ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЗДУШНОЕ КОРОЛЕВСТВО
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Емельянова Марина Юрьевна

Систематизация и расширение представлений о воздухе у детей  старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emelyanova_.docx173.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

ПУТЕШЕСТВИЕ

 В ВОЗДУШНОЕ КОРОЛЕВСТВО

Организованная образовательная деятельность

по познавательному развитию c элементами опытно-экспериментальной деятельности для детей 6 – 7 лет

Подготовила:

Емельянова Марина Юрьевна,

воспитательI категории

2022

Цель. Систематизация и расширение представлений о воздухе у детей  старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • обогащать и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах (прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность);
  • знакомить старших дошкольников с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек используетвоздух (ветер);
  • развивать познавательный интерес и познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста;
  • учитьдетейустанавливатьпричино-следственныесвязи, выдвигатьгипотезынаосновеэлементарногоэксперимента и делатьвыводы;
  • развивать стремление к познанию через опытно-экспериментальную деятельность;
  • выявлять динамику сформированности экологических знаний о неживой природе у детей шестилетнего возраста;
  • воспитывать инициативность, активизироватьречевуюдеятельность.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы организации занятия: беседа, объяснение, ситуативный разговор, опытно-экспериментальная деятельность.

Планируемые результаты:дети 6 – 7 лет проявляют любознательность, активно участвуют в экспериментальной деятельности,рассуждают и делают простейшие выводы; делятся с педагогом и сверстниками впечатлениями; дети выражают положительные эмоции (радость, интерес, удивление, восхищение), проявляют заботу об окружающей среде.

Предварительная работа:

  • наблюдения во время прогулки за ветром, облаками;
  • чтение детям: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»;
  • изготовление с детьми вееров из бумаги.

Словарная работа: прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.

Материалы:стаканчики с водой и соломинками, веер на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик.

Ход организованной образовательной деятельности

I. Организационный момент

Воспитатель. Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками,отгадайте загадку:

Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём.

Дети: Воздух.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем знакомиться с воздухом. Как вы думаете, где его искать? (Ответы детей: он везде -  и в комнате, и в земле, и в воде).

Воспитатель. А почему мы его не видим? (Воздух прозрачный, через него всё видно).

Воспитатель. А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

II. Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт 1 «В стакане есть воздух»

Необходимо перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2 «Что в пакете?»

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Ребята, посмотрите, пожалуйста, что в пакете? (В пакете нет ничего.)

А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) . Почему мы не видим воздух?

Вывод. Воздух прозрачный. Что еще прозрачное? (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)

Опыт 3 «Воздух – упругий»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

Вывод. Воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:ЕМЕЛЬЯНОВА:IMG_20220127_102732.jpg

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:ЕМЕЛЬЯНОВА:IMG_20220127_102735.jpg

Опыт 4 «Воздух находится везде»

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод. В почве есть воздух.

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:ЕМЕЛЬЯНОВА:IMG_20220127_103610.jpg

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:ЕМЕЛЬЯНОВА:IMG_20220127_103519.jpg

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод. В камне есть воздух.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (Подуем на ладонь.)

Воспитатель: Что получается? (Ветер)

Воспитатель: Что такое ветер? (Ветер – это движение воздуха.)

Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».

III.Физкультминутка «Ветер»

Дует ветер нам в лицо

махи руками в лицо

Закачалось деревцо

руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише

приседание

Деревцо всё выше, выше

поднимание вверх на носочках.

IV. Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт 5 «Веер»

Воспитатель. А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? (Ветер.)

Воспитатель. Для чего люди изобрели веер? (Чтобы было прохладно.)

Воспитатель. А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером.)

Вывод. Воздух можно почувствовать.

Воспитатель. Где используется ветер человеком? (Парусные лодки, ветряные мельницы.)

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:ЕМЕЛЬЯНОВА:IMG_20220127_103154.jpg

Опыт 6

«Мы дышим воздухом»

Воспитатель: Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.Что видим? (Пузырьки.)

 Что это значит?

Вывод. Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:ЕМЕЛЬЯНОВА:IMG_20220127_102547.jpg

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:ЕМЕЛЬЯНОВА:IMG_20220127_105659.jpg

Опыт 7  «Слышим воздух»

Воспитатель. Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?

Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)

Опыт 8 «Воздушный шар»

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух.)

Воспитатель. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик)

Вывод. Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:ЕМЕЛЬЯНОВА:IMG_20220127_103035.jpg

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:ЕМЕЛЬЯНОВА:IMG_20220127_103244.jpg

Macintosh HD:Users:user:Desktop:2021-2022:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:ЕМЕЛЬЯНОВА:IMG_20220127_104128.jpg

V. Итог занятия

Воспитатель.Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?

(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)

- Где можно встретить воздух?

- Почему мяч прыгает?

- Почему мы не видим воздух?

- Что такое ветер?

Воспитатель.Ребята, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в королевство Здоровья"

Коррекционное интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....

Развлечение "Путешествие в королевство Воды".

Развлечение по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья»

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровье - сберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья» Программное содержание: -  Воспитывать привычку здорового образа...

Интегрированная деятельность по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в Королевство Здоровья».

О формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольника,создании условий для формирования у детей гигиенических навыков....

Занятие-путешествие «В стране легких, или путешествие воздушных человечков»

Цель: ü  Дать детям представление о том, дыхание – это одна из важнейших функций организма.Задачи:v  Образовательные:          - показать р...