Проект "Накормите птиц зимой!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Щербакова Людмила Анатольевна

Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Когда ночная температура падает до –10° С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Когда морозы чередуются, с оттепелями все покрывается ледяной коркой. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в теплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в Нижегородской области зимой наиболее часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь и во второй половине зимы – свиристель. Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.       

Этим и объясняется выбор темы проекта: «Покормите птиц зимой!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Накормите птиц зимой"731.7 КБ
Файл Квест83.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект с детьми подготовительной группы совместно с родителями

«Накормите птиц зимой!»».

 «Охранять природу - значит охранять Родину»

М. Пришвин.

     Актуальность.

     Большое количество птиц гибнет с наступлением холодов и человек может и должен помочь им пережить стужу. Осенью многие птицы не улетают в жаркие страны, остаются зимовать на родине. В это время они переживают холод, заморозки, отсутствие крова и питания. Именно человек может помочь  перенести птицам это время и выжить. Люди стараются делать кормушки и развешивать их в палисадниках частных домов. Родители должны не только рассказывать об этом детям, но и подавать пример помощи и заботы о пернатых жителях, насыпать корм в птичьи кормушки. Изготовить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока, а если немного пофантазировать, то и из старой строительной маски тоже можно сделать превосходную кормушку.

     Тип проекта: информационно-творческий.

     Вид проекта: групповой.

     Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

     Участники: педагог, дети и родители.

Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи человека с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.  

Задачи:

1. Расширить знания детей о приспособляемости птиц в холодный период. 

2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами у кормушек.

3. Воспитывать желание помогать птицам в зимний период.

4. Научить детей правильно организовать подкормку птиц в зимний период. 

Ожидаемый результат: сформированность у детей понятие какие птицы остаются зимовать, как им помогать в зимний период. Активное участие родителей в реализации проекта по изготовлению кормушек. 

Первый этап – подготовительный.

-Создание развивающей среды

-Подбор игр, оборудования и методической литературы

Второй этап - основной.

- Организовать конкурс семейных поделок: «На самую оригинальную кормушку для птиц» 

- Беседа, совместная прогулка с детьми в лес

- Консультация для родителей: «Как совместно с ребенком сделать кормушку».

- Рисование на тему «Кормушка для птиц», «Зимующие птицы».

- Конструирование с крупным строительным материалом: «Кормушка»

- Рассматривание картинок, иллюстраций в журналах, книгах.

- Разучивание стихов о зимующих птицах.

- Отгадывание загадок.

Третий этап - практический.

- Изготовление кормушек.

- Установка кормушек на территории дошкольной группы.

- Подкормка птиц.

1 неделя

- Беседа о зимующих птицах.

- Домашнее задание составление рассказов детьми (вместе с родителями) о зимующих птицах. Рассматривание картинок.

- Предложить родителя совместно с детьми изготовить кормушки.

- Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»

-Оформление информационного уголка «Как можно помочь птицам пережить зиму», «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

- Беседа: «Какие живут у нас птицы зимой».

- Просмотр презентации: «Зимующие птицы».

2 неделя

- Рисование «Зимующие птицы».

-ООД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Зимующие птицы»

- Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

- Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах».

- Д/ и «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу».

Чтение художественной литературы:

- Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей».

- М. Горького «Воробьишко».

- Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона».

- Сухомлинского «О чём плачет синичка».

- Бианки «Синичкин календарь»

- Творческое рассказывание «Как я спас птичку».

- Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах.

C:\Users\123go\Pictures\1.jpgC:\Users\123go\Desktop\среда\IMG_20211201_143525.jpgC:\Users\123go\Pictures\2.jpgC:\Users\123go\Pictures\д.jpg

     Выводы:

     - у детей значительно увеличился активный словарь по теме «Зимующие птицы»; 

     - дети стали бережнее относиться к птицам, заботиться о них в зимний период времени; 
     - все родители были привлечены к коррекционно-воспитательному процессу.

Литература

  1. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, Ф.Ф. Филиппенко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015 – 232 с.: ил.
  2. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа/ авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329 с.
  3. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с



Предварительный просмотр:

 «Покормите птиц зимой»

Квест-игра для детей подготовительной  группы

2022 г.


Цель:

Формирование экологической культуры у детей, воспитание бережного  отношения к зимующим птицам.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о природе, об условиях, необходимых для жизни зимующих птиц;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  •  развивать познавательный интерес детей, любознательность, внимание, наблюдательность.

Развивающие:

  • развивать внимание и зрительное восприятие;
  • совершенствовать диалогическую речь;
  •  активизировать словарь детей словами: зимующие, тинькает, трещит ,неприхотливые.

Воспитательные:

  • вызывать желание беречь и  помогать зимующим птицам;
  • воспитывать культуру общения, умения выслушивать  товарищей;
  • формировать экологическую культуру у детей.

 

Пособия и материалы:

Разрезные картинки с изображением птиц:   ворона,   рюкзак,   части кормушки (палочка, верёвка, пластина-крышка, пластиковое ведро), корм для птиц, следы птиц, презентация.

Предварительная работа

Беседы, просмотр презентаций о зимующих птицах, чтение художественной литературы.

Ход игры:

На экране появляется тинькающая птичка синичка (анимированная птица с пением)

 -Мне кажется, что птичка обращается к нам.

-Как вы думаете, о чём она может нас попросить и что сказать?

(Предположения детей)

- Я думаю, что этой птице трудно жить зимой. А как вы думаете, почему?

-Да, ребята, ведь для птиц зимой не так страшен холод, как голод.

-Легко ли птицам найти корм? Почему?

-А где же они его находят?

-Птицам холодно зимой,

Птицам голодно порой,

Вы, ребята ,поспешите,

Их бедняжек покормите.

Крошки, семечки и сало,

Вот чего им не хватало.

Ягоды рябины, орехи и пшено

В кормушки положит

Сделайте добро!

-А вы хотите помочь птицам?

-Что же мы для них можем сделать? (Смастерить кормушки.)

- А что нам для этого нужно, из чего можно сделать кормушку? (Предположения детей)

-Я вам в этом могу помочь, только сначала надо выполнить определённые задания. Давайте возьмём вот этот рюкзачок и  отправимся в путь.

-Посмотрите, ребята, здесь чьи –то  следы. Может не только синичка просит помощи?

-Давайте пойдём по ним и посмотрим, куда они нас приведут.

 Игра «Собери картинку»

(Подходят к столам с разрезными картинками снегиря, синицы, воробья, вороны, сороки)

- Узнаем, кто  здесь  изображен?  Соберите картинки.

(Дети  собирают   картинки)

Как называется эта птица? А эта? Теперь мы с вами знаем, какие птицы просят   о помощи.

(За выполнение задания дети получают палочки и кладут их в рюкзачёк).

-Давайте отправимся в путь дальше. (Следы приводят на стульчики. Дети садятся перед экраном).

  Игра «Прятки»  

- А сейчас я хочу узнать,  какие вы догадливые. Угадайте, что за птица спряталась?

( слайд  с частично закрытыми изображениями.)

(За выполненное задание дети получают веревочку).

-Давайте и веревочку положим в рюкзак,  может она пригодится…

-Отправляемся по следам дальше.

-Следы привели нас на поляну с синичкой (анимированная синичка на экране)

-Давайте поиграем с синичкой.

Игра-физкультминутка      

Скачет шустрая синица(прыжки по залу на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на двух ногах)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на 2х ногах)

Тири – тири, (прыжки на месте на 2х ногах)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

                                                                                                                                                 

-За то, что вы  такие ловкие,    получите  крышку-крышу. Уберём её к себе в рюкзачок.

-Отправимся дальше в путь.

 (Следы приводят к столу с кормом для птиц).

-Выберите  для птичек  нужный корм. (Дети выбирают и обосновывают свой выбор).

-Давайте вспомним, какая птичка, что любит.

Синичка- сало.

Снегирь -семена деревьев, ягоды.

Воробей-  пшено, белые хлебные крошки

Сорока- белый хлеб.

-А чем нельзя кормить птиц -чёрным хлебом, конфетами, жареные семечки.

-Корм выбрали, молодцы, давайте возьмём его с собой. Он нам тоже пригодится.

(Воспитатель обращает внимание на коробку, стоящую под столом)

 -А теперь заглянем,  что там лежит? Посмотрите, какие интересные ведра с отверстиями здесь приготовлены.  

-Давайте посмотрим, что мы сегодня собрали.

 (палочки, веревки и ведерки.)

- Как можно использовать эти предметы?

-Куда можно насыпать корм? (в ведёрко)

-Для чего нужна веревка? С помощью чего его подвесить? (с помощью веревки)

-А для чего нужна эта крышка? А что пригодится, если пойдет снег и корм намокнет? (крыша)

-А если маленькая птица окажется на дне кормушки, что ей поможет выбраться? (палочка)

-У нас получится  кормушка. 

-Я предлагаю вам сейчас смастерить кормушки и украсить их. Мы положим в кормушки корм, и птицы на нашем участке не будут голодать.  Каждый из вас может выбрать нужный корм  

(Дети мастерят и украшают кормушки с помощью аппликации)

-Теперь наши птицы не замёрзнут, мы поможем им пережить холодную зиму. Только не  забудем, что птичек надо кормить каждый день.

-Посмотрите на экран, как радуется наша синичка.

Слетайтесь, слетайтесь,

Лесные пичуги!

Теперь не страшны нам

Холодные вьюги.

В холодные вьюги,

В голодные вьюги

По небу весело скользя.

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо, вам великое!»

(На экране анимированные синички слетаются на кормушку и весело тинькают).

-А сейчас берем наши кормушки и собираемся на прогулку. Там мы сможем покормить птиц, которые прилетают к нам на участок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...