Проект "Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру

Степанькова Елена Николаевна

Проект "Мир вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas_e.n._plan.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГ ОКРУГА
«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87

«Утверждаю»

заведующий МАДОУ ЦРР д/с №87

_________________Некрасова К.Е.

«___»_____________ 2020 г.

Проект

«Мир вокруг нас»

Автор  проекта:

Степанькова Е. Н., воспитатель

Возраст детей:  5 – 6 лет

Продолжительность:  

01.12.2020 г. – 31.05.2021 г.

Калининград

2020 г.

 

 Пояснительная записка

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе вечный источник детского разума

В. Сухомлинский


Актуальность проекта.

Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее:

«Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. … Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

Знакомство с объектами живой и неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к области «Познавательное развитие». Таким образом, детское экспериментирование является одним из способов достижения данного целевого ориентира. Эксперименты – это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.

По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.

Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.

Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.

Задачи:

-создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;

-формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить  устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

-подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;

-закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

-формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

-обеспечить непрерывность экологического образования в системе «ДОУ - семья»;

-воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Сроки реализации: декабрь 2020-май 2021 года.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

-реализация проекта;

-повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;

-развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;

-воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.

Планирование и организация деятельности

1этап «Подготовительный»:

-подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме;

-определение цели, исходя из интересов и потребностей детей;

-планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;

-обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта;

-привлечение родителей к реализации проекта.

2этап «Основной»: 

Проект реализовывается с декабря 2018 г. по май 2019 г.  Участие в проекте позволяет расширять и систематизировать знания детей о   растениях, животных, явлениях природы, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности детей, развивать у детей доброжелательное отношение к живым объектам, научить правильно вести себя в природе, а также доводить до родителей актуальность экологического воспитания.

 В ходе проекта проведутся наблюдения по сезонам в природе, опытно – исследовательская деятельность, труд в природе и чтение художественной и энциклопедической литературы.

В рамках проекта «Мир вокруг нас» с детьми будут проведены беседы: «Воздух нужен для всего живого на Земле», «Здравствуй, ветер!», «Волшебница вода», «Кто живет в воде», «Отчего происходит смена дня и ночи?».

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, поэтому уделяется большая роль дидактическим играм: «Кому нужна вода?», «Карта – портрет Земли», «Путешествие», «Кто летает, бегает, прыгает», «Что сначала, что потом», «Волшебные льдинки», «Когда это бывает?», «Что здесь случилось?», «Что случилось на прогулке?».

  Проводятся словесные игры: «Съедобное – несъедобное», «Какого растения не стало?», «Вершки – корешки», «Узнай и назови», «Игра в слова», «Где снежинки?».

В ходе реализации проекта  проводится работа с родителями: беседа «Берегите природу», работа по изготовлению кормушек для птиц. Так же родители привлекаются к пополнению уголка природы в группе.

3 этап – «Заключительный»:

 -итоговое занятие «Здравствуй лето»;

-оформление выставки рисунков посвященной родной природе;

- оформление фотовыставки «Мир вокруг нас».

Формы работы с родителями:

-беседа «Берегите природу»;

- работа по изготовлению кормушек для птиц;

-пополнение уголка природы в группе.

-консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам проекта.

Примерное тематическое планирование

Период

Содержание

Декабрь

Рассматривание и беседа по картинам «Кто и как готовится к зиме» (дикие животные).

Экспериментальная деятельность «Как маскируются животные?».

Беседа с элементами экспериментирования на тему «Воздух нужен для всего живого на Земле».

Январь

Беседа с элементами экспериментирования на тему: «Здравствуй, ветер!».

Беседа на тему «Волшебница вода».

Опыт «Вода – растворитель. Очищение воды».

Беседа на тему «Кто живет в воде?».

Февраль

Совместная образовательная деятельность. Чтение и рассматривание энциклопедии «Планета Земля», рассматривание глобуса.

Беседа с элементами экспериментирования на тему: «Отчего происходит смена дня и ночи?».

НОД  на тему «Неживая природа. Каменная одежда земли».

Совместная образовательная деятельность на тему «Планета Земля в опасности!».

Март

Совместная образовательная деятельность на тему «Пройдет зима холодная».

Целевая прогулка: «Наблюдение за природой ранней весной».

Экспериментальная деятельность: «Холодное и теплое помещение для растений».

Цикл наблюдений в уголке природы за ветками березы с зарисовкой этапов пробуждения почек.

Апрель

Совместная образовательная деятельность на тему «Цвета в природе».

Труд в природе: «Сделаем нашу планету чище».

Совместная образовательная деятельность на тему: «Волшебная страна Насекомых».

Аппликация на тему: «Бабочки на лугу».

Май

Совместная образовательная деятельность на тему: «Мир насекомых».

Наблюдение за муравьиной тропой на прогулке.

Оформление выставки рисунков посвященной родной природе.

Оформление фотовыставки «Мир вокруг нас»

Итоговое занятие «Здравствуй лето».

Заключение: Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Литература:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2.        СанПиН.

3.        Шорыгина Т. А. Беседы о русском Севере: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва: Сфера, 2008. - 96 с. - (Вместе с детьми).

4.   Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва : Сфера, 2009. - 96 с. - (Вместе с детьми)

5.        Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

. Шорыгина Т.А.  Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. (Вместе с детьми)

6. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.

7. Автор-составитель Поваляева М.А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 416 с.

8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.

9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы  дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил. – (Дошкольный мир).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...