминутка, пальчиковая гимнастика, упражнение на дыхание.
Ход занятия
- Организационный момент
Приветствие:
- Һаумыһығыҙ, балалар! Здравствуйте, дети! Мин-тәрбиәсе. Я воспитатель. Минең исемем Илюза Флюровна. Меня зовут Илюза Флюровна.
- Ә һеҙҙең исемдәрегеҙ нисек? Минем тылсымлы шарым беҙгә яҡыныраҡ танышырға ярҙам итәсәк. Мой Волшебный шар поможет нам познакомиться. (Передаем друг другую и называем имя.)
- Мы с вами познакомились друг с другом. А посмотрите сколько у нас с вами гостей сегодня! Поздороваемся со всеми громко: Һаумыһығыҙ! Здравствуйте!
- Основная часть
- Балалар, мин һеҙгә бөгөн шыршы булып ҡунаҡҡа килдем, һеҙҙең эргәгеҙҙә йылы, рәхәт, ә башҡа ағастар нисек икән ҡышҡы һалҡындарҙа? Ребята, я сегодня пришла к вам в гости, как елочка. Мне здесь с вами тепло, спокойно, а другие деревья как выживают в такие зимние морозы? Что же происходит с лесом зимой, что с моими друзьями-деревьями?
- (ответы детей)
- Һеҙ әҙерһегеҙме минең менән урманға юнәлергә? Ребята, Вы готовы отправиться в зимний лес? (ответы детей)
- Нисек һуң беҙ унда барабыҙ? Но как же мы попадем туда? У нас же есть Волшебный шар! Он нам поможет!
- Балалар, ә урманда үҙеңде нисек тоторға кәрәк! Как нужно вести себя в лесу? Какие мы с вами знаем правила?
Правила поведения в природе.
Ребята, запомните и соблюдайте правила поведения в природе :
Нельзя ломать ветки деревьев!
Нельзя рвать листья деревьев!
Нельзя разжигать костер возле деревьев!
Нельзя разрушать кору дерева, царапать по ней острыми предметами!
- Афарин! Молодцы!
- Тылсымлы шар, ҡышҡы урманға ағастар батшалығына юлды табарға ярҙам итсе беҙгә!
Волшебный шар, помоги нам найти дорогу в зимний лес, в царство деревьев.
(с песней идем за шаром)
Тышта ҡар яуа,
Ниндәй саф һауа!
Әйҙә сығайыҡ,
Сана шыуайыҡ;
Ҡырға барайыҡ,
Юлдар ярайыҡ.
Биттәр ал булһын,
Күңелле ял булһын!
Ниндәй матур ҡышкы урман. Бөтә ер ап – аҡ ҡар менән ҡапланған. Ә һауаһы ниндәй саф! Әйҙәгеҙ тәрән итеп һулыш алайыҡ!
Какой красивый зимний лес! Все покрыто белым снегом. А какой воздух свежий! Вдохните глубоко носом, выдохните ртом.
- А в лесу нас встречают мои друзья! Вы их узнали? (ответы детей)
- Был минең дуҫтарым Умница, Шалун һәм Тихоня.
- Это же эколята! Был Тәбиғәтте һаҡлаусылар!
- Эйе, беҙ бергәләп урмандагы ағастарҙы һаҡлайбыҙ, башҡаларҙы да тәбиғәткә һаҡсыл булырға өйрәтәбеҙ.
Мы вместе охраняем защищаем лес, деревья, учим и других бережно относиться к природе.
Давайте, я поближе познакомлю вас со своими друзьями. Они расскажут вам много нового и интересного про царство деревьев!
- Волшебный шар, Веди нас к Тихоне!
- Здравствуй, Тихоня!
- Был нимә ул, балалар? А что это из под снега торчит? Да это же ветки деревьев! А почему они тут лежат? Их же нельзя ломать!
(Звукозапись)
“Cухие, больные и обломанные ветки деревьев необходимо вовремя удалять. Это делается, в первую очередь для здоровья растения. А во вторых, в непогоду сухие ветки, обломи деревьев представляют опасность для людей.”
- Интересно, а почему эта ветка зеленая, а эти ветки голые, без ничего.
(звукозапись)
“Деревья бывают лиственные и хвойные . Лиственные деревья — это те, которые имеют листву (япраҡтар), все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые. Осенью лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.»
- Лиственные деревья на башкирском будет япраҡлы ағастар, а хвойные деревья ылыҫлы ағастар.
- Лиственные деревья, в отличие от хвойных деревьев, зимой спят.
- А какие вы знаете лиственные деревья (берёза-ҡайын, ива-тал, дуб-имән, осина-уҫаҡ.)? Хвойные деревья (ель, сосна, пихта, туя, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис)?
- Балалар, ә ҡайҙа булып бөткән һуң бөтә япраҡтар? Ребята, а куда же подевались все опавшие листья? Давайте поищем! Нам поможет мой друг Умняша! Волшебный шар, веди нас к Умняше!
- Здравствуй, умняша! Ты наверняка знаешь, куда же подевались все опавшие листья?
(Звукозапись)
«Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, снегом, росой, инеем. Снег укрывает корни деревьев, как теплое одеяло, спасает от замерзания. И так как с осени у лиственных деревьев опадают все листочки, они тоже остаются под снежным покровом.»
- Тимәк, бөтә япраҡтар ҙа ҡар аҫтында!
- Бәлки, тылсымлы шар беҙгә ҡар ҡатламы аҫтына күҙ һалырға ярҙам итә алыр? А может наш волшебный шар поможет нам заглянуть под снежный ковер?
(звуки волшебства)
- Бына бөтә япраҡтар! Вот они листочки! Какие вам знакомы?
- Имән япрағын табығыҙ әле, балалар! Ребята, найдите лист дуба!
Дуб на башкирском языке будет «имән”. Повторим все вместе.
Дуб - очень сильное дерево. Он не боится ветра, снега, мороза. А древесину дуба используют для строения кораблей!
- А теперь, ребята, найдите лист клена!
Это лист клена. Саған япрағы. Клен (саған) – это дерево с «ладошками» и «носиками» : листья-«ладошки» и плоды-«носики». Из древесины клена люди делают мебель, музыкальные инструменты (скрипки, гитары). А еще, кленовый сок очень полезен для здоровья!
Это лист березы. Ҡайын япрағы. Береза (ҡайын) – одно из самых красивых и любимых деревьев на планете. Люди пьют березовый сок и из него изготавливают сиропы; из почек берёзы делают лекарство; из древесины получается красивая мебель.
Пальчиковая гимнастика:
Вышли пальчики гулять,
Стали листья собирать.
Красный листик, желтый листик-
Будем из сейчас считать!
Сколько листиков собрали?
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно с ними поиграть!
Это лист рябины. Миләш япрағы. Рябина-миләш. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод варят варенье, компоты.
- Посмотрите на экран, а это какое дерево? Почему нету его листьев на земле? Это же ель(шыршы). Из древесины ели делают мебель, бумагу, картон, ткани, лекарства, муз.инструменты. А также ель-это главное украшение новогоднего праздника.
- Был ағастар бөтәһе лә беҙҙең Башҡортостаныбыҙҙа үҫә! Все эти деревья растут в нашей Республике Башкортостан! И поэтому крому русских названий, мы с вами повторили их названия и на башкирском языке.
- Столько нового мы узнали! Спасибо, Умняша! Волшебный шар, укрой землю обратно, снежным одеяльцем! Ағастар өшөмәйенсә йылыла йоҡлаһындар.
-Долго мы ребята бродили по лесу, устали, замерзли. Согреться и отдохнуть нам поможет мой друг Шалун. Волшебный шар, веди нас к Шалуну!
-Здравствуй, Шалун! Поиграй с нами!
(Звукозапись)
«Персонаж: А сейчас, мои юные друзья, мы с вами отдохнем, согреемся.”
Беҙ урманға барабыҙ, барабыҙ (барыу хәрәкәте),
Йәнлектәрҙе күрәбеҙ, күрәбеҙ (баш менән уң һәм һул яҡҡа хәрәкәт).
Ана тейен һикерә, һикерә (ҡулдар өҫкә),
Ағастарға үрелә (алға табан үрелеү).
- Спасибо, Шалун!
- Балалар, ҡарағыҙ әле, был ниндәй ағас беҙҙең ҡаршыла?
- Это же я, елочка! Тяжело нам зимой, хвойным деревьям! Все лиственные деревья спят, а мы в любое время года работаем, очищаем воздух, а значит дарим людям здоровье!
- Ребята, а давайте мы с вами сделаем много-много елочек! И воздух станет еще чище, и у меня друзей станет больше!
Практическая работа.
Перед вами на столах лежат прямоугольные листы бумаги зеленого цвета. Теперь, находим широкую сторону, складываем пополам, еще раз пополам, и еще раз пополам. Разверните заготовку, на листе образовались сгибы. Теперь по этим сгибам складываем гармошку.
Складываем нашу гармошку пополам.
Во внутреннюю часть гармошки наносим клей и склеим между собой.
- Ниндәй матур шыршылар килеп сыҡты, ай афарин. Әйҙәгеҙ, шыршыларыбыҙҙны теҙеп куябыҙ ҙа, тиҙрәк балалар баҡсаһына ашығайыҡ.
- Какие красивые елочки у нас получились! Поставим наши елочки и поторопимся в детский сад.
3. Заключительная часть
Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, где мы сегодня с вами были? Какие бывают деревья?
Что они зимой делают? Правильно ребята, деревья зимой спят.
А какие листья мы с вами рассматривали?
А вы рады знакомству с моими друзьями?
- Ребята. Мы сегодня очень плодотворно работали. Афарин, Молодцы, похлопаем друг другу!
- А мне уже надо прощаться с вами, и спешить в лес.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....