Конспект занятия по экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Катошина Елена Николаевна

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 2 Солнышко»

152150 Ярославская область, г. Ростов, ул. Луначарского 30А

Занимательное дело

Образовательная область: Познавательное развитие

 у  детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

на тему: «Лаборатория чудес»

        Автор:

Катошина Е.Н.

Морозова Н.Н.

.

                                                                                                                                                                                                             

г. Ростов,2021

Пояснительная записка

Занимательное дело «Мозаика чудес»

 у  детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Образовательная область: познавательное развитие

Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В ходе поисково-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Цель: создать условия для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность  (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать).

Задачи:

1.Обучающие:

1.1. Создать условия для обучения детей навыкам исследовательской деятельности;

1.2. Создать условия для обучения детей делать выводы путём экспериментирования; 

2. Развивающие:

2.1. Создать условия для расширения кругозора детей путём практического опыта;

2.2.Создать условия для развития у дошкольников познавательной активности, любознательности, воображения и мышления;

2.3. Создать условия для развития умения анализировать полученные результаты.

3. Воспитательные:

3.1.Создать условия для воспитания сосредоточенности, чуткости, дружеского взаимоотношения, внимания, доброжелательности, желания прийти на помощь;

3.2. Создать условия для  радостного эмоционального настроения у детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно -исследовательская, двигательная, продуктивная.

Оборудование, материалы:  конфеты Скитлс, сахар, тарелки, стаканы, скрепки, магниты, воздушные шары, бумага, гуашь.

Ход ОД

Этапы НОД, продолжительность,  

Ход ОД

Технологии, методы, приёмы

Результат

Деятельность педагога и действующих лиц

Деятельность воспитанников

1.Организационный

1мин

Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность во время НОД

  Воспитатель: Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

А для того, чтобы у нас было хорошее настроение и доверительные отношения, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом, сигнал пройдя по кругу через каждого из вас снова дойдет до меня.

- Я рада видеть вас сегодня  таких красивых, добрых, с хорошим настроением!  - Этот день мы проведем вместе.

- Пусть вам он нам принесёт радость и много интересных впечатлений.

- Я хочу, чтобы сегодня всё получилось.

- А для этого мы должны помогать друг другу!

словесный (слова приветствия, пояснения).

Настрой на совместную деятельность

2.Мотивационный

2 мин

Создание условий для мотивации дошкольников к предстоящей деятельности.

Ребята, посмотрите, что вы видите вокруг?

Посмотрите, а что это лежит на полу?

(ребёнок поднимает коробку и отдаёт воспитателю).

В: – Давайте посмотрим, что это. (Это лупа).

В: - Ребята, здесь есть надпись!!! Это лупа профессора Почемучкина. Наверное, он ее обронил. И теперь не может найти. Нам срочно нужно найти профессора, и вернуть ему лупу.  Согласны?

Где же нам его найти? Где он может быть?

- В лаборатории..

- Что такое лаборатория?

- Ответ детей (Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).

- А как же нам туда попасть?

- Я вам предлагаю отправиться туда с помощью волшебной тучки (показывает большой шар в форме тучки с длиной ниткой)

Встаньте вокруг меня, закройте глаза и возьмитесь за ниточку, и произнесём волшебные слова.

Отнеси нас тучка

В лаборатоию чудес

Где опыты  волшебные, где превращения интересные.

Закружи нас, заверти ,в Лабораторию  перемести.

Воспитанники осматривают группу, и замечают коробку.

Положительный настрой на совместную деятельность

3.Активизация имеющихся знаний

3 мин

Перемещаются в лабораторию

- Ребята, вот мы с вами прибыли в нашу лабораторию чудес.

- А где же профессор Почемучкин?

- Вы его видите?

- Я думаю, что для того, чтобы он к нам пришёл, нам нужно с вами немного поработать в его лаборатории.

Первым делом, как все учёные  мы с вами должны одеть специальную одежду.

(дети одевают фартуки, воспитатель - халат)

- Теперь мы с вами точно настоящие исследователи.

(садятся за столы)

- Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.

Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Дети перемещаются в лабораторию и повторяют правила поведения. Переодеваются в фартуки.

Вспомнили правила поведения в лаборатории.

  1. Сообщение темы, проведение опытно-экспериментальной деятельности

18мин

-Ребята, напомните какое сейчас время года?

- Какие осадки чаще всего встречаются зимой? (снег)

- А что происходит со снегом в тепле? (тает)

- Давайте проверим, действительно ли это так?

1. "ТАЯНИЕ СНЕГА"

Ребята, посмотрите перед вами стоят стаканы. Что лежит у вас в стакане? (ответы детей)

Как вы думаете снег растает или нет? (ответы детей). Почему? Во что превратится снег?

Чтобы это проверить нужно время,давайте отставим стаканы в сторонку и пока  перейдём к следующему опыту.

 А к этому  опыту мы вернёмся позже.

  1. «ДОСТАНЬ БЕЗ ПОМОЩИ РУК»

Воспитатель: 

Вам нужно достать из банки предметы, так, чтобы не касаться их руками.

Подсказка: вам поможет одно из свойств воды»

Воспитатель: Я думаю, что вы и с этим заданием справитесь, проходите к исследовательскому столу.        

 (На столе банка с мелкими лёгкими предметами, заранее приготовленный большой объем воды, таз)

Воспитатель: Какие будут ваши предложения?

Дети обдумывают, предлагают свои действия, приходят к выводу, что нужно вливать воду, пока она не польётся через край вместе с предметами. Проделывают эти действия.

Воспитатель: Вода имеет свойство плотности и может наполнить любой сосуд, вытолкнув любой легкий предмет.

Повторите свойство воды, которое вам помогло – плотность.

Дети повторяют: Это плотность,

  1. «ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного гуаши, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и поднимается вверх по башне.

Физкультминутка.

Давайте немного отвлечёмся от работы и потанцуем.

 Возьмите в руки необычные гантели, повторяйте за мной.

Гантели в руки мы возьмём,     (наклоняемся и берём гантели в обе руки)

И немного потрясем.  (трясем их обеими руками перед собой)

Вместе мы попрыгаем,   (прыгаем, трясем гантели над головой)

Руками мы подвигаем.  (махи обеих рук по сторонам)

Вот так, вот так,   (шагаем, в такт трясём перед собой)

Будем весело трясти.

Вот так, вот так, (кружимся на носочках вокруг себя)

Что за чудо посмотри!   (протягиваем руки перед собой

Воспитатель: Ой, посмотрите, что случилось с водой в гантелях?

Дети: она стала цветной.

Воспитатель: Какие цвета  получились у вас?

Дети перечисляют по очереди

Воспитатель: Ребята, вы проделали опыт, сами того не замечая!

Кто из вас догадался, в чем секрет? (в случае затруднения раскрыть секрет опыта)

Дети: вода окрасилась. 

Воспитатель: А  что можно сказать о цвете обычной воды? (У воспитателя бутылочка с обычной водой)

Вывод:  обычная вода не имеет цвета, она бесцветная.

5 "ФИЛЬТРУЕМ ТАЛУЮ ВОДУ"

А сейчас, ребята, вернёмся к нашим стаканам со снегом. Посмотрите что произошло со снегом? (ответы детей)

Как вы думаете вода в стакане чистая? Давайте пропустим воду через фильтр.

Пропускаем воду полученную из снега через фильтр (вату). На вате осталась грязь.

Вывод: В снеге содержится грязь. Поэтому снег и снеговую воду нельзя употреблять в пищу, поскольку они очень грязные.

После проведения всех опытов выходит  профессор Почемучкин.

-Здравствуйте ребята. Как я рад всех вас видеть у себя.

Когда я в прошлый раз был у вас в гостях, я потерял свою волшебную лупу. А без неё я работать не могу.

Вы  не находили?

(ответы детей)

- Не расстраивайся профессор, мы как раз для этого к тебе и пришли, чтоб отдать  лупу, мы его нашли.

 - спасибо , я очень рад.

Теперь я снова смогу работать.

- И предлагаю вам провести  ещё один опыт .

5. Цветные ледяные игрушки.

Дети , что вы видите у вас не столах?

Для этого опыта я приготовил для Вас формочки, цветную воду. Предлагаю налить воду в формочки, оставить в открытом месте для охлаждения. Для того, чтобы наши игрушки замёрзли, нужно время.

Поэтому предлагаю вам вернуться в группу, а я пока поколдую над вашими цветными формочками.

Воспитатель: Хорошо профессор, тогда мы обязательно вернёмся в следующий раз.

(снимают фартуки)

.- До свидания..

Ребята, давайте возьмемся за тучку, произнесем волшебные слова, чтоб нам вновь оказаться в группе.

Ты неси нас тучка,

Прямо в детский сад

Закружи нас, заверти ,в группу нас перемести.

5. Рефлексивный этап  

Подведение итогов НОД

1 мин

Ребята, пока вы снимали фартуки, профессор мне кое что шепнул. Он сказал, что тучку можно лопнуть с помощью булавки.

Давайте, попробуем и посмотрим, что из этого получится (показывает булавку), (лопается туча и на детей         высыпаются снежинки)- Здесь веселые и грустные снежинки. Если вам понравилась наша встреча, возьмите веселую, если нет – грустную.

Все взяли себе снежинку, подойдите все ко мне. Я вижу, вам понравилась наша встреча.(опрос детей об интересных для них моментов)  

Ребята, что мы нашли в группе? (лупа)

Чья она был? (профессора)

Где мы с вами побывали? (в лаборатории)

Какой опыт вам понравился больше всего?

Ребята, вы сегодня большие молодцы. Вы справились со всеми заданиями и благодаря вам профессор Почемучкин нашел свою лупу.

Надеюсь, что наше путешествие вам надолго запомниться и вы расскажите о нем своим друзьям и родителям.

Говорят, что им запомнилось, понравилось.

Организация рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе.  Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Путешествие в страну "Знайка"

Это занятие по экспериментированию, где дети узнают свойства резины. В гости к детям приходит Пятачок и они вместе отправляются путешествовать в страну "Знайка"....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Снег и его свойства»

Эх, матушка Зима - всё укутала в снега!Каждый год, в январе, мы проводим тематическую неделю "Зимние игры и забавы". Эти зимние денёчки очень любят наши детки. Это и весёлые игрища на прог...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности во 2младшей группе "Волшебница-вода"

Задачи. 1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....